Государственный финансовый контроль: задачи и методы

Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операции и целесообразности произведенных расходов.

Целью гос-ого финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях – для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Основные задачи гос-ого финансового контроля:

•проверка правильности составления и использования гос. бюджета на всех уровнях бюджетирования;•проверка имущественного состояния и эффективности использования гос-ых ресурсов п/п организаций;•соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, тарифной и валютно–денежной политики;•соблюдение норм и правил ведения бух учета, предоставления бух-ой и статистической отчетности;•выявление резервов роста финансовых ресурсов государства.

Основные методы финансового контроля:

1. Проверки. Здесь исследуется ограниченный круг показателей. Результаты проверки обычно оформляются справками или докладными записками. Различа-ют проверки:плановые и внеплановые;тематические: по определенному кругу вопросов или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с отдельными участками финансово–хозяйственной деятельности организации;встречные; проводимые налоговыми органами:

а) документальная (выездная) проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должност-ных лиц;

б) камеральная проводится по месту нахождения налогового орга-на.

2. Наблюдение (мониторинг).Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

3. Обследование. Отличается от проверки тем, что охватывает более широкий круг показателей и распространяется практически на все стороны деятельности предприятия. Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово–хозяйственной деятельности.предприятий, учреждений и организаций. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

4. Надзор. Касается предприятий, получивших лицензии на какие–либо работы, и проводится органом, выдавшим лицензию.

5. Анализ. Направлен на изучение фактически сложившихся показателей с целью выявления негативных тенденций в их изменениях для принятия своевременных финансовых решений. Наиболее эффективным является сличение показателей фактически достигнутого уровня с данными предшествующих лет. Анализ проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансовой отчетности. В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий и организаций, соблюдение финансовой дисциплины и т.д.

6. Ревизия. Представляет собой проверку эффективности и целесообразности проведения различных операций. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эк-ой эффективности совершаемых хоз-ых операций, бюджетных процедур; соблюдение финн-ой дисциплины; сохранение гос-ой собственности; обеспечение достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии: выявление и предупреждение нарушений финансово–хозяйственной деятельности ревизируемого объекта. Ревизия охватывает все направления фи-нансово–хозяйственной деятельности организации. В ходе ревизии проверяется соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, сохранность денежных средств и материальных ценностей, выполнение требований законодательства при совершении организацией различных операций.

Также в ходе ревизии проверяющие должны убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, проверить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В бюджетных организациях особое значение имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению.

Важным разделом ревизии обычно является проверка операций с основными средствами, нематериальными активами, инвестиций, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и др. Ревизор проверяет формирование финансовых результатов и распреде-ление.

Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению матери-ального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата финансово–хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансо-во–хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово–хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово–хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово–хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает проверку всех сторон финансово–хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, свое-временности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций (всей первичной операции) на определенном участке деятельности за весь проверяемый период, и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других – выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой–то короткий период.

В процессе осуществления финансового контроля применяют различные приемы документального и фактического контроля.

13. По принадлежности можно выделить 3 группы (рис. 3). Первая группа - органы ГФК законодательных и представительных органов власти. Вторая - органы ГФК исполнительных органов власти. И третья - подразделения внутреннего контроля исполнительных органов власти.

К первой группе в первую очередь относится Счетная палата РФ. Сюда же можно отнести КСП законодательных собраний субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые осуществляют свои контрольные функции в пределах полномочий соответствующего уровня бюджетной системы.

Ко второй группе относятся Банк России, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Минфин России, Федеральное казначейство, финансово-казначейское управление, ФНС России, Федеральная таможенная служба, а также финансовые и контрольно-ревизионные органы субъектов Российской Федерации. К третьей, думаю, понятно - внутриведомственные контрольно-ревизионные отделы, управления и т.д. Все вышеуказанные органы должны осуществлять контрольно-ревизионную деятельность строго в пределах своих полномочий, которые установлены законодательством России и нормативно-правовыми актами, не дублируя и не подменяя друг друга.

14. Оборот валового внутреннего продукта осуществляется в материально-вещественной форме (продукция, товары, услуги) и в стоимостной форме. Финансовые отношения возникают при создании, распределении, перераспределении и потреблении финансовых ресурсов. Управление этими процессами происходит с помощью финансового планирования.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление перспективного финансового плана. Данный план представляет собой финансовый документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной год для каждого уровня бюджетной системы и содержащий данные о прогнозных возможностях соответствующего бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования плана является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Перспективный план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Для определения объемов финансовых ресурсов, которыми располагает соответствующий уровень бюджетной системы, в целях определения основных показателей разрабатываемого проекта бюджета, составляется баланс финансовых ресурсов.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.

Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

В отличие от сводного финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая часть показателей сводного финансового баланса включает ряд бюджетных показателей, то при составлении перспективного сводного финансового баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.1

Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.2 Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

15. Финансовыми методами воздействия на социально-экономические процессы являются:

1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

5) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

7) государственное финансовое регулирование рынка жилья;

8) содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: