Межбюджетные отношения в РФ

межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично–правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В настоящее время эффективная и справедливая система межбюджетных отношений как принцип управления общественными финансами строится на следующих началах:

1) законодательно закрепленные, основанные на единых принципах, стабильные и предсказуемые финансовые взаимоотношения между публично–правовыми образованиями;

2) сбалансированное и взаимоувязанное разграничение расходных обязательств и доходов публично–правовых образований;

3) возможность и заинтересованность для региональных и местных властей самостоятельно формировать свои бюджетные расходы и доходы исходя из интересов и предпочтений региональных (местных) сообществ;

4) объективная, формализованная и прозрачная система бюджетного выравнивания;

5) наличие стимулов для повышения эффективности управления региональными и местными финансами и, при необходимости, санкций, обеспечивающих соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований.

Межбюджетные отношения реализуются путем осуществления межбюджетных трансфертов, т.е. средств, предоставляемых одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы РФ могут предоставляться в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, а также межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов (только из федерального бюджета).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ (муниципальным районам, городским округам, поселениям), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ (муниципальных районов, городских округов, поселений).

Под субсидиями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств. Бюджетам субъектов РФ они выделяются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ (например, содержание и развитие предприятий, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (например, природопользование, вопросы образования и науки, защита материнства и детства), и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Местным бюджетам субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (содержание муниципального жилищно–коммунального хозяйства, благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований и др.), а совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств нижестоящих бюджетов, возникающих при выполнении полномочий вышестоящего бюджета. К таким обязательствам, например, относятся управление федеральной государственной собственностью, реализация федеральных социальных программ, строительство федеральных дорог и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: