Административные нормы и методы государственного управления

А дминистративно-правовое регулирование проявляется в разных формах, что подтверждает его динамичное реагирование на изменения в объектах управления. Оно может находиться в рамках общего государственно-правового регулирования в качестве его составной части, элемента. Часто оно может осуществляться Президентом или органами исполнительной власти самостоятельно, на основе указов или постановлений, приказов, положений, для которых общей юридической базой служит закон.

К программно-ориентирующим средствам регулирования могут быть отнесены концепции развития сфер и отраслей, перестройки управления, государственной политики и т.п. Концепции представляют собой нормативно-целеориентирующий документ для всех юридических и физических лиц в какой-либо сфере. Она служит долгосрочной основой их согласованных действий. Примером может служить Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».

К программно-целевым актам относятся федеральные целевые программы. К другим способам нормативно-целевой ориентации административно-правового регулирования относятся приоритеты развития отдельных отраслей и подотраслей и решения тех или иных задач, которые после их разработки учеными и утверждения государственным органом (Президентом, Правительством или др.) приобретают форму административно-ориентирующего акта.

Административные методы - это государственно-властное прямое воздействие на поведение объекта управления путем установления для него определенных задач, прав и обязанностей, того или иного варианта поведения. Фактически же административные методы выражаются в административном нормотворчестве, распорядительстве, в административной юрисдикции. Они наиболее последовательно выражают властную природу управленческой деятельности.

Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых (соподчинение воль). При этом используются средства убеждения и принуждения. Однако возможности использования административных методов имеют свои пределы, особенно в связи с переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления, резким усилением самостоятельности субъектов хозяйствования, устранением прямой организационной подчиненности предприятий министерствам и ведомствам, развитием договорных связей в сфере государственного управления экономикой.

Переход к экономическим методам руководства (косвенного воздействия) на всех уровнях народного хозяйства - одно из важнейших направлений проводимой в Республике Беларусь радикальной реформы управления экономикой.

Экономические методы выражаются в создании таких условий для объектов управления, при которых они сами выбирают под влиянием экономических (материальных) стимулов должный вариант поведения. Чаще всего стимулирующие средства выражаются в материальном поощрении, предоставлении имущественных льгот (налоговые льготы, льготное кредитование, лицензирование продукции и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: