Познание и действие

Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак. Их возможности и ограничения.

Развитие форм репрезентации. Рубинштейн С.Л.:

Наглядно-действенное мышление,

наглядно-образное мышление,

вербально-логическое мышление.

Развитие операций. Пиаже Ж.:

1. Сенсо-моторный интеллект – объединение сенсорики и моторики на основе действий

2. Наглядно-интуитивное мышление – действий на основе образов

/1 и 2 универсальны./

3. Стадия конкретных операций – образов на основе конкретных операций. /3 – нужно специальное обучение. Начальная школа./

4. Стадия формальных операций – конкретных операций на основе формальных. /После начальной школы./

В процессе развития представления о мире происходит порази­тельное смещение акцентов. Сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным действиям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказыва­ется представленным ему еще и в образах, сравнительно свобод­ных от действий. Постепенно формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления — действенный, образный и сим­волический — отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт.

Познание и действие.

В конце первого года жизни ребенка объектов, по-видимому, зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали. Для младенца действия, вызванные раздражителем, могут в большей степени служить "определением" последнего. В этом возрасте ребенок не способен четко дифференцировать перцепт и реакции. Вид коробки побуждает Лорана раскачивать ее, но, когда коробка исчезает, то действие используется для того, чтобы снова увидеть коробку.. Люсьенн ожидает увидеть складки материи у себя в руке, сжав ее так, как если бы материя все еще была в ней. На более поздних этапах детства этот пер­вичный способ представления объектов не исчезает полностью, и вполне вероятно, что он служит источником отмеченного Фрейдом у детей феномена «всемогущества мысли» — смешения мысли о действии с самим действием.

- Для ребенка субъект и объект, он и окружающая среда не разделены.

- Действие возникает рано, является активной формой приспособления к действительности.

Реактивная форма поведения – в ответ на воздействие. Бихевиористы считали, что мы реактивны.

Признаки активного поведения (Бернштейн):

-Наличие цели/задачи

-Наличие программы (плана)

-Наличие обратных связей (коррекций) по ходу осуществления

-Наличие опережающего отражения – поведение в соответствии не с текущей ситуацией, а с будущей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: