Модели принятия решений Под моделью понимается: представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности; образ или прообраз какого–либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»; устройство, воспроизводящее, имитирующее что–либо, такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процесс исследования замещает объект–оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте–оригинале; образец, служащий эталоном. По общему целевому назначению модели делятся: на теоретико–аналитические; прикладные. По степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются: на макроэкономические; микроэкономические. По конкретному предназначению, т.е. по цели создания и применения, выделяются модели: балансовые; трендовые; оптимизационные; имитационные. По учету фактора времени модели подразделяются: на статические; динамические. По учету фактора неопределенности модели распадаются: на детерминированные; стохастические (вероятностные). По характеристике математических объектов, включенных в модель, или по типу математического аппарата, используемого в модели, могут быть введены матричные модели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно–регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т.д. По типу подхода к изучаемым социально–экономическим системам выделяют модели: дескриптивные; нормативные.
Этапы процесса разработки управленческих решений Процесс разработки управленческого решения представляет собой алгоритм или основные этапы, опосредующие организацию процесса разработки управленческого решения. Этапы процесса разработки управленческих решений:I. Подготовка1. Выявление и анализ проблемной ситуации. 2. Формирование целей для решения проблемной ситуации.3. Сбор необходимой информации. 4. Анализ информации. 5. Выявление или выработка полного перечня альтернатив достижения цели. 6. Выбор допустимых альтернатив. 7. Предварительный выбор лучшей альтернативы. II. Принятие8. Оценка альтернатив со стороны ЛПР. 9. Экспериментальная проверка альтернатив.10. Выбор единственного решения. 11. Согласование решения с органами управления и исполнителями. 12. Окончательное оформление и утверждение решения. III. Реализация13. Организация выполнения решения. 14. Обеспечение работ по выполнению решения. 15. Выполнение решения.