Продуктивное мышление - нахождение связи между предметами и явлениями, способность искать решение тех или иных жизненных задач, делать выводы. (Синоним – творческое мышление)
Продуктивным мышлением занимались гештальт-психологи Кёлер, Вертгеймер, Дункер, Майер.
Книга Макса Вертхеймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована уже после смерти ее автора, в 1945 году. В ней он попытался применить гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления людей, на основе предположения, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы.
Продуктивность - специфическая черты мышления, отличающая его от других психических процессов.
Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей в себя неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики.
|
|
Существенную роль в решении проблемы играет инсайт как прямое непосредственное видение пути к нахождению искомого, способа преобразования ситуации, дающего ответ на поставленный в задаче вопрос.
Гештальтисты в исследованиях мышления широко использовали задачи, при решении которых у испытуемых возникал конфликт между имеющимися знаниями и требованиями задачи, и они вынуждены были преодолевать «барьер прошлого опыта», вследствие чего сам процесс поисков неизвестного выступал особенно явно.
Вертхеймер считал, что если преподаватель организует материал классных упражнений в целостную систему, то у его учеников легче проявится инсайт, они смогут уловить суть проблемы и найти ее решение.
Вертхеймер продемонстрировал, что как только принцип решения задачи усвоен, он может применяться и в других ситуациях. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения - инсайта.
Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, последовательные фазы:
Первая фаза - постановка задачи на основе условий;
Вторая фаза - группировка, реорганизация, структурирование и другие операции в связи с поставленной задачей;
Третья фаза - обнаружение структуры путем инсайта;
Четвертая фаза - нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.