Вторая стадия в развитии презентации индивидуального мира начинается с того момента, когда ребенок, наконец, может представить себе мир в образах или в пространственной схеме, относительно независимой от действия. К концу первого года жизни ребенок уже немало продвинулся на пути к этому. Вначале манипуляции еще остаются в качестве сильного компонента, необходимого для поддержания образов.
Образ мира – объединение пространственных и непространственных свойств, предметов и явлений. (Леонтьев) 5 измерений: 3 пространственных, время, квази-измерения, связанные со словами и понятиями.
Образ – форма наглядной репрезентации предметов и событий. Явление «изоморфизма» (соответствия) между образом и предметом.
Образы:
- перцептивный (ментальный). Двоичная структура перцептивного образа: 1. чувственная ткань. 2. предметный смысл. Ментальный образ обобщает, выделяет некоторую важную деталь, не привязан к конкретному примеру, более сложен.
- образ памяти
- образ воображения
|
|
Удобство образа:
- пространственное расположение (паззл). Кодирование смысловых частей с пространственными отношениями (список).
Познание и знак (пропозиция)
Знак – связь означающего и означаемого. Можно описать то, чего нет перед глазами, говорить о прошлом и будущем, договариваться о совместных действиях, сохранять опыт.
Знаковая система – знаки «живут» в рамках знаковых систем, которые сложнее отдельных знаков. ЗС обладает грамматикой (правилами использования).
Язык – система знаков и правил оперирования ими.
Речь – процесс использования языка
Возможности знаковой репрезентации бесконечны.
Что делают знаки в мышлении
Называют, обозначают вещи и т.д. Пример: слова.
В некоторых случаях влияние знака очень сильно – возникает лингвистическая относительность.
Речь помогает мышлению – для этого она становится внутренней речью.
Знаковая репрезентация развивается в онтогенезе
Общее представление о познавательном действии. Сенсомоторный интеллект и его развитие. Понятие когнитивной схемы. Виды и функции схем
I. Познание – процесс приобретения, хранения, трансформации и использования информации (знаний)
Нельзя рассказать на словах, как завязывать шнурки, можно только показать.
Любое поведение опосредовано знаниями.
Модели познания:
1) Уровни переработки – блочные модели (образ, который строится, похож на окружающие предметы);
2) Коннекционизм – сетевые модели (нейронные сети).
3) Модульные конструкции – множество локальных блоков. Психика состоит из модулей, каждый из которых за что-то отвечает.