В основе представленных систем лежат методы автоматической классификации. При классификации используется обучающая выборка: с учителем, когда для каждого примера в явном виде задается значение признака его принадлежности к некоторому классу; без учителя – система сама выделяет классы ситуаций.
В результате обучения системы автоматически строятся обобщенные правила или функции, определяется принадлежность ситуации к конкретному классу. Таким образом, формируется база знаний. Далее система корректируется по мере накопления опыта.
Общие недостатки:
1) возможна неполнота или зашумленность обучаемой выборки и как следствие относительная адекватность базы знаний к возникающим проблемам;
2) проблемы с плохой смысловой ясностью, зависимостью признаков, неспособностью объяснения;
3) ограничение в размерности признаков пространства.
Индуктивные системы
Обобщение примеров по принципу от частного к общему сводится к выявлению подмножеств, относящихся к одним и тем же подклассам и определению для них значимых признаков. Процесс классификации осуществляется следующим образом:
1) выбирается признак классификации;
2) по значению выбранного признака множество разбивается на подмножества;
3) выполняется проверка (принадлежит ли подмножество одному классу);
4) осуществляется проверка;
5) для подмножества примеров с несовпадением классообразующего признака процесс классификации продолжается с пункта 1.
Процесс классификации можно представить с помощью дерева решений табл. 2.
Анализ новой ситуации сводится к выбору ветви действия, которая полностью определяет эту ситуацию. Поиск решения осуществляется в результате последовательной проверки признаков классификации, каждая ветвь дерева соответствует одному правилу решения.
Таблица 2
Признаки классификации
| Классифицирующий признак | Признак классификации | |||
| Цена | Спрос | Конкуренция | Издержки | Качество |
| Низкая | Низкий | Маленькая | Маленькие | Низкое |
| Высокая | Низкий | Маленькая | Большие | Высокое |
| Высокая | Высокий | Маленькая | Большие | Низкое |
| Высокая | Высокий | Маленькая | Маленькие | Высокое |
| Высокая | Высокий | Маленькая | Маленькие | Низкое |
| Высокая | Высокий | Маленькая | Большие | Высокое |
Лекция № 3 ИИС






