Все они окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения

Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, а акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Но если постановления и заключения, как ранее указывалось, подлежат обязательному опубликованию, то определения публикуются в официальных изданиях –

"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", Собрании законодательства Российской Федерации лишь по специальному решению при принятии самого определения.

Структурно-логическая схема:

┌───────────────────────────────────────┐

Конституционный Суд РФ, его компетенция

└─────┬──────────────────┬─┬┬────┬──────┘

│ │ ││ │

V │ ││ V

┌─────────────────────────────┐ │ ││ ┌───────────────────────────┐

│Разрешает дела о соответствии│ │ ││ │Проверяет конституционность│

│ Конституции РФ │ │ ││ │ закона, примененного или │

└────────────────────────────┬┘ │ ││ │ подлежащего применению │

┌────────────────────────┐ │ │ ││ │ в конкретном деле │

│ Федеральных законов, │ │ │ ││ │ по запросам судов │

│ нормативных актов │ │ │ ││ └───────────────────────────┘

│ Президента РФ, │<──┤ │ ││ ┌───────────────────────────┐

│ Совета Федерации, │ │ │ ││ │ Рассматривает жалобы │

│ Государственной Думы, │ │ │ │└>│ на нарушение │

│ Правительства РФ │ │ │ │ │ конституционных │

└────────────────────────┘ │ │ │ │ прав и свобод граждан │

┌────────────────────────┐ │ │ │ └───────────────────────────┘

│ Конституций республик, │ │ │ │ ┌───────────────────────────┐

│уставов, а также законов│ │ │ │ │Дает заключение по запросу │

│ и иных нормативных │ │ │ │ │ Совета Федерации о │

│ актов субъектов РФ, │<──┤ │ │ │ соблюдении установленного │

│ изданных по вопросам │ │ │ │ │ порядка выдвижения │

│ федеральной, совместной│ │ │ └─>│ обвинения Президента РФ │

│ с федеральной и │ │ │ │ в государственной измене │

│ собственной компетенции│ │ │ │ или совершении иного │

└────────────────────────┘ │ │ │ тяжкого преступления │

┌────────────────────────┐ │ │ └───────────────────────────┘

│ Не вступивших в силу │ │ V

│ международных │<──┤ ┌─────────────────────────────────┐

│ договоров РФ │ │ │ Разрешает споры о компетенции │

└────────────────────────┘ │ └┬────────────────────────────────┘

┌────────────────────────┐ │ │ ┌─────────────────────────────┐

│ Договоров между │ │ ├─>│ Между федеральными органами │

│ федеральными органами │ │ │ │ государственной власти │

│ власти и органами │ │ │ └─────────────────────────────┘

│ государственной власти │<──┘ │ ┌─────────────────────────────┐

│ субъектов РФ, органов │ │ │ Между федеральными органами │

│ государственной власти │ ├─>│ государственной власти и │

│ последних между собой │ │ │ органами государственной │

└────────────────────────┘ │ │ власти субъектов РФ │

/\ │ └─────────────────────────────┘

│ │ ┌─────────────────────────────┐

\/ │ │ Между высшими │

┌────────────────────────────────────┐ └─>│ государственными органами │

│ Разрешает дела по запросам: │ │ субъектов РФ │

│ Президента РФ, Совета Федерации, │ └─────────────────────────────┘

│ Государственной Думы, 1/5 членов │

│ Совета Федерации или депутатов │

│ Государственной Думы, Верховного │

│ Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда │

│ РФ, органов законодательной │

│и исполнительной власти субъектов РФ│

└────────────────────────────────────┘

Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, которые осуществляют надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.

Говоря о правовом статусе Верховного Суда, нужно отметить, что придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера,

оно ограничено сферой его компетенции - дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.

На деле это означает, что Верховный Суд РФ обладает полнотой юрисдикции, т.е.

он правомочен на основании поступающих к нему протестов и кассационных жалоб пересматривать дела, рассмотренные на уровне высших судебных инстанций субъектов Федерации, и

выносить по ним окончательные постановления или определения. Верховный Суд РФ является третьим звеном общегражданского правосудия, если иметь в виду, что на региональном (областном) уровне соответствующие высшие судебные инстанции осуществляют пересмотр дел, поступающих к ним по кассационным жалобам или протестам прокуратуры от низшего звена судебной системы.

Верховный Суд России действует в составе:

а) Пленума Верховного Суда;

б) Судебной коллегии по гражданским делам;

в) Судебной коллегии по уголовным делам;

г) Военной коллегии.

В составе Верховного Суда действует также Президиум.

Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону.

Основное полномочие Пленума Верховного Суда - давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел.

Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются

на обобщении судебной практики,

на анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.

Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела

в порядке надзора и

по вновь открывшимся обстоятельствам,

рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики.

Президиум также рассматривает дела

по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.

В качестве суда первой инстанции действуют исключительно коллегии Верховного Суда.

Кроме того, судебные коллегии рассматривают дела

в кассационном порядке,

в порядке надзора и

по вновь открывшимся обстоятельствам.

Подсудность дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, определяется Уголовно-процессуальным кодексом и Гражданским процессуальным кодексом.

Верховный Суд вправе изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству.

Судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, а также Военная коллегия рассматривают:

а) в качестве суда первой инстанции - гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к их ведению; Верховному Суду РФ подсудны любые дела особой сложности и особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе или по инициативе прокуратуры;

б) в качестве суда кассационной (второй) инстанции - дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения, вынесенные нижестоящими судами и не вступившие в законную силу;

в) в порядке надзора - дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения, вынесенные всеми судами.

Судебные коллегии Верховного Суда в установленном законом порядке рассматривают вопросы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определений по гражданским делам и о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Акты Верховного Суда, являющегося высшим судебным органом, окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке не подлежат.

По традиции на Верховный Суд РФ возлагается еще одна функция - обеспечение единообразия в судебной практике.

Это достигается путем вынесения принципиальных решений по наиболее сложным делам, требующим авторитетного толкования со стороны высокочтимых судебных учреждений.

Так, например, постановления Пленума Верховного Суда публикуются в Бюллетене Верховного Суда и доводятся до сведения нижестоящих судов.

В настоящее время такие постановления имеют как разъяснительный, так ирекомендательный характер, но жестко не связывают суд при вынесении аналогичных или сходных дел, поскольку каждое из них имеет свою специфику.

Особое место в деятельности Верховного Суда и возглавляемых им нижестоящих судов общей юрисдикции отныне приобретает юрисдикционно-контрольная деятельность над подзаконными актами и действиями должностных лиц государственного аппарата.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа:

нормативные указы Президента РФ,

акты органов местного самоуправления,

приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.

При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и

обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

Длительное время считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона "О судоустройстве РСФСР"). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиняться разъяснениям, которые к тому же будут являться для них руководящими и обязательными. Комментируемая статья, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.

Структурно-логическая схема:

┌─────────────────────────────────────────────┐

Верховный Суд РФ, его структура и компетенция

└───┬─────────────────────────────────────┬───┘

V V

┌───────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────────┐

│Состав Верховного Суда РФ │ │Действия Верховного Суда РФ │

├───────────────────────────────┘ │в пределах его компетенции │

│ ┌────────────────────────────┐ ├────────────────────────────────┘

├─>│Пленум Верховного Суда РФ │ │ ┌─────────────────────────────┐

│ └────────────────────────────┘ │ │Рассмотрение в качестве суда │

│ ┌────────────────────────────┐ ├─>│первой инстанции уголовных │

├─>│Президиум Верховного Суда РФ│ │ │дел особой сложности, любых │

│ └────────────────────────────┘ │ │гражданских дел │

│ ┌────────────────────────────┐ │ └─────────────────────────────┘

├─>│Судебная коллегия │ │ ┌─────────────────────────────┐

│ │по гражданским делам │ │ │Рассмотрение дел в │

│ └────────────────────────────┘ │ │кассационном порядке (по │

│ ┌────────────────────────────┐ ├─>│жалобам и протестам на │

├─>│Судебная коллегия │ │ │приговоры, решения суда, │

│ │по уголовным делам │ │ │не вступившие в законную │

│ └────────────────────────────┘ │ │силу) │

│ ┌────────────────────────────┐ │ └─────────────────────────────┘

└─>│Военная коллегия │ │ ┌─────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │ │Рассмотрение дел в порядке │

│ │надзора и по вновь │

│ │открывшимся обстоятельствам │

├─>│(по протестам Генерального │

│ │прокурора РФ и других │

│ │уполномоченных лиц на │

│ │вступившие в законную силу │

│ │приговоры, решения суда) │

│ └─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────────────────┐

│ │Дача разъяснений по вопросам │

└─>│судебного делопроизводства │

└─────────────────────────────┘

Высший Арбитражный Суд наряду с Конституционным Судом и Верховным Судом входит в судебную систему России.

При этом он возглавляет систему арбитражных судов, которая включает все арбитражные суды субъектов Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешениюэкономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и

дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это - судебный орган первой инстанции.

В этом качестве он рассматривает лишь три группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативныхактов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами Федерации.

Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал;

в) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Далее, это - судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны.

Он рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

Кроме того, это - аналитический центр системы:

изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также

разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это - организационный центр системы:

ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств);

решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полном объеме - занимает далеко не последнее место.

Структура Высшего Арбитражного Суда РФ в настоящее время состоит из:

а) Пленума;

б) Президиума;

в) Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

г) Судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Структурно-логическая схема:

┌─────────────────────────────────────────────────┐

Высший Арбитражный Суд РФ,

┌────┤ его состав и структура, система арбитражных судов ├─────┐

V └────────────┬─────────┬──────────────────────────┘ V

┌────────────────────┐ │ │ ┌──────────────────────────────┐

│ Пленум Высшего │ │ │ │ Система арбитражных судов РФ │

│Арбитражного Суда РФ│ │ │ ├──────────────────────────────┘

└────────────────────┘ V │ │ ┌───────────────────────────┐

┌────────────────────┐ │ │ │ Высшие арбитражные суды │

│ Состав Высшего │ │ ├─>│ республик в составе РФ │

│Арбитражного Суда РФ│ │ │ └───────────────────────────┘

└────────────────────┤ │ │ ┌───────────────────────────┐

┌──────────────────────┐ │ │ │ │ Краевые, областные, │

│ Председатель Высшего │<─┤ │ ├─>│городские арбитражные суды │

│ Арбитражного Суда РФ │ │ │ │ └───────────────────────────┘

└──────────────────────┘ │ │ │ ┌───────────────────────────┐

┌──────────────────────┐ │ │ │ │Арбитражные суды автономной│

│ Заместители │ │ │ └─>│области, автономных округов│

│ Председателя Высшего │<─┤ │ └───────────────────────────┘

│ Арбитражного Суда РФ │ │ │ ┌──────────────────────┐

└──────────────────────┘ │ V │ Коллегия по проверке │

┌──────────────────────┐ │ ┌────────────────┐ │в кассационном порядке│

│ Члены Высшего │<─┘ │Коллегии Высшего│ │ законности и │

│ Арбитражного Суда РФ │ │ Арбитражного ├────>│обоснованности решений│

└──────────────────────┘ │ Суда РФ │ │ судов, не вступивших │

└┬─┬────────┬────┘ │ в законную силу │

┌────────────────────────┐ │ │ │ └──────────────────────┘

│ Коллегия по разрешению │<──┘ │ │ ┌──────────────────────────────┐

│ экономических споров │ │ │ │Коллегия по проверке в порядке│

└────────────────────────┘ │ │ │ надзора законности и │

┌──────────────────────────┐ │ │ │ обоснованности решений │

│Коллегия по разрешению дел│<──┘ └─>│арбитражных судов, вступивших │

│ по спорам, возникающим │ │ в законную силу │

│ в сфере управления │ └──────────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

В статье 128 Конституции закреплен порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов РФ - Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Впервые формирование судейского корпуса осуществляется во взаимодействии всех ветвей власти.

За верхней палатой Федерального Собрания сохранено право назначения судейвысших судов, однако это право ограничено возможностью назначать лишь кандидатов, представленных Президентом РФ.

Конституция не запрещает Президенту РФ представлять Совету Федерации любые кандидатуры судей высших судов. Законодатель не вправе регламентировать осуществление этого президентского полномочия таким образом, что Президент в своем выборе будет связан мнением председателя соответствующего суда.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

В настоящее время таким законом является Закон от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями, и ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", которые устанавливают следующий порядок назначения судей.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и

арбитражных судов назначаются Президентом по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судьи военных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Президент в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Указом Президента РФ от 4 октября 2001 г. N 1185 утверждено Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и ее состав. Данная Комиссия является консультативным органом при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: