Роль двигательной активности в развитии чувствительности

Эксперимент Held, Hein (Хельд, Хейн) Недавно родившиеся, выращивавшиеся в темноте котята одного помета подвешены в корзинках, крутятся, фон – вертикальные черно-белые полосы. Один может крутиться вокруг себя с помощью лап, второй крутится только благодаря механизму. Первый вырастает с практически нормальным зрением, второй – слепой при обычном развитии глаз.

Основные процессы решения задачи. Регистрация двигательной (объективной) активности при решении мыслительных задач.Виды движений глаз (Ярбус), записывал при решении зрительной задачи: Фиксации, скачки (саккады), плавное слежение. Зависят от задачи (цели).

Виды перцептивных действий:

- Установочные: выбирается наиболее удобная «позиция» для наблюдения

- Гностические (А.В. Запорожец): собирание информации.

Сенсо-моторный интеллект (Ж. Пиаже) – координация сенсорики и моторики на основе действия (напр., разделение S и O)

О сенсомоторной (стадии наглядно-действенного мышления) фазе развития,блестяще писал Пиаже, на которой действие и внешний опыт оказываются слитыми. Он характеризует первую стадию сенсомоторного интеллекта как фазу, в которой предметы скорее "переживаются", чем "мыслятся". Он уподобляет интеллект этого типа необратимой и фиксированной последовательности статических образов, каждый из которых связан с действием. Пиаже замечает, что временами кажется, будто ребенок способен "удерживать объект в уме" с помощью все более косвенного захватывания его рукой. Сначала ребенок реагирует на исчезновение предмета поиском или по меньшей мере разочарованием только в том случае, если этот предмет активно изъяли из его рук. Позднее, на первом году жизни, для этого уже достаточно удалить объект в то время, когда "ребенок только начал тянуться к нему". Спустя еще несколько месяцев ребенок отыскивает предмет, исчезнувший из поля его зрения, даже если он не совершал перед этим попыток достать его, а задолго до достижения двухлетнего возраста он не только ищет предметы, спрятанные под покрывалом, но и поднимает другие покрывала, стремясь увидеть, куда переместился предмет уже после того, как его спрятали. "Существование" или "сохранение" предмета становится все более независимым от прямого действия с ним. Этот первый период развития заканчивается возникновением для ребенка мира, в котором объекты не зависят от действий, предпринимаемых с ними. В младенчестве субъект и объект не разделены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: