О детях с нарушениями поведения

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1993. – 96 с.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева; под ред. Б. Ю. Шапиро. – М.: Социал. здоровье России, 1993. – 198 с.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред В.А. Сластенина. – М.: Академия,, 1999. – 280 с.

4. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: клинико-психол. характеристика «труд.» подростков. – М.: Педагогика, 1988. – 164 с.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М.: Медицина, 1983. – 254 с.

6. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков. – Воронеж, 1993.

7. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер; пер. с англ. О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе. – М.: Прогресс, 1987. – 432 с.

8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для учителей и родителей / В. Г. Степанов. – М.: Академия, 1997. – 320 с.

9. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: метод. рекомендации / Э. Г. Эйдемиллер. – Л.: Медицина, 1990.

Тема 9. Характеристика детей, находящихся в условиях сложных недостатков в развитии

Аннотация к книге О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Законспектируйте некоторые примеры, демонстрирующие специфические особенности восприятия окружающей действительности человеком со сложным сенсорным дефектом. Возможно аннотирование любого другого источника по теме (см. список).

Литература

1. Бертынь, Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты /Г.П. Бертынь // Дефектология. –1985. - №5. С. 14 – 20.

2. Блюмина, М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов / М.Г. Блюмина // Дефектология. – 1989. - №3. С. 3 – 10.

3. Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей / Ван Дайк Ян // Дефектология. – 1992. - №4. С. 36 – 44.

4. Мещеряков, А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами / А.И. Мещеряков // Дефектология. -1973. - № 3. с. 65-69.

5. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения / А. И. Мещеряков. – М.: Педагогика, 1974. – 327 с.

6. Мещеряков, А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами / А.И. Мещеряков // Дефектология. – 1973. - №3. С. 65 – 69.

7. Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. – М.: Педагогика, 1990. – 413 с.

8. Соколянский, И.А. Обучение слепоглухонемых детей / И.А. Соколянский // Дефектология. –1989. - №2. С. 75 – 84.

9. Основы ортопедагогики: учебник / под общ. ред. Э. Брукарта. – М.: Гарант, 1999. – 448 с.

Тема 10. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родители

Подготовка к практическому занятию. Конспектирование литературы на тему: «Л.С. Выготский о дефекте и компенсации».

Конспектируя статьи Выготского Л.С., придерживайтесь следующего плана:

5. Понятие «компенсация».

6. Представление о природе компенсаторных процессов.

7. Принцип замещения психологических функций.

8. Система межфункциональных связей.

9. Примеры сверхкомпенсации.

Литература для конспекта

1. Выготский Л.С. Дефект и компенсация: В 6 т /Акад. пед. наук; под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. Т. 5: Основы дефектологии. С. 34-49.

2. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах развития умственно отсталого ребенка /Акад. пед. наук; под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. Т. 5: Основы дефектологии. С. 115-135.

Литература

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.,1993.

2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка / И.М. Бгажнокова. – М.: МГЭПИ, 1987. – 95 с.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: зап. дет. психиатра / М. И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

4. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации / М.Ю. Веденина, О.Н. Окунева // Дефектологияю – 1997. - №3. С. 15 – 21.

5. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? / Е. М. Волкова. – М.: Профиздат, 1992. – 96с.

6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред В.А. Сластенина. – М.: Академия,, 1999. – 280 с.

7. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.

8. Костин И.А. Работа по развитию социально-бытовых навыков аутичных подростков и юношей / И.А. Костин // Дефектология. – 1998. - № 2. – С. 52-59.

9. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция развития детей при семейном алкоголизме: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 78 с.

10. Натанзон Э. Трудный школьник и педагогический коллектив: пособие для учителя / Э. Натанзон. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

Тема 11. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб

Подготовка к практическому занятию на тему: «Психолого-медико-педагогическая консультация». Проблемы становления психологической службы в России.

Ознакомьтесь со списком литературы по теме. Отберите необходимую для написания доклада. Подготовьтесь к публичному выступлению.

Литература

1. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов и ун-ов /С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 112 с.

3. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и нач. классах / С.Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998. –144 с.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: учебное пособие / И.И. Мамайчук. – Ин-т спец. педагогики и психологии междунар. ун-та семьи и ребенка им. Р. Валенберга. – СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. –52 с.

5. Психологическая служба школы: учеб. пособие для студентов / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 219 с.

6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Владос, 2003. – 528 с.

7. Психолого–медико–педагогическое обследование ребенка: комплект рабочих материалов / под ред. М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с.

8. Психолого – медико – педагогическая консультация. Методические рекомендации / под ред. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р.Валенберга, 1999. – 202 с.

9. Сборник нормативно–правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 100 с.

10. Стадненко Н. М. Значение психологического обследования в работе отборочных медико–психологических комиссий / Н.М. Стадненко // Дефектология. – 1990. - № 2. – С. 3-7.

Тема 12. Психологическое обеспечение эффективности интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство

Задание № 1.

Познакомьтесь со списком литературы по теме. Выпишите себе в тетрадь все источники, отражающие нормативно-правовое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Задание № 2.

Подготовка к контрольной работе.

Написать работы творческого характера.

Литература

1. Декларация о правах инвалидов: принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генерал. Ассамблеи ООН от 9 дек. 1975 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – М., 2002. – С. 364-365.

2. Декларация о правах умственно отсталых лиц: принята резолюцией 2856 (ХХVI) Генерал. Ассамблеи ООН от 20 дек. 1971 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – М., 2002. – С. 366-367.

3. Конвенция о правах ребенка: принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генерал. Ассамблеи ООН от 20 нояб. 1989 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – М., 2002. – С. 316-346.

4. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровь: проект. - М., 1997.

5. О защите прав ребенка: обл. закон (Свердл. обл.) от 23 окт. 1995. № 28-03.

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон РФ от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. - № 48. – С. 8560-8577.

7. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов: инструктив. письмо М-ва общего и проф. образования РФ № 48 от 4 сент. 1997 г. // Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сб. док. / сост. Ф. Ф. Водоватов, Л. В. Бумагина. – М., 2000. – С. 13-25.

8. Об образовании: федер. закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1-ФЗ // Вестн. Образования. – 1992. - № 11. – С. 2-59.

9. Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 № 861 // Официал. док. в образовании. – 1996. - № 31. – С. 54-56.

10. Проект Закона РФ «О специальном образовании» // Дефектология. - 1995. - № 1. – С. 3-15.

11. Сборник нормативно–правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 100 с.

12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: принята резолюцией 48.96 Генерал. Ассамблея ООН от 20 дек. 1993 г. – Нью Йорк: ООН, 1994. – 83 с.

13. Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 //Организация деятельности коррекционно-образовательных учреждений: сб. док. / сост. Ф. Ф. Водоватов, Л. М. Бумагина. – М., 2000. – С. 6-13.

14. Типовое положение об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого–педагогической и медико–социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Психолого-медико-педагогическая консультация: метод. рекомендации / науч. ред. Л. М. Шипицына. – СПб., 2002. – С. 206-214.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: