Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак. Их возможности и ограничения.
Развитие форм репрезентации. Рубинштейн С.Л.:
Наглядно-действенное мышление,
наглядно-образное мышление,
вербально-логическое мышление.
Развитие операций. Пиаже Ж.:
1. Сенсо-моторный интеллект – объединение сенсорики и моторики на основе действий
2. Наглядно-интуитивное мышление – действий на основе образов
/1 и 2 универсальны./
3. Стадия конкретных операций – образов на основе конкретных операций. /3 – нужно специальное обучение. Начальная школа./
4. Стадия формальных операций – конкретных операций на основе формальных. /После начальной школы./
В процессе развития представления о мире происходит поразительное смещение акцентов. Сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт.
Познание и действие.
В конце первого года жизни ребенка объектов, по-видимому, зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали. Для младенца действия, вызванные раздражителем, могут в большей степени служить "определением" последнего. В этом возрасте ребенок не способен четко дифференцировать перцепт и реакции. Вид коробки побуждает Лорана раскачивать ее, но, когда коробка исчезает, то действие используется для того, чтобы снова увидеть коробку.. Люсьенн ожидает увидеть складки материи у себя в руке, сжав ее так, как если бы материя все еще была в ней. На более поздних этапах детства этот первичный способ представления объектов не исчезает полностью, и вполне вероятно, что он служит источником отмеченного Фрейдом у детей феномена «всемогущества мысли» — смешения мысли о действии с самим действием.
- Для ребенка субъект и объект, он и окружающая среда не разделены.
- Действие возникает рано, является активной формой приспособления к действительности.
Реактивная форма поведения – в ответ на воздействие. Бихевиористы считали, что мы реактивны.
Признаки активного поведения (Бернштейн):
-Наличие цели/задачи
-Наличие программы (плана)
-Наличие обратных связей (коррекций) по ходу осуществления
-Наличие опережающего отражения – поведение в соответствии не с текущей ситуацией, а с будущей.