Президент Российской Федерации

Глава государства существует, как правило, во всех странах и обычно наделен широкими полномочиями при взаимодействии со всеми ветвями власти.

Президент — совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в стране.

Согласно Конституции РФ Президент РФ как институт государственной власти стоит особняком и не относится ни к одной из трех ветвей власти.

Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен обширными полномочиями.

Собственно говоря, это отдельный орган власти. Однако, несмотря на очень сильную президентскую власть в России, нашу страну принято относить не к президентским, а полупрезидентским республикам.

При этом конституционная модель президентской республики в РФ и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что

путем сдержек и противовесов обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти,

неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России.

Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются.

Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны.

Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации главой государства в нашей стране является Президент России.

Называясь главой государства, Президент может быть номинальной, формальной и безвластной фигурой, а ведущая роль в управлении государством может принадлежать Правительству.

Однако в России была избрана прямо противоположная модель, согласно которой у нас не просто сильный, а сверхсильный Президент.

В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ. Данные изменения были необходимы в связи с изменением положения в стране и мире. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительства государства.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции.

То есть Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

Выполняя функцию гаранта, Президент

имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент также имеет право с названных позиций

оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а также

руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях.

К примеру, если Президент считает, что Генеральный прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры

по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить.

Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности.

Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Президент как глава государства представляет Россию внутри страны и вмеждународных отношениях, о чем гласит часть 4 статьи 80 Конституции.

Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ранее Конституцией был установлен четырехлетний срок).

Был увеличен также срок полномочий Государственной Думы до пяти лет.

Изменение срока полномочий Президента и Государственной Думы было инициировано главой государства, при этом подчеркивалось, что речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все-таки уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов.

По мнению законодателя, увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.

Установление более продолжительного срока полномочий Президенту Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы обосновывается законодателем "необходимостью обеспечения стабильного поступательного развития страны и преемственности государственной политики". В условиях, когда каждые четыре года возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне (незначительный временной период между выборами депутатов Государственной Думы и выборами Президента Российской Федерации, а также сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий перед вновь избранным Президентом Российской Федерации), достижение указанной цели может быть осложнено.

Положение Конституции в части срока полномочий применяется в отношении Президента Российской Федерации, который избран после вступления в силу Закона N 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 г.

Конституционным условием является то, что кандидатом в Президенты может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Правовое положение Президента охватывает несколько сфер.

Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент больше контактирует с исполнительной властью.

Объем его полномочий по отношению к ней дает основания говорить, что Президент также является еще и главой Правительства.

Эта функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих право Президенту

формировать Правительство и контролировать его работу.

Именно Президент назначает

Председателя Правительства, а также имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства.

По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности

заместителей Председателя Правительства,

федеральных министров.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства.

Глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка России и ставит вопрос об освобождении от занимаемой должности.

Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством:

глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции, правда, не уточняется, о каких именно представителях идет речь.

Нормальное функционирование исполнительной власти обеспечивает также право Президента

формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства.

В Администрации функционируют Контрольное управление Президента, Государственно-правовое управление Президента, Управление делами Президента, Уполномоченный по правам человека, Территориальное управление, а также иные структурные подразделения.

По предложению Председателя Правительства

Президент РФ освобождает от должности членов Правительства.

Данное полномочие главы Российского государства в очередной раз показывает его превосходство над номинальным главой Правительства и его фактическое положение главы высшего органа исполнительной власти России.

Взаимодействие Президента с судебной властью выражается

в участии в формировании органов судебной власти, которое осуществляется совместно с Советом Федерации.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей

Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Само же назначение судей осуществляется Советом Федерации.

Президенту также принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, а также вносить предложения об освобождении его от должности.

Как глава государства Президент осуществляет ряд важных полномочий в областибезопасности и обороны.

Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Соответственно к основным объектам безопасности относятся

права и свободы личности,

материальные и духовные ценности общества,

среда обитания,

конституционный строй,

суверенитет и государственная целостность государства.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности.

К компетенции Президента относится утверждение военной доктрины России, которая является частью общей компетенции безопасности

Также Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации,

присваивает высшие воинские звания.

В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Полномочия Президента РФ по взаимодействию с федеральной законодательнойвластью.

Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом.

В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния.

В рамках этого влияния строятся отношения между Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ.

Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

Глава государства назначает выборы Государственной Думы.

Президенту предоставлено право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, которые предусмотрены Конституцией.

Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условиям государственности.

Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом:

трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства,

повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству,

отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя.

Президент обладает обширными полномочиями, дающими ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания.

Важнейшее из них – это решение о назначении референдума.

Данное полномочие может рассматриваться как форма участия Президента в законодательной деятельности.

Глава государства также обладает правом законодательной инициативы, позволяющим ему ставить вопрос, как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие.

Также Президент, согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования.

Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Статья 84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания:

положение в стране,

основные направления внутренней и внешней политики.

Эти послания не имеют силу закона и носят характер установочных документов и рассматриваются на совместных заседаниях палат парламента.

В системе органов государственной власти Президент обеспечивает согласованную работу и их взаимодействие, выступает в роли «арбитра», помогая разрешить противоречия между государственными органами.

Это, прежде всего, относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.

Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, что имеет принципиальное значение, так как в результате

Президент оказывается свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласованного решения.

Наиболее часто для достижения согласованного решения Президентом используются

организация переговоров с участием спорящих сторон и

образование согласительных комиссий.

Возможно применение и других согласительных процедур - создание третейских судов, и т.п.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. образован Государственный Совет РФ, который содействует Президенту РФ при использовании им согласительных процедур.

Конституция предоставляет право Президенту РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Основанием такого приостановления является:

противоречие данных актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или

нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Конституция не предоставляет Президенту полномочия по отмене этих актов, оставляя это на усмотрение соответствующего суда. Такими судами может выступать Конституционный Суд РФ, конституционные суды субъектов РФ.

Конституция России определяет полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений.

Сфера его деятельности в области внешней политики широка и многопланова:

подготовка послания Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней политики,

назначение на должность Министра иностранных дел,

назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории страны и во время пребывания в иностранном государстве — при этом Глава государства не нуждается в специальных полномочиях — он обладает ими по должности.

Как Глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства.

Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.

Глава государства наделен особыми полномочиями в сфере охраны суверенитета нашей страны:

он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом палатам Федерального Собрания.

Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ.

В указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Военное положение вводится в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизни государства.

В это время органы государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями, создаются новые органы управления военного времени. Введение военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан, так как государственная власть сосредотачивается в руках военных со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Чрезвычайное положения, которое вводит Президент своим указом, является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ,

захвата или присвоения власти,

вооруженный мятеж,

массовые беспорядки,

террористические акты,

блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей,

подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований,

межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,

чрезвычайные экологические ситуации, в том числе

эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате

аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы,

нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде,

значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Президент Российской Федерации решает также вопросы

гражданства и

предоставления политического убежища,

награждает государственными наградами России,

присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Высшие воинские звания - это звания генералов и маршалов, начиная со звания генерал-майора.

Высшие специальные звания присваиваются

сотрудникам органов внутренних дел,

сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и

Государственной противопожарной службы

Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Конституцией предусмотрено, что Президент осуществляет помилование.

Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

Компетенции Президента Российской Федерации можно представить в виде структурно-логической схемы:

┌───────────┤ Компетенции Президента РФ ├───────────┐

│ └────────┬───────┬─┬────────┘ │

V │ │ │ V

┌──────────────────────────────┐│ │ │┌──────────────────────────────┐

В сфере органов ││││ В сфере обороны

исполнительной власти, ││ │ ││ │

│ органов при Президенте ││ │ │└─┬────────────────────────────┘

└─────────────────────────────┬┘│ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

┌──────────────────────────┐ │ │ │ │ │ │ Верховный │

│ Назначение с согласия │ │ │ │ │ ├─>│ Главнокомандующий │

│ Государственной Думы │<─┤ │ │ │ │ │ Вооруженными Силами РФ │

│ Председателя │ │ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

│ Правительства РФ │ │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

└──────────────────────────┘ │ │ │ │ ├─>│ Утверждение военной │

┌──────────────────────────┐ │ │ │ │ │ │ доктрины РФ │

│ Принятие решения об │<─┤ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

│отставке Правительства РФ │ │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

└──────────────────────────┘ │ │ │ │ │ │Введение на территории РФ│

┌──────────────────────────┐ │ │ │ │ ├─>│ или ее частей военного │

│ Назначение на должность │ │ │ │ │ │ │ положения в случае │

│ и освобождение от │ │ │ │ │ │ │ агрессии против РФ │

│ должности по предложению │<─┤ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

│Председателя Правительства│ │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

│ РФ, его заместителей │ │ │ │ │ │ │Введение на территории РФ│

│ и федеральных министров │ │ │ │ │ └─>│ или ее частей │

└──────────────────────────┘ │ │ │ │ │ чрезвычайного положения │

┌──────────────────────────┐ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

│ Формирование │ │ │ │ V

│ Совета Безопасности РФ │<─┤ │ │┌────────────────────────────────┐

│ и руководство им │ │ │ ││ В сфере организации и │

└──────────────────────────┘ │ │ ││ деятельности законодательной│

┌──────────────────────────┐ │ │ ││ власти

│Формирование администрации│<─┤ │ │└───┬────────────────────────────┘

│ Президента РФ │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

└──────────────────────────┘ │ │ │ │ │ Назначение выборов │

┌──────────────────────────┐ │ │ │ ├─>│ Государственной Думы │

│Назначение и освобождение │ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

│полномочных представителей│<─┤ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

│ Президента РФ │ │ │ │ │ │ Роспуск │

└──────────────────────────┘ │ │ │ ├─>│ Государственной Думы │

┌──────────────────────────┐ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

│Назначение и освобождение │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

│ высшего командования │<─┤ │ │ │ │ Внесение законопроектов │

│ Вооруженных Сил РФ │ │ │ │ ├─>│ в Государственную Думу │

└──────────────────────────┘ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

│ Назначение и отзыв после │ │ │ │ │ │ Подписание │

│ соответствующих │ │ │ │ ├─>│ и обнародование │

│ консультаций │ │ │ │ │ │ федеральных законов │

│ дипломатических │<─┘ │ │ │ └─────────────────────────┘

│ представителей России │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

│в иностранных государствах│ │ │ │ │ Обращение к Федеральному│

│ и международных │ │ │ ├─>│ Собранию с ежегодным │

│ организациях │ │ │ │ │ посланием о положении │

└──────────────────────────┘ │ │ │ │ в стране, об основных │

V │ │ │ направлениях внутренней │

┌──────────────────────────────────┐ │ │ │ и внешней политики РФ │

Решение некоторых иных │ │ │ └─────────────────────────┘

вопросов конкретной личности │ │ │ ┌─────────────────────────┐

└─────────────────────────────────┬┘ │ └─>│ Назначение референдумов │

┌──────────────────────────────┐ │ │ └─────────────────────────┘

│ Решение вопросов гражданства │<─┤ V

└──────────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────┐

┌──────────────────────────────┐ │ │ В сфере судебной власти

│ Предоставление политического │<─┤ │ и прокуратуры

│ убежища │ │ └─────┬────────────────────────────┘

└──────────────────────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┐

┌──────────────────────────────┐ │ │ │ Представление Совету │

│ Награждение государственными │ │ │ │ Федерации кандидатур │

│наградами, присвоение почетных│<─┘ │ │ для назначения на │

│ и высших воинских │ ├─>│ должность судей │

│ специальных званий │ │ │ Конституционного, │

└──────────────────────────────┘ │ │ Верховного и │

│ │ Арбитражного Судов РФ │

│ └─────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐

├─>│ Назначение судей других │

│ │ федеральных судов │

│ └─────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐

│ │ Внесение в Совет │

│ │ Федерации предложений о │

└─>│ назначении на должность │

│ и освобождении от │

│ должности Генерального │

│ прокурора РФ │

└─────────────────────────┘

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида актов:

указы и

распоряжения.

Различие между ними установить довольно сложно.

Казалось бы, надо исходить из того, что

указ - акт более широкого действия, имеющий нормативный характер, а

распоряжение - документ более частного, конкретного назначения.

Но это не так. Нередко нормативными являются и указы, и распоряжения.

Причем иногда для регулирования сходных вопросов используются то указы, то распоряжения (например, создание подразделений Администрации Президента и утверждение положений о них).

Правда, в последнее время наблюдается все-таки тенденция к использованию для нормативного регулирования общественных отношений формы указов.

Кроме того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой является не распоряжение, а указ (например, в отношении награждения, предоставления гражданства РФ, выхода из гражданства, помилования и др.).

Поэтому граница между актами Президента порой условна.

Но в одной ситуации форма указа употребляется весьма часто.

Связано это с регулированием наиболее важных общественных отношений, особенно если они не урегулированы законом;

указ Президента в данном случае как бы заменяет законодательное регулирование.

Введя пост Президента, Конституция РСФСР предусмотрела, что Президент издает свои акты на основе и во исполнение не только Конституции и законов РФ, но и решений Съезда и Верховного Совета.

Однако при конституционной реформе 21 апреля 1992 г. осталось лишь положение о том, что указы (но не распоряжения) не могут противоречить Конституции и законам РФ.

То же записано и в действующей Конституции, но относится к обоим видам актов:

указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (часть 3 статьи 90).

Здесь отражена иная концепция назначения актов Президента, а именно

в том случае, если какой-то вопрос уже урегулирован законом, Президент обязан с ним считаться.

Однако если вопрос в законе не урегулирован, Президент вправе его урегулировать своим актом.

Причем на практике могут возникать такие ситуации:

а) вопрос юридически не урегулирован, и неясно, каким актом это должно быть сделано - законом, указом Президента, постановлением Правительства и т.д.;

б) вопрос еще не урегулирован, но понятно, что он является предметом закона.

По мнению Президента РФ, он вправе издавать свой нормативный акт

не только в первой ситуации, но и

во второй - для заполнения правового пробела на тот период, пока закон еще непринят, а общественные отношения настоятельно требуют регулирования.

Свою логику Президент изложил в Послании Федеральному Собранию от 16 февраля 1995 г.:

"Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах.

В этих условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнять правовые пробелы. Тем более что имеется и конституционно-правовая основа для такого рода президентских актов.

Во-первых, указы Президента - это акты не главы исполнительной власти, а главы государства.

Другими словами, их абсолютно подзаконный характер не очевиден.

Разумеется, эти указы не должны противоречить Конституции и действующим законам.

Но при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно.

Во-вторых, одной из конституционно установленных прерогатив Президента является определение основных направлений внутренней и внешней политики страны. Ясно, что отнюдь не только ежегодные послания Президента могут считаться формой реализации этого полномочия.

В-третьих, необходимость выполнения функций гаранта Конституции также обусловливает возможность издания Президентом нормативных указов для обеспечения действия Конституции РФ.

Таким образом, пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений".

В последующем позицию Президента поддержал Конституционный Суд РФ.

В Постановлении от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и

пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом,

КС определил: "В соответствии со статьей 80 Конституции РФ Президент РФ является

гарантом Конституции РФ и

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов,

восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения

при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а

их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов".

Самая краткая статья Конституции (91-ая) содержит положение о неприкосновенности Президента РФ.

Неприкосновенность означает

защищенность от всяких посягательств со стороны кого бы то ни было, а

лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищается государством от противоправных посягательств.

Неприкосновенность Президента РФ означает:

никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия;

его нельзя ни задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец,

Президента нельзя свергнуть,

отстранить от исполнения обязанностей.

Поэтому единственным основанием наступления ответственности для Президента РФ является совершение уголовно наказуемого деяния, квалифицируемого как государственная измена или иное тяжкое преступление.

Конституция РФ, допуская случаи привлечения Президента РФ к уголовной ответственности,

в то же время не предусматривает возможности наступления гражданско-правовой, дисциплинарной, административной ответственности для Президента РФ в течение срока осуществления его полномочий.

Таким образом, Президент РФ в принципе ни перед кем не несет ответственности за свою текущую деятельность.

Концепция всеохватывающего иммунитета Президента РФ, предложенная в Конституции РФ, заключается в том, чтобы

обеспечить стабильную работу Президента в РФ, при этом, не превращаясь в своего рода индульгенцию в отношении любых деяний, совершенных в период пребывания конкретного лица в должности Президента РФ.

Как следствие этого,

если деятельность Президента РФ прямо противоречит действующему законодательству и Президент РФ сознательно не предпринимает усилий для устранения возникшего нарушения,

оснований для распространения на Президента РФ иммунитета от любого вида ответственности не имеется.

В противном случае институт Президента РФ теряет свой смысл, что, в свою очередь, приводит к утрате Президентом статуса гаранта Конституции.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им торжественной присяги и, как правило,

прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в случаях:

отставки (по инициативе самого Президента);

стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине, независящей ни от чьей воли),

отрешение от должности (по инициативе Федерального Собрания).

Отставка - это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности; устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно.

Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнения обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер.

Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он "передумал" и отзывает свое заявление об отставке.

Президент официально объявляет об отставке в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т.п.

Причем отставка должна следовать в день объявления о ней, т.е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т.д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность "передумать" и отозвать свое заявление.

С объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента.

В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей.

Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состояниемздоровья возможны две ситуации.

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи.

Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула части 2 статьи 92: Президент "прекращает исполнение полномочий досрочно" в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Но это практически означает ту же отставку - лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру при наступивших глухоте, слепоте и т.д.

Речь идет, следовательно, о случаях, когда в отличие от отставки личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов.

Что касается отрешения от должности, то

при введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги.

Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно.

Президент РФ согласно статье 93 Конституции может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Поскольку исполнение полномочий Президента не должно прерываться, пунктом 3 статьи 92 предписано, что

в случае досрочного их прекращения обязанности Президента временно, т.е. до избрания нового Президента, исполняет Председатель Правительства РФ.

Однако исполняющий обязанности Президента РФ несколько ограничен в выполнении президентских функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: