Самостоятельной работы студентов

Особое место в самостоятельной работе студентов по I разделу «Теоретико-методологические основы специальной психологии» занимает изучение темы № 3 и темы № 4. Изучая тему № 3 - Общее понятие о видах нарушений психического развития, студенты знакомятся с такими отклонениями в развитии детей как нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Литература к теме подобрана в полном соответствии с указанными патологиями.

Изучая тему № 4 - Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер, студенты повторяют лекционный материал, готовятся к практическому занятию и выполняют самостоятельную работу.

В конце изучения первого раздела можно провести терминологический опрос с охватом тех терминов, которые были усвоены студентами.

Основная форма самостоятельной работы по II разделу «Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении»: подготовка докладов к практическим занятиям. В ходе подготовки докладов в письменном виде студенты усваивают основные принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями интеллектуального развития, искаженного развития, с нарушениями поведения и детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии.

В конце изучения второго раздела можно провести программированный опрос.

Основная форма самостоятельной работы по III разделу «Организация психолого-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии»: подготовка к практическим занятиям (по 10 и 11 темам).

Основной акцент в данном разделе поставлен на самостоятельное освоение нормативно-правовой документации, призванной обеспечивать эффективную интеграцию лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Рекомендуется завести отдельную тетрадь для практических и самостоятельных работ по курсу, которую студенты сдают на проверку преподавателю по мере требования.

Тема 1. Предмет, задачи и методы специальной психологии

С опорой на рекомендованную преподавателем литературу выполнить следующие задания:

1. Дайте определение объекта и предмета специальной психологии.

2. Назовите основные задачи специальной психологии.

3. Определите сущность межпредметных связей специальной психологии с другими науками.

4. Выделите разделы специальной психологии.

5. Перечислите основные принципы психологического обследования ребенка с нарушениями развития.

Литература

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие /В.В. Лебединский. – СПб.: Академия, 2002. – 144 с.

2. Основы специальной психологии: учебное пособие /под ред. Т.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с.

3. Сорокин В.М. Специальная психология: учебное пособие /В.М. Сорокин; под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003. – 216 с.

4. Специальная психология: учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

5. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие /И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

Тема 2. Понятие психического дизонтогенеза

Прочитать главу II монографии В.В. Лебединского «Нарушения психического развития у детей». - М., 1985.

В тетради для самостоятельной работы студента законспектировать основные положения на тему: «Параметры дизонтогенеза».

После конспектирования, ответить на вопросы:

1. Сколько параметров выделяется Лебединским В.В.?

2. С какими факторами связаны психологические параметры дизонтогенеза?

3. Что такое «регресс»?

4. Как взаимодействуют между собой первичный и вторичный дефект?

5. Что такое «асинхрония»? Виды асинхроний.

Литература

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.

2. Дефектология: Словарь – справочник / авт – сост. С.С. Степанов / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский – М.: Издательство МГУ, 1985.- 168 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие /В.В. Лебединский. – СПб.: Академия, 2002. – 144 с.

5. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря – справочника /авт. – сост. А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина. – 2-е изд., стер. – Екатеринбург, 2003. – 118 с.

Тема 3. Общее понятие о видах нарушений психического развития

Задание № 1.

Познакомьтесь со списком литературы по теме. Выберите любой источник на тему «Дефицитарное развитие». Напишите аннотацию на статью (главу, параграф) о детях с нарушениями зрения, слуха или двигательной сферы (на выбор студента).

Задание № 2.

Познакомьтесь со списком литературы о детях с нарушениями речевого развития. Выберите любой источник, напишите аннотацию на него.

Литература

1. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 174 с.

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Академия пед и социал. наук. Моск. псих.- социал. ин-т.: Флинта, 2000. – 104 с.

3. Мастюкова Е. М.Нарушения речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

4. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие /под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1985. – 128 с.

5. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] /А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с.

6. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития / В. Ф. Базарный. – Новосибирск: Наука, 1991. – 138 с.

7. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. – М.: Просвещение, 1988. – 126 с.

8. Крайнин В. А.Человек не слышит: учебное пособие / В. А. Крайнин, З. М. Крайнина. – М.: Знание, 1987. – 144 с.

9. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В. Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 1987.

10. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: книга для воспитателей / Н.Д. Шматко. – М., 1995.

Тема 4. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер

Задание № 1.

Подготовка к практическому занятию на тему: «Этиология нарушений в развитии детей».

Опираясь на изучение источников, составьте схему, отражающую основные этиологические факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода.

Назовите самые опасные факторы, способные нанести наибольший вред развивающемуся организму будущего ребенка. Расположите их по степени убывания опасности.

Какие профилактические меры могут уберечь развивающийся плод от неблагоприятных условий, на Ваш взгляд? Ответ запишите в тетради.

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: учеб. для студ. вузов / под ред. В.М. Астапова. – 2 - е изд., стер. – М.: Академия, 1999. – 144 с.

2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под редакцией Б.П. Пузанова. – М., 1998. с. 13-18.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Академия пед и социа. наук. Моск. псих.- социал. ин-т.: Флинта, 2000. с. 6 – 8.

Задание № 2.

Познакомьтесь со списком литературы по теме. Выпишите в тетрадь все источники, касающиеся проблемы ранней диагностики, коррекции и профилактики отклонений развития.

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.

2. Гребешева И.И. Организация лечебно-профилактической помощи детям / И. И. Гребешева. – М.: Медицина, 1987. – 221 с.

3. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой. – М.: Социал. здоровье России, 1992. – 126 с.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 1997.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку: кн. для педагогов и родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 128 с. 2001.

6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Просвещение; Владос, 1989. – 104.

7. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практ. психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 176 с.

8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

9. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: метод. рекомендации / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 1998. – №2. С.62 – 68.

Тема 5. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения

Изучите «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном (коррекционном) образовательном учреждении для детей, обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Постановление правительства Российской Федерации от 12.03.97. № 288.

В тетради составьте схему, отражающую систему коррекционно-образовательных учреждений в России.

Литература

1. Камсюк Л.Г., Мартынов В.Л. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка. – М., 1989.

2. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Педагогика, 1989. – 176 с.

3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практ. пособие / А. Р. Маллер. – М.: Аркти, 2000. – 124 с.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. / Н. Н. Малофеев. – М.: Федоровец, 1996.

5. Мирский, С.Л. Развивающее обучение – главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду / С.Л. Мирский // Дефектология. - 1999. - № 1. С. 25 – 30.

6. Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения / И.С. Моргулис // Дефектология. – 1989. - №5. С. 3 – 7.

7. О специальном образовании: проект закона РФ // Дефектология. – 1998. - №1.

8. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия / Л. М. Шипицына. – СПб., 1997. – 256 с.

9. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей, обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: постановление Правительства РФ от 12.03. 1997 № 288.

10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: метод. пособие для учителей шк. коррекц.-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Тема 6. Общее понятие о принципах возрастной динамики развития детей с отклонениями в развитии

Найти книгу Л.С. Выготского «Проблемы дефектологии» М., 1995.

Ознакомьтесь с оглавлением. Выпишите в тетрадь список статей, в которых отражены положения об общих закономерностях развития детей при нормальном и аномальном его течении. Отразите в тетради для самостоятельной работы общие закономерности развития детей в виде краткого конспекта.

Литература

1. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Просвещение, 1967. – 196 с.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова, В. Л. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.

4. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

5. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: пер. с англ. / Р. Левонтин. – М.: Прогресс: Универс, 1993. – 208 с.

6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. - Т. 1. - С. 281-302.

7. Развитие ребенка / под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера; пер. с англ. М. С. Роговина. – М.: Просвещение, 1968. – 191 с.

8. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика-Пресс, 1988. – 335 с.

9. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко; Ленинград. гос. ун-т. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 224 с.

10. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. – М.: Столетие, 1997. – 478 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: