Тема 7. Общение

1. Дайте определение процесса общения.

2. Охарактеризуйте основные виды общения.

3. Выделите основные функции общения.

4. В чем заключается сущность общения как процесса обмена коммуникации?

5. Проанализируйте общение как межличностное взаимодействие.

6. Что такое социальная перцепция?

7. Дайте определение малой группы, определите ее основные психологические характеристики.

8. Назовите основные структуры внутри малой группы.

9. Что понимается под групповой динамикой?

10. В чем состоит сущность феномена «ингруппового фаворитиз­ма»?

Тестовые вопросы для самопроверки

2. Предметом психологии является:

а) сознание;

b) бессознательное;

с) поведение;

d) психика;

е) все ответы верны.

2. Выберите правильные суждения:

а) первые научные системы психологии появляются в античности;

b) сознание становится предметом психологии благодаря работам Р. Декарта;

с) современная психология представлена многочисленными шко­лами и направлениями, изучающими разнообразные проявления пси­хической деятельности.

3. Какая психологическая школа развивала представления осущности личности как процессе самоактуализации?

а) поведенческая психология;

d) гештальт-психология;

с) гуманистическая психология;

d) психоанализ.

4. Впервые сфера бессознательной психической жизни человека подробно исследована:

а) в психоанализе;

b) в гуманистической традиции;

с) в отечественной психологии.

5. Возможность модификации поведения человека, его формирования в течение жизни исследовалась:

а) бихевиористами;

b) отечественными психологами;

с) психоаналитиками.

6. Выберите характеристики, которые являются индивидными:

а) повышенная эмоциональная чувствительность; b) отзывчивость;

с) координированность движений;

d) ответственность.

7. Выберите характеристики, которые относятся к личности:

а) доброжелательность;

b) высокийтемп деятельности;

с) мнительность;

d ) поведенческая гибкость.

8. Выберите характеристики, которые можно отнести ксознанию:

а) приписывание воспринимаемому предмету или явлению опре­деленного смысла, отнесение его с помощью языка к определенной категории;

b) способность человека представлять отсутствующий или реаль­но не существующий объект и мысленно им манипулировать;

с) высшая форма психического отражения, свойственная только человеку и интегрирующая все другие формы отражения;

d) представленность человеку действительности в виде обобщен­ных образов и понятий.

9. Структуру самосознания образуют:

а) эмоциональное отношение человека к своей личности;

b) представлениео своих качествах — коммуникативных, интел­лектуальных, физических и др.;

с) уровень притязаний человека, способы регуляции поведения в соответствии с оценкой собственных возможностей;

d) все ответы верны.

10. Блокирование неприемлемых для сознания человека мо­тивов, чувств и мыслей обеспечивается механизмом, которыйназывается:

а) непроизвольное забывание;

b) цензура;

с) вытеснение.

11.Определите, какое описание характеризует проекцию как один из защитных личностных механизмов:

а) бессознательное приписывание человеком собственных отри­цательных качеств другому лицу;

b) полное вытеснение мотивов, мыслей и чувств из области сознания;

с) придание ситуации «благопристойного» характера через ра­циональную интерпретацию;

d) творческая продуктивная активность человека.

12. Сензитивные периоды развитияэто:

а) периоды перехода психического и личностного развития на качественно иной уровень;

b) периоды повышенной чувствительности к освоению опреде­ленных видов деятельности и развития способностей;

с) периоды возникновения затруднений в развитии личности.

13. Какое из перечисленных описаний видов памяти характеризует осмысленное запоминание:

а) информация сохраняется в неограниченном количестве и скольугодно долго;,

b) в памяти содержатся эмоции, чувства, переживания прошлых событий;

с) запоминание строится как произвольная сознательная дея­тельность;

d) запоминание основано на повторении материала, то есть надлительной «зубрежке».

14. Воображение можно охарактеризовать как:

а) создание связной картины мира на основе чувственных данных;

b) отражение существенных свойств и закономерностей объек­тивного мира;

с) творческая деятельность, основанная на создании новых об­разов и позволяющая человеку прогнозировать свое будущее, ориен­тироваться в развитии ситуации;

d) избирательность, способность выделять актуальное содержа­ние деятельности.

15. Какое из описаний характеризует свойство восприятия
«константность»?

а) мысленное достраивание образа не полностью воспринимаемого предмета до целостной формы;

b) сохранение за предметом постоянных свойств, несмотря на изменяющиеся условия восприятия;

с) влияние на восприятие мотивов, потребностей, установок;

d) отнесенность образа предмета к реальному миру, а не к субъ­ективным состояниям человека.

16. Выберите характеристики памяти, которая называетсяоперативной:

а) память позволяет сохранять актуальную информацию, нуж­ную для решения текущей задачи;

b) память сохраняет наш жизненный опыт, личностные воспоми­нания;

с) память удерживает текущий информационный поток и посто­янно обновляет свое содержание;

d) память регулируется сознательным намерением и волей.

17. Выберите правильный ответ — что характеризует про­цесс мышления:

а) отражение отдельных свойств предметов и явлений матери­ального мира (звуки, запахи, цвета и т. д.);

b) отражение предмета в его сущностных внутренних связях;

с) отражение целостного предмета на основе зрения, слуха, обо­няния, осязания.

18. Определите, какое из описаний характеризует умственную операцию «сравнение»:

а) мысленное или практическое расчленение предмета на состав­ляющие элементы с последующим их сравнением;

b) установление сходства или различия между предметами и яв­лениями;

с) мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое;

d) группировка предметов или явлений на основе общего при­знака.

19. Выберите правильный ответ — в каком случае речь идето практическом мышлении:

а) ориентировано на выявление закономерностей;

b) развертывается в условиях жесткого дефицита времени и со­стоит в принятии оптимального решения;

с) строится как последовательная логическая цепочка доказательств;

d) результатом всегда является создание нового знания.

20. Сенсорной адаптацией называется:

а) изменение чувствительности при воздействии на параллельно работающий анализатор;

b) сложные полимодальные ощущения в ответ на раздражитель;

с) снижение или, наоборот, повышение чувствительности анали­заторов в ответ на изменение условий среды.

21. Под влиянием каких факторов активизируется непроизвольное внимание?

а) новизна раздражителя для человека, его нестандартность, кон­трастность;

b) неожиданность и внезапность появления раздражителя;

c) относительная сила стимула;

d. ) внутренний интерес человека к какому-либо событию или яв­лению.

22. Определите, что из перечисленного характеризует мотивацию:

а) состояния, ощущаемые как дефицит, нехватка чего-либо;

b) переживания, носящие устойчивый и предметный характер;

с) совокупность причин психологического характера, объясняю­щих «зачем», «ради чего», «для какой цели» действует человек;

d) эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

23. Активное взаимодействие человека со средой, при кото­ром он достигает сознательно поставленной цели,это:

а) операция;

b) деятельность;

с) умение;

d) действие.

24. Какое из описаний характеризует игровую деятель­ность?

а) особое значение имеет в младшем школьном возрасте и ори­ентирована на познавательное развитие;

b) целью является создание материальных и духовных социально значимых продуктов;

с) исторически развивающийся вид деятельности, в ходе которо­го дети воспроизводят действия и отношения взрослых в условной форме;

d) деятельность, в контексте которой возникают психологические новообразования.

25. Определите, что из описаний характеризует общениекак коммуникацию:

а) понимание мотивов, чувств, настроения партнера по обще­нию;

b) передача партнеру по общению информации через систему же­стов, мимики, интонаций, прямые телесные и сенсорные контакты;

с) беседа, переписка, автобиографические записи.

26. Какие из приведенных ниже приемов общения называют­ся «обратная связь»?

а) усиление реакций партнера через собственное поведение;

b) получение информации от партнера по общению, используе­мой для коррекции собственного поведения в процессе общения;

с) вчувствование в состояние партнера по общению, настрой на его «эмоциональную волну».

27. Общение, направленное на оказание влияния на другого
человека, создание у партнера по общению определенного эмоционального состояния, называется:

а) материальное; b) кондиционное; с) неформальное; d) деловое.

28. Какие именно индивидуально-психологические особенностиможно отнести к темпераменту, характеру и способностям?

а) они задают динамику протекания психической деятельности — ритм, темп, уровень психической активности, эмоциональность;

b) они задают личностную направленность, проявляются через взаимоотношения с миром, другими людьми;

с) они обеспечивают эффективное осуществление деятельности.

29. Что из перечисленного характеризует психомоторную
сферу темперамента?

а) выразительность движений, богатство или, наоборот, бедность интонаций, мимики, общий двигательный «рисунок» поведения;

b) глубина переживаний, эмоциональная неуравновешенность, настроение;

с) инертность, стремительность, пассивность, инициативность.

30. Определите, какое из описаний характеризует холерика:

а) подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, легкоустанавливает новые дружеские отношения, пластичен в поведении;

b) нередко вспыльчив, несдержан, поэтому отношения с окру­жающими конфликтные;

с) трудно переключается с одной работы на другую и приспоса­бливается к меняющимся обстоятельствам; спокоен, трудно рассме­шить или вывести из себя;

d)легко теряется, подвержен стрессовым состояниям, очень чувствителен, настроение чаще «минорное», застенчив и мнителен.

31. Как бы вы определили соотношение темперамента и характера?

а) темперамент полностью определяет черты формирования ха­рактера;

b) темперамент и характер развиваются независимо и не влияют друг на друга;

с) темперамент является биологической основой формирования характера.

32. Какое описание соответствует акцентуации характера«педантичность»?

а) коммуникабельность, активность, эмоциональность, припод­нятое настроение;

b) стремление постоянно находиться в центре внимания;

с) импульсивность поведения, его ситуационная обусловлен­ность;

d) повышенное стремление к порядку и ответственность.

33. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной восприимчивости и чувствительности, называется:

а) мнительность;

Ь) эмпатия;

с) сензитивность;

б) тревожность.

34. Определите характеристики интеллекта:

а) озарение, догадка, внезапное и быстрое нахождение человеком решения сложной проблемы;

b) способность человека быстро находить верное решение при недостатке нужной информации;

с) способность человека быстро усваивать новое знание, овладе­вать новыми действиями;

d) относительно устойчивая структура умственных способностей, обеспечивающая успешность адаптации.

35. Расположите понятия в порядке, характеризующем по­следовательные уровни развития способностей: талант, за­датки, одаренность, способности, гениальность.

36. Что из перечисленного будет характеризовать волю?

а) субъективные состояния человека, отражающие в форме непосред­ственных переживаний его отношение к миру, другим людям и себе;

b) стремление и готовность действовать для удовлетворения сво­их потребностей;

с) способность человека сознательно управлять своей психикой и поведением;

d) психическая концентрация на каком-либо объекте.

37. Выберите правильный ответчто именно характери­зует состояние дистресса:

а) эмоциональное состояние человека, связано со слабовыражен-ными положительными или отрицательными эмоциями, сохраняется в течение длительного времени;

b) кратковременное, бурно протекающее состояние эмоциональ­ного возбуждения, обычно связано с неудовлетворением очень важ­ных для человека потребностей;

с) негативное эмоциональное состояние, результат чрезмерно длительного и сильного психического напряжения;

d) негативное эмоциональное состояние, сопровождается вну­тренней опустошенностью и отрицательными эмоциями, результат недостатка оптимального для человека уровня психического и физи­ческого напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: