Стадии бюджетного процесса в РФ

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Составлением проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, исполнительные органы субъектов федерации и местные администрации. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года и рассматривается в трех чтениях.

Первое чтение: проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой РФ в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу РФ Правительством РФ. В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально–экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, указанные выше. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ;вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;поставить вопрос о доверии Правительству РФ.Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект закона считается повторно отклоненным в первом чтении.

Второе чтение: рассмотрение Государственной Думой законопроекта во втором чтении происходит в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Его предметом являются: приложения к закону о бюджете, устанавливающие перечни главных администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;приложение к закону о бюджете, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, государственных внутренних и внешних заимствований РФ, государственных гарантий РФ в валюте РФ и иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период; Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету. В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов федерального бюджета, рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ.

Третье чтение: Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с принятым во втором чтении распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета утверждаются ведомственные структуры расходов федерального бюджета на каждый из трех последующих лет бюджетного цикла. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает его в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае, если закон был отклонен Советом Федерации, он передается в согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон о бюджете, и она повторно рассматривает его в одном чтении. В результате повторного рассмотрения и принятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Президентом РФ закона о бюджете он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ. Решение согласительной комиссии с проектом закона передается в Государственную Думу на повторное рассмотрение в одном чтении. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон о бюджете подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджетов возлагается на соответствующие финансовые органы. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: