Государственная служба: цели, функции, принципы

Во–первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть она имеет общесоциальный характер. Во–вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий прежде всего интересы привилегированных групп, следовательно, она носит классовый характер. В–третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть для нее присущи общесоциальная и классовая стороны сущности. Государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя. Цели государственной службы можно классифицировать по различным основаниям: – степени общественной важности: а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием; б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей; – результатам: а) конечные; б) промежуточные; – времени: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные; – сферам общественной жизни: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) духовные.

В функциях государственной службы проявляется ее сущность. Выполняемые государственными служащими функции можно разделить на социально–политические (общие) и специально–юридические. К основным общим функциям государственной службы можно отнести: – управление общественными делами. Управление есть функция организованных систем. В связи с этим государственную службу можно рассматривать как организационный институт; – целеполагание – одна из основных функций управления. Ее предназначение состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования общества или модель его будущего развития; – прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов. В основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития. Она связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими–либо событиями или целенаправленными действиями; – информационное обеспечение деятельности государственных органов, жизни общества, т.е. сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности; – планирование – это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать. В ходе планирования производится определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в обществе и государственных органах; – организация – создание и упорядочивание структуры и штатов государственной службы, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов. Ее смысловое предназначение состоит в организации жизни граждан. Как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека; – контроль – установление соответствия или несоответствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами; – учет – фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе; – координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства.

Государственная служба основана на следующих принципах: 1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;3) единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;4) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;5) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;6) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;7) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;8) профессионализм и компетентность государственных служащих;9) гласность в осуществлении государственной службы;10) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;11) внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;12) стабильность кадров государственных служащих в государственных органах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: