Анализируя свою обширную практику по управлению и социологии организации, А. И. Пригожин составил целую коллекцию типичных управленческих ошибок.
Вначале необходимо попросить участников работы внимательно прочитать список и дополнить его, если в том есть необходимость, присваивая новым позициям соответствующие номера (цифры) и буквы. В том случае, если группа неконфликтная и давление авторитета власти в ней отсутствует, указанная выше процедура может выполняться методом публичного зачитывания каждого пункта поочередно каждым участником работы вслух с последующим индивидуальным оцениванием.
Наименование группы | Содержание ошибки |
1. Естественные ошибки (ошибки, к возникают в силу ограниченных возможностей любого управления) | А. В прогнозах тенденций на рынке, действий конкурентов и т.п. Б. В оценке ситуации на рынке, способностей работников, качества продукции и т.п. В. Непредвиденные события, последствия собственных действий и т.п. |
2. Предубеждение (неприятие, отторжение чего-либо полезного, но малоизвестного) | А. Неприятие перехода от модели управления «приказ-исполнитель» к модели управления «согласование интересов» Б. Неприязнь к поведенческим технологиям (технологиям ведения переговоров, разрешения конфликтов и т. д.). В. Предубеждение против использования качественных методов: «ерунда все, что нельзя просчитать». Г. Отношение к работе над стратегией как к занятию абсолютно непрактичному. Д. Заниженная оценка реального потенциала работников. |
3. Незнание (неосведомленность в области технологии управления) | А. Модель жизненного цикла организации. Б. Методы формирования должностных функций В. Методы формирования современных мотивационных систем. Г. Методы анализа ситуации. Д. Психология руководства коллективом. |
4. Неумение (неразвитость навыков грамотного воздействия на управляемых) | А. Формирование цели своей организации. Б. Просчитывание своих решений на реализуемость. В. Многовариантное планирование. Г. Обеспечение фактического выполнения решений. Д. Организация контроля. |
Дисфункциональные склонности (привычки и традиции, субъективно приемлемые, но объективно вредные для дела) | А. Самоцентризм (замыкание решений и проблем на себя). Б. Демотивирующий стиль руководства (упор на подчеркивание упущений работников, а не на оценку их достижений). В. «Информационная алчность» (стремление знать и контролировать в организации все). Г. Дублирование порядка (задания и приказы, повторяющие должностные инструкции и положения об отделах). Д. Склонность поддаваться манипулированию со стороны заместителей. |
6 Управленческие иллюзии (убеждения во всесилии определенных способов управления) | А. Вера в непогрешимость своих решений. Б. Склонность видеть причины своих трудностей прежде всего вовне, а не внутри организации. Г. Преувеличение фактора лояльности ближайших сотрудников при их подборе и оценке. Д. Склонность рассматривать достигнутое благополучие как постоянное состояние на все времена. |
Затем участникам предлагается выделить из рассматриваемых списков те ошибки, которые, по мнению участников, особенно опасны для организации (две-три ошибки по каждому из шести пунктов) и сделать соответствующую отметку (цифра с буквой) в левом столбце.Потом в правом столбце указанной таблицы сделать отметку о тех ошибках, которые актуальны для обследуемой организации в настоящее время.
|
|
|
|
Наименование групп ошибок | |
Представляющих наибольшую опасность для дела | Особенно актуальных для организации клиента в настоящее время |
1А 2Д - - - 6Д | 1А - - 4Б - 6Д |
Как итог совместно в группе обсуждается повторяемость номеров ошибок. Полученные данные дают представление о том, над какими ошибками нужно начинать работать в первую очередь. При этом работа над списком ошибок и их классификация позволяют участникам групповой работы как бы взглянуть на себя со стороны и критически оценить свой потенциал.
Следует отметить, что данная классификация ошибок не единственная. Другой пример классификации представлен ниже.
Типичные шибки руководителей.
1. Не установлены положенные отношения руководителя с прямыми подчиненными.
2. Отсутствие должной поддержки новоиспеченного руководителя со стороны его руководства.
3. Попытка молодого руководителя сразу же изменить все установленные порядки.
4. Невнимание к долгосрочным целям прямых подчиненных.
5. Излишняя общительность руководителя и установление личных дружественных отношений с подчиненными.
6. Злоупотребление властью.
7. Отсутствие отрицательной оценки в адрес своих подчиненных.
8. Отсутствие положительной оценки подчиненных.
9. Слишком жесткое управление с использованием метода давления сверху.
10. Неправильная адаптация новых сотрудников в структуру компании.
11. Сосредоточение на второстепенных вопросах, выпуская из вида главное — стратегические задачи.
12. Плохое делегирование.
13. Сложность находить компромисс. «Черно-белое» мышление, когда оценки всегда однозначны, категоричны, не имеют оттенков.
14. Принятие наилучшего решения вместо выполнимого.
15. Упрямо придерживаться старых подходов, когда-то обеспечивших успех.
16. Недооценивание степени серьезности препятствий.
17. Полностью отождествление себя с компанией, теряя способность отличать личные интересы от корпоративных.
Работа с этим списком ошибок идет способом, аналогичным выше описанному.
Отсутствие потребности в строгом формулировании проблем и сведение всех требуемых действий только к пометке выбранного пункта из перечня, подготовленного профессионалом, снимает внутреннее напряжение, возникающее при этом, и способствует приданию работникам клиента уверенности в своих силах для дальнейшей совместной работы в группе.
Каким образом работают с этим списком? Сначала следует раздать участникам листки с этим списком. Обратить их внимание на группировки: они ведь разные по объему. Потом предложить громко и отчетливо зачитывать по одной всем участникам по очереди. Хорошо и прокомментировать каждую примерами из собственной практики.
Потом можно предложить руководителям вопрос: "Не могли бы вы дополнить этот список?" Чаще всего дополнения идут в развитие уже имеющихся в списке. Но их стоит записать на доске или ватмане с указанием соответствующей буквы и цифры (т. е. в какую группу ошибок он относит свое предложение).
|
|
Потом предлагается новый вопрос: "Какие из этих ошибок, включая и только что предложенные, вы считаете особо опасными (не более 3-4 из всего списка)?" Каждый называет ошибки по буквам и номерам. Консультант записывает их на ватмане или доске. Потом все смотрят: какие называются чаще всего.
Следующий вопрос: "Какие из этих ошибок актуальны для вашей организации сейчас?" И все повторяется. Консультант снова оцениваете повторяемость и сравнивает ответы на второй и третий вопросы (самые опасные вообще и наиболее актуальные для них сейчас). Полученная картина дает основание сделать вывод: над какими ошибками надо работать уже сейчас, и предложить свои услуги по этой части.
Техника работы с этим списком очень зависит от состава команды руководителей. Бывает, что это одно лицо - тогда все ясно - он в квадратиках А и Б делает соответствующие отметки. И консультант с ним обсуждает, как именно можно упреждать появление обозначенных там ошибок.