Исследование ориентации организации методом «Крестовина»

Следующая методика развивает и уточняет продукт и результаты, полученные методом метафоры. Участникам предлагается оценить соотношение в их организации четырех ориентаций:

- на власть, иерархию отношений;

- на внутренние проблемы организаций;

- на инициативность, инновационность персонала;

- на рынок, клиентов.

При проведении этого метода следует обратить внимание на то, что он проводится не после завершения работы над "Метафорой", а в момент, когда участники приносят листы со своими рисунками и складывают их один на другой, а консультант тут же предлагает каждому схему, которую Вы видите ниже. Вопрос там написан понятно, задание сравнительно простое. А обсуждение рисунков консультант начинает только после того, как все участники вернули листки с этим вторым выполненным заданием.

Задание подписано на листке и сформулировано следующим образом: «Удлините или укоротите стрелки в каждом квадранте в соответствии со сравнительной силой названных там признаков применительно к вашей организации (пользуйтесь любым ярким фломастером, кроме красного)»

Почему схемы "крестовины" раздаются участникам не после завершения работы над "Метафорой", а в начале ее? Метод метафоры ориентирован больше на бессознательные реакции, а «Крестовина» - на сознательные. Опыт работы показывает, что если, например, на рисунках заметная слабая клиентная ориентация, то естественно желание участников восполнить такое впечатление искусственным удлинением вектора в правом нижнем квадранте - как защитная реакция, как самооправдание. И если они выполняют работу с "Крестовиной" до обсуждения рисунков, тогда ее результат оказывается свободным от влияния обсуждения рисунков.

Дальнейшее обсуждение происходит следующим образом. Мы соединяем красным фломастером, маркером концы векторов на каждом рисунке (получается трапеция).

Затем полученные рисунки вывешиваются на стене (получаются ряды трапеций) и задается вопрос: "Какие ориентации преобладают?" Просим кого-нибудь желающих распределить эти листки в группы по какому-то основанию. Целесообразно закончить обсуждение на группировке картинок с акцентом в трапециях на правую и на левую сторону.

Теперь настало время сравнить с «Метафорой». «Если здесь сильно развита сосредоточенность на внутренних проблемах, то как с этим обстояло на рисунках? Давайте посмотрим». Листки с рисунками намеренно оставлены рядом на стене.

Где-то мы видим совпадение акцентов на рисунках и на схемах, где-то - нет или неявно, хотя обычно совпадение довольно выразительное.

Надо обратить внимание группы, если есть некоторая несовместимость между очень вытянутым правым нижним углом трапеции и прямым или тупым правым верхним углом ее - ведь сильная клиентная ориентация не может быть эффективной без инициативности, инновационности сотрудников. Сосредоточенность на внутренних проблемах либо означает конфликтность и неорганизованность, либо свидетельствует о том, что на фирме проходит реорганизация. И если второе -нормально, то первое - нет.

Еще один вопрос к участникам: "А трапецию какой формы вы считаете наилучшей для организации?" Консультант рисует на листе большую крестовину и предлагает нанести на нее лучший вариант трапеции. Часто поначалу подходят и изображают на ней квадрат, просим другие версии – пока кто-то не догадывается нарисовать трапецию с удлиненными правыми верхним и нижним углами. И консультант заключает: теперь мы знаем, к чему надо стремиться, и понимаем, что один правый угол связан с другим".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: