Глоссарий. Аффилиация (от англ. Affiliation — соединение, связь) — по­требность в общении, в осуществлении эмоциональных кон­тактов

А

Аффилиация (от англ.affiliation — соединение, связь) — по­требность в общении, в осуществлении эмоциональных кон­тактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с роди­телями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушать­ся при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.

В

Воспоминание — это представление, отнесенное к более или ме­нее точно определенному моменту истории нашей жизни. Лишь благодаря ему мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы были сами в предшествующий мо­мент нашей жизни. Вся притягательная сила воспоминаний со­стоит в живом воспроизведении, воссоздании прежде пережитых отношений, в переносе их из прошлого в настоящее и проеци­ровании в будущее. Неслучайно воспоминания часто переходят в мечты. Это чаще всего происходит помимо сознательных на­мерений человека. Воспоминания, подобно мечтам и интересам личности, могут выступать в качестве специальной формы удо­влетворения потребности человека в желанных переживаниях.

Воспроизведение — актуализация ранее сформированного пси­хологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.

Выразительные движения — проявление эмоциональных пере­живаний и намерений индивида посредством мимики (выра­жение лица, улыбка, движения глаз), пантомимики (движения тела, осанка, жесты), интонаций'речи.

Вытеснение — форма психологической защиты, характеризую­щаяся устранением неприемлемых влечений и переживаний из сознания.

Выученная беспомощность (learnedhelplessness) — особен­ность поведения, приобретаемая при систематическом негатив­ном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуетсятем, что наступает торможение моторной активности, ослабля­ется биологическая мотивация, теряется способность к науче­нию, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие — происходит отказ от попыток реше­ния задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к депрессии.

Г

Гениальность (от лат.genius — дух) — высшая степень прояв­ления творчества. Реализуется в создании тех или иных произ­ведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая про­дуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.

Д

Дефицит общения — снижение интенсивности и качества об­щения человека с другими людьми. Дефицит общения, особен­но в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии. Дефицит общения у взрослого человека также может привести к психи­ческим расстройствам (как правило, не очень тяжелым).

Дискурсивное мышление (от лат.discursus — рассуждение) — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последо­вательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каж­дый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивному.

Ж

Жизненная перспектива — целостная картина будущего в слож­ной.противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидае­мых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его со­циальная ценность и смысл жизни.

З

Защита психологическая — специальная регулятивная систе­ма стабилизации личности, направленная на устранение илисведение до минимума чувства тревоги, связанного с осозна­нием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.


И

Игровая терапия — психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры. Включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербаль­ные и невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций. Происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Идентификация — форма психологической защиты. Характери­зуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.

Индивидуальный стиль деятельности — достаточно устой­чиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с под­вижным типом нервной системы может решать задачи на осно­ве способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опирать­ся на свою предусмотрительность, внимание.

Инсайт (от англ.insight — проницательность, проникновение в суть) — понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблем­ной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обе­зьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли до­статочно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

Интеллект (от лат.intellectus — понимание, познание) — 1) об­щая способность к познанию и решению проблем, определяю­щая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей ин­дивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышле­ния, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.

К

Катарсис (от греч.catharsis — очищение) — сильное эмоцио­нальное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произ­ведении искусства. Термин был привнесен в психологию и пси­хоанализ из античной трагедии.

Каузальная атрибуция — феномен социального взаимодей­ствия, состоят в интерпретации индивидом причин поведе­ния других людей и своего собственного.

Когнитивный стиль (от лат.cognitio — знание и греч.stylos — букв, стержень для письма) — устойчивые индивидуальные осо­бенности познавательных процессов, предопределяющие исполь­зование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого-либо одного из возмож­ных и примерно равнозначных путей их решения.

Л

Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение — для — меня» усваиваемых субъектом безлич­ных знаний о мире, включающих понятия, умения, действияи поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы.

Личность — 1) индивид как субъект социальных отношений и со­знательной деятельности; 2) определяемое включенностью в обще­ственные отношения системное качество индивида, формирующее­ся в совместной деятельности и общении.

Логотерапия — психотерапевтическая стратегия, разработан­ная В. Франклом, ориентированная на помощь человеку в об­ретении смысла его жизни, использующая метод сократическо­го диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни.

Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформиро­ванное в процессе его социализации. Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, харак­тером, способностями, то это показывает наличие у него вну­треннего (интернального) локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним фак­торам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) локуса контроля.

М

Модальность — принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, так­тильной).

Мотив (от лат.movere — приводить в движение, толкать) — 1) по­буждения к деятельности, связанные с удовлетворением потреб­ностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направлен­ность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется: 3) осо­знаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступ­ков личности.

Н

Невербальная коммуникация (от лат.verbaiis — устный и лат. communicatio — общаться) — поведение, сигнализирующеео характере взаимодействия и эмоциональных состояниях об-щающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы: паралингвистические компоненты, к кото­рым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья), и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того, как эмоциональные индикаторы (в частности, на­пряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и мол­чание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека); проксемика (характеристики межличностной дистанции).


О

Образ — субъективная представленность предметов окружаю­щего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающим миром, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизме­няется.все более удовлетворяя практическим нуждам.

Образ мира (автор А. Н. Леонтьев) — методологическая уста­новка, предписывающая исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития позна­вательной деятельности,

Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации осо­бой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлет­ворении которой свидетельствует возникновение «радости обще­ния». Нарушения общения вызывают изменения личности.

Одаренность — 1) качественно своеобразное сочетание способ­ностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обу­славливающие широту возможностей человека, уровень и свое­образие его деятельности; 3) умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных

данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость.

П

Пралогическое мышление — термин, введенный французским антропологом Л. Леви-Брюлем, отстаивавшим мысль о суще­ствовании у представителей доцивилизованных обществ до­логического мышления, отличного от мышления (логического) современных людей.

Психологическая служба — система практического использо­вания психологии для решения комплексных задач психологи­ческой экспертизы, диагностики, консультации в сферах про­изводства, транспорта, народного образования, спорта, охраны правопорядка и т. д.

Психологическое консультирование — непосредственная ра­бота с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в меж­личностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психо­лог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психо­логических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Психотерапия — (от греч.psyche — душа иtherapeia — уход, лечение) — комплексное лечебное вербальное и невербальное воз­действие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Р

Развитие способностей — способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и ду­ховной культуры, техники, науки, искусства, которые осваива­ет подрастающий человек в процессе обучения.

Рационализация — форма психологической защиты. Характе­ризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в

действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.

Реминисценция (от лат. reminiscor — припоминаю) — воспро­изведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербаль­ным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особен­но если материал является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у млад­ших школьников.

Референтная группа (от лат.referens— сообщающий) — реаль­ная или условная социальная общность, с которой индивид соот­носит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оцен­ки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.


С

Самоактуализирующаяся личность (от лат.actualis — дея­тельный) — характеристика личности, автор А. Маслоу. В раз­витии индивида, после удовлетворения его базовых потребностей (физиологических, в безопасности, в принадлежности, в уваже­нии), возникает возможность выхода на новый уровень разви­тия, на уровень самоактуализации. Для самоактуализирующейся личности свойственны следующие качества: лучшее восприятие реальности; лучшее принятие себя, других, окружающего мира; увеличение спонтанности поведения; способность концентри­роваться на проблеме; эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь; автономия и способность противостоять со­циальному натиску; зрелость чувств; опыт трансперсональных переживаний; лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише); улучшение межчеловеческих взаимоотно­шений; демократические признаки в собственном характере; усиление креативности; более объективная система оценок.

Смысловой барьер — непонимание, возникающее при обще­нии, обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.

Социальная перцепция — феномен восприятия, влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т. д.

Стресс — термин, используемый с целью обозначения обшир­ного круга состояний человека, возникающих в ответ на раз­нообразные экстремальные воздействия.

Субъективное семантическое пространство — система кате­горий индивидуального сознания, при помощи которых проис­ходит оценка и классификация различных объектов, понятий.

Т

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании не­благополучного развития событий. В отличие от страха как ре­акции на конкретную угрозу тревога представляет собой гене­рализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодей­ствии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источни­ка опасности. Функционально тревога не только предупрежда­ет субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности,- к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угро­жающий предмет.

Ф

Фрустрация — психическое состояние дезорганизации созна­ния и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетво­ренным или его удовлетворение тормозится (В. С. Мерлин).

Х

Харизматическая личность (от лат.charisma — милость, бо­жественный дар) — феномен социального восприятия и взаи­модействия. Характеризуется тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкно­венными качествами (могущество, беззаветное служение чело­вечеству или идее, удачливость и т. д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Харизматиче­ской личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные груп­пы осознают необходимость прихода «избавителя».

Ц

Ценностные ориентации — ориентация человека на опреде­ленные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запро­ектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формиро­вания ценностных ориентаций может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружаю­щих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятель­ности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

Э

Эмпатия — (от греч.empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека.


Я

Я-концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее составля­ющие:Я-физическое как схема собственного тела; Я-социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; Я-экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая кни­га», 1998.

2. Введение в психологию / под общ.ред. А. В. Петровского. М., Акаде­мия, 1996.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996.

4. ГодфруаЖ. Что такое психология. М.: Мир, 1992.

5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ,

1988.

6. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М., 1994.

7. Климов Е. А. Основы психологии. М.. 1997.

8. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006.

9. НемовР.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: В л ад ос, 1995, 1998.

10. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995.

11. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999.

12. Психология. Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

13. Психологический словарь / под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: ООО «Издательство Астре ль», 2004.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М.: Педагогика,

1989. СПб.: Питер, 1999.

15. Столяренко Л. Ф. Основы психологии. Ростов н/Д, 1996.

16. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.

Список дополнительной литературы

1. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать ин­теллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 352 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1; Кн. 2. М: Педаго­гика, 1982.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977.

5. Ананьев Б. Г. Психология человека. Избранное. СПб., 1997.

6. Асмолов А. Г, Психология личности: Принципы общепсихологическо­го анализа: Учеб.для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ. 1990.

7. Асмус В. Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2 т. М.: Изд-во МГУ, 1969. Т. 1.

8. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., и др. Введение в психологию: учебник для университетов / пер. с англ. под.ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1999.

9. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980.

10. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Медицина, 1968.

11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимо­отношений; Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.

12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

13. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии актив­ности. М.: Медицина, 1966.

14. Беспалов Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.

15. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочине­ния: в 2-х т. / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

16. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение / пер. с англ. М.: Мир, 1988.

17. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих спо­собностей // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 5. С. 49-59.

18. Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.

19. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.

20. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психо­логическое исследование. М.: Просвещение, 1968.

22. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

23. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития лич­ности. М.: Знание, 1977.

24. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. М.: Наука. 1969.

25. Бурлачук Л. Ф„ Морозов С. М. Словарь-справочник по психологиче­ской диагностике. СПб.: Питер, 1999.

26. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности, М.: Прогресс, 1990.

27. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышле­ние. М.: Изд-во МГУ. 1980.

28. Василюк Ф. Е. Психология переживания (Анализ преодоления критиче­ских ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984.

29. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973.

30. Веккер Л. М. Психические процессы: в 3-х т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974-1981.

31. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.

32. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология воспри­ятия: учеб.пособие. М.: Изд-во МГУ, 1973.

33. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

34. Вилюнас В. К Психология эмоциональных явлений. М: Изд-во МГУ, 1983.

35. Вундт В. Введение в психологию / пер. с нем. М.: Космос, 1912.

36. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982—1984.

37. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

38. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / пер. с англ. под общ.ред. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988.

39. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.

40. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учеб.пособие. М.: Изд-во МГУ, 1982.

41. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / пер. с англ. М.: Прогресс, 1970.

42. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989.

43. Групповая психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990.

44. Джемс В. Психология. М., 1991.

45. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер, 1999.

46. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.

47. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.

48. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка. 1986.

49. Зарецкий В. К. Если ситуация кажется неразрешимой: учеб.пособие. М, 1991.

50. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986.

51. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991.

52. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

53. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

54. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

55. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

56. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

57. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М: Политиздат, 1988.

58. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

59. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: ИПРАН, 1996.

60. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

61. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

62. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.

63. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте/пер. с франц. М., 1994.

64. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

65. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Поли­тиздат, 1977.

66. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.

67. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: «СМЫСЛ», 1993.

68. Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображени­ям). М.: Изд-во МГУ, 1980.

69. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / пер. с англ, под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974.

70. Линдсей Г., Холл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мыш­ление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрей- тер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.

71. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

72. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во МГУ, 1981. 224 с.

73. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: Изд-во МГУ, 1985.

74. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.

75. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.

76. Лурия А. Р. Язык и мышление. М., 1979.

77. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975.

78. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

79. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.

80. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М„ 1989.

81. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.

82. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ. под общ.ред. Б. М. Величковского. М.: Про­гресс, 1981.

83. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во МГУ. 1981.

84. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ро­стов н/Д, 1996.

85. Петровский А. В. Психология о каждом из нас. М., 1992.

86. Пономарев Я, А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

87. Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.

88. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: ИЦ «Академия», 1996.

89. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.

90. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

91. С чего начинается личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984.

92. Селъе Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

93. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / отв. ред. В. С. Русинов. М.: Наука, 1987.

94. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

95. Сол со Р. Л. Когнитивная психология / пер. с англ., под ред. В. П. Зин­ченко. М.: Тривола, 1996.

96. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / пер. с пол.под общ. ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Прогресс, 1982.

97. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. T.l. М.: Педагогика, 1985.

98. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984.

99. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

100.Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.

101.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1978. Выл. 6.

102.Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989.

103.Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. М.: Знание, 1990.

104.Холл Кэлвин С., ЛиндсейГарднер. Теории личности. М.: «КСП+», 1997.

105.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том.ун-та. М.: Изд-во Барс, 1997.

106.Хрестоматия по общей психологии: психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979.

107. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980.

108. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

109. Хрестоматия по ощущениям и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрей- тер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975.

110. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.

111. Чуприкова Н. И Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. 192 с.

112. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.

113. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: теоретические проблемы развития психологической науки. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1974.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: