Выполнение плана розничного товарооборота и организация бесперебойной продажи товаров зависят от поступления товаров в необходимом количестве и соответствующем ассортименте.
В процессе анализа поступления товаров необходимо установить:
– выполнение плана поступления в целом, по товарным группам и источникам поступления;
– ритмичность поступления товаров по периодам года;
– выполнение договорных обязательств поставщиками;
– организацию доставки товаров, частоту и своевременность завоза.
Для проведения анализа поступления товаров используются:
– данные оперативного учета о поступлении, расходе и остатках товаров;
– инвентаризация оплаты и соблюдение плана поставки товаров;
– статистическая отчетность (4-торг (продажа)).
Анализ проводится за год, по кварталам, а при необходимости по месяцам и декадам.
Анализ поступления товаров проводят в увязке с изучением динамики развития товарооборота.
Взаимосвязь поступления и реализации товара можно установить по балансовой увязке показателей, приведенных в формуле товарного баланса (2.1).
|
|
Зн + П = Р + В + Зк. (2.1)
Как видно из формулы товарного баланса:
П = Р + В + Зк – Зн (2.2)
Факторы, связанные с обеспечением товарных запасов влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов на начало периода, поступление товаров, прочего выбытия и запасов на конец периода.
Р = Зн + П – В – Зк (2.3)
Как видно из формулы поступление товаров оказывает положительное влияние на развитие товарооборота.
Анализ поступления товаров проводится по общему объему, в разрезе источников поступления, товарных групп, поставщиков.
При проведении анализа составляется специальная таблица и выявляются возможности роста поступления товара в разрезе поставщиков. При анализе выясняют как они выполнены (по общему объему, срокам, ассортименту, количеству, качеству, условиям поставки и другим критериям). Если договора не выполнены, то выясняют причины и виновников.
Виновниками могут быть:
– поставщики (недопоставка товара, нарушение сроков). Следует принять меры в виде экономических санкций, что позволит выполнить договор в полном объеме и качеству поступивших товаров;
– покупатели (отказ от заказанных товаров, отсутствие денежных средств для оплаты заказа). Следует установить виновников и определить возможности взыскания убытков, штрафов и разработать меры по улучшению коммерческих расчетов. Причины нарушения договоров изучают по данным оперативного учета их выполнения, по материалам учета претензий и другим источникам информации.
Завершается анализ выявлением резервов роста товарных запасов, среди которых можно назвать привлечение товаров из местных источников, что способствует экономии расходов на транспортировку и ускорению оборачиваемости товара и закупку товара на льготных условиях.