И принципы ее формирования

В условиях неустойчивой экономики и недостаточности инвестиционных средств важнейшее значение для конкретного региона приобретает конкуренция за инвестиции между различными регионами. Капитал перетекает в соответствии с законами рынка из депрессивных регионов в экономически сильные, ускоренно развивающиеся регионы с наиболее привлекательными условиями для инвестирования. Поэтому основная задача управленцев региона — создание более привлекательного инвестиционного климата.

В России традиционно Москва была и остается главным финансовым центром России. Более 80% активов банковской системы страны сосредоточены в банках Москвы и Московской области. Поэтому наиболее реальными инвесторами для регионов с незначительной сырьевой составляющей в экономике являются московские предприниматели. Вторым по значению финансовым центром страны является Санкт-Петербург, предприниматели которого также осуществляют экспансию финансового капитала в регионы. Вышеуказанное предполагает, что основной задачей региональных властей является привлечение капиталов в свои регионы, в том числе и иностранных, доля которых неуклонно растет.

Усиление в последние годы роли федерального центра в финансировании дотационных регионов и ужесточение требований к регионам, претендующим на участие в национальных проектах и федеральных программах, предопределило активизацию деятельности администрации регионов и некоторых крупных муниципальных образований в направлении получения доступа к средствам программ. Технопарки, особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты в рамках национальных проектов создаются и реализуются при участии федерального бюджета в регионах, которые имеют конкурентоспособные наработки в этих направлениях, конкретные проекты, прошедшие экспертизу на федеральном уровне. Причем инвестиционная активность регионов резко усилилась с объявлением условий участия в национальных российских проектах в конце 2005 г.

В настоящее время основные источники финансирования крупных проектов формируются посредством доходов от экспорта нефти, газа, металлов, поступающих в федеральный бюджет. Это предопределяет, что общая политика региона и его инвестиционная стратегия в условиях избытка накопленных средств на федеральном уровне на данном этапе развития страны должны разрабатываться в тесном контакте с федеральным центром, с учетом его требований, федеральных стратегий и программ развития страны. Осталось в прошлом время, когда программы развития регионов кардинально различались по содержанию и сути, и порой противоречили федеральной стратегии развития страны. В 2000 - 2002 гг. все среднесрочные региональные программы развития (на 2002-2006 гг.) и долгосрочные стратегии, программы и региональные законы (для их разработки представлены методики правительства) были унифицированы, прошли обязательную экспертизу в Правительстве РФ и являются по формальным признакам документами, направленными на создание рыночной экономики. В то же время содержанием их являются конкретные инвестиционные проекты, которые не всегда в должной мере проходят стандартную процедуру инвестиционного анализа и конкурентного отбора. И поэтому в некоторых регионах эффективность реализации среднесрочных программ развития оставляет желать лучшего [96].

Для активизации инвестиционной деятельности в субъектах РФ необходима продуманная, научно обоснованная региональная стратегия привлечения инвестиций.

Инвестиционная стратегия региона — является составляющей общей стратегии развития региона. Инвестиционная стратегия направлена на увеличение совокупного инвестиционного потенциала региона и его составляющих, снижение совокупного инвестиционного риска и его составляющих, то есть на повышение привлекательности инвестиционного климата региона.

Содержание региональной стратегии привлечения инвестиций на уровне субъекта РФ обусловлено его особенностями как объекта инвестирования, которые проявляются в приоритетности социальных целей развития, отборе инвестиционных проектов, необходимости реализации отдельных малоэффективных или даже убыточных проектов, имеющих социальный приоритет, ограниченные возможности изменения правовых условий инвестиционной деятельности, так как законодательная база формируется на федеральном уровне.

На наш взгляд, инвестиционная стратегия — это база и фундамент общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития. Каждая частная стратегия и ее проект должны пройти процедуру инвестиционного анализа и сопоставления с альтернативными проектами.

Понятие «стратегия» глубоко и многозначно. В широком смысле стратегия — это процесс, отражающий управленческую философию развития субъекта. Более конкретно, стратегия — это долгосрочный план развития субъекта: страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития [96].

Категория инвестиционная стратегия базируется на трех понятиях: «инвестиции», «стратегия» и «развитие». Последнее слово отсутствует в названии «Инвестиционная стратегия», однако подразумевается само собой. В то же время понятие «развитие» субъекта экономики и его соотношение с понятием «рост» и другими понятиями и показателями (рост экономики, выпуска, дохода, качество жизни и т.д.) также заслуживает внимания.

Инвестиции — это долгосрочное вложение финансовых и экономических ресурсов с целью получения доходов в будущем или получения иных благ — социальных, экологических, образовательных, инфраструктурных и других.

Стратегия — это долгосрочный план развития субъекта: страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития.

С понятием стратегии близко соотносится понятие концепции, которое, однако, имеет более обобщенный или укрупненный характер.

Концепция — единый замысел развития субъекта: страны, отрасли, региона, предприятия или организации.

Различают общую стратегию развития субъекта, например, стратегию развития страны, региона, корпорации, и частные стратегии: инвестиционную стратегию, инновационную стратегию, стратегию развития персонала, стратегию развития высоких технологий, стратегию развития нефтяной промышленности и т.д.

Долгосрочная программа развития — детализированная стратегия развития.

Тактика — краткосрочные программы и планы развития субъекта и решения оперативных и краткосрочных вопросов и задач.

Концепция, общая стратегия и программа развития страны базируются на инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия — долгосрочный план вложения финансовых и экономических ресурсов в развитие субъекта, реализующий поставленные цели, проекты и задачи страны, общества, собственников средств и ресурсов, предприятий, организаций и физических лиц.

Инвестиционная стратегия разрабатывается и осуществляется на макро -, мезо - и микроуровнях (на уровне государства, региона, отрасли, муниципального образования, на уровне предприятий и организаций).

Различают следующие виды инвестиционных стратегий:

- государственную инвестиционную стратегию развития;

- региональную инвестиционную стратегию развития;

- инвестиционную стратегию развития на местном уровне (муниципальную инвестиционную стратегию);

- корпоративную инвестиционную стратегию развития;

- отраслевую инвестиционную стратегию развития;

- общую инвестиционную стратегию развития субъекта;

- частную инвестиционную стратегию развития субъекта, входящую в общую стратегию его развития.

Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиями развития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочном инвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализе и отборе проектов. Частные инвестиционные стратегии могут носить иные названия, например, информационная или инновационная стратегии развития. И в то же время частные стратегии подразумевают инвестиции, то есть вложения финансовых ресурсов в конкретные проекты и программы.

Каждый регион имеет свои особенности. Он обладает определенным инвестиционным потенциалом и ему соответствует определенный уровень риска инвестиционной деятельности. Однако, задачами инвестиционной стратегии являются:

- рост уровня и качества человеческого капитала в части его рыночных составляющих, в том числе качества труда (рост трудового потенциала области);

- рост доходов населения и, соответственно, рост потребительского спроса (потребительского потенциала);

- рост промышленного производства (рост производственного потенциала), причем в основном за счет его реструктуризации и повышения доли и эффективности производств с высокой добавленной стоимостью;

- развитие инновационного и венчурного бизнеса (рост инновационного потенциала);

- развитие институтов рыночной экономики (рост институционального потенциала);

- развитие инфраструктуры региона (рост инфраструктурного потенциала);

- рост налоговой базы и прибыльности предприятий региона (рост финансового потенциала);

- снижение экономического риска за счет последовательного развития рыночных отношений и гарантий неприкосновенности частной собственности и частных инвестиций;

- снижение финансового риска путем повышения степени сбалансированности регионального бюджета и муниципальных бюджетов, а также снижения числа кризисных предприятий в области;

- снижение политического и законодательного рисков путем совершенствования законодательной базы, повышения авторитетности местных властей всех уровней, идеологической поддержки федеральной и региональной политики;

- снижение социального риска (уровня социальной напряженности) за счет повышения качества жизни населения;

- снижение экологического риска (снижение уровня загрязнения окружающей среды);

- снижение криминального риска за счет декриминализации экономики области, профилактических мер и снижения уровня преступности в регионе.

В соответствии с федеральным законодательством все регионы Российской Федерации приняли законы о поддержке инвестиционной деятельности, направленные на повышение инвестиционной привлекательности. Инвестиционный процесс, осуществляемый регионами, направлен на:

- создание и развитие рыночной инфраструктуры;

- совершенствование законодательной базы по повышению инвестиционной привлекательности региона;

- развитие транспортной инфраструктуры региона;

- обеспечение безопасности бизнеса;

- определение приоритетов развития, методов и механизмов их поддержки;

- снижение бюрократических препонов на пути развития бизнеса;

- установление для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты, предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;

- предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

- предоставление на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;

- реструктуризацию задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;

- обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности;

- участие в разработке инвестиционных проектов по заказу инвестора;

- участие в софинансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;

- предоставление на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда;

- предоставление бюджетных субсидий на оплату чисти процентов за пользование кредитами хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программ экономического и социального развития региона, федеральных и областных целевых программ;

- предоставление бюджетных кредитов и займов в соответствии с действующим законодательством.

Наиболее применяемым инструментом финансовой поддержки инвестиционных проектов в регионах является субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам. В этом случае администрация региона берет на себя сравнительно небольшую долю рисков по конкретному проекту и, с другой стороны, может оказывать поддержку множеству проектов, особо значимых для развития региона.

В научной литературе достаточно глубоко проработаны вопросы стратегического планирования, разработки концепции, программ, планов и других документов стратегического характера. В территориальном аспекте стратегическое планирование трактуется учеными как особый вид управленческой деятельности, состоящий в обосновании целей развития административно — территориальных образований и механизма их достижения, что обеспечивает эффективное развитие территории в долгосрочной перспективе с учетом изменяющихся условий внешней среды [161, с.34].

В настоящее время существует множество определений стратегии [33,37,93,152,161], которые на уровне обобщения представляют ее как генеральную и долгосрочную программу действий, выявляющую приоритеты развития, пути и ресурсы для их реализации. Основываясь на таком подходе, определим ключевое понятие данного исследования:

Региональная стратегия привлечения инвестиций — это система долгосрочных целей развития инвестиционных процессов в регионе и путей их достижения, определяемых общими задачами развития региона и его социально — экономической политикой [132].

Региональная стратегия привлечения инвестиций, понимаемая как программа долгосрочных действий по привлечению инвестиций в экономике региона, должна быть представлена в виде единого документа и утверждена в установленном порядке. Региональная стратегия привлечения инвестиций определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности в регионе, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие региона. Следование стратегии в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта.

Разработка инвестиционной стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития региона [132]. Региональная стратегия привлечения инвестиций позволяет:

- обеспечить механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей социально — экономического развития всего региона и отдельных отраслей региональной экономики;

- оценить инвестиционный потенциал региона и обеспечить его максимальное использование;

- создать возможность целенаправленного маневрирования инвестиционными ресурсами;

- обеспечить реализацию новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе изменений фактов внешней среды;

- учесть заранее возможные вариации развития неконтролируемых факторов внешней инвестиционной среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для региона;

- отразить сравнительные преимущества региона в инвестиционной сфере в сопоставлении с другими субъектами Российской Федерации;

- обеспечить четкую взаимосвязь стратегического и оперативного управления инвестиционной деятельностью в регионе;

- сформировать систему критериев оценки приоритетности инвестиционных проектов для региона и финансовых инструментов инвестирования.

Существуют два фундаментальных вопроса, которые должны быть определены при разработке инвестиционной стратегии региона:

1. Роль региональных властей в процессе привлечения инвестиций — создание благоприятных законодательных, организационных и информационных условий для привлечения частных инвестиций либо непосредственное участие в инвестировании посредством предоставления займов, дотаций, долевого участия в предприятиях, либо сочетания этих функций.

2. Возможность поступиться экономической целесообразностью в выборе своей инвестиционной стратегии для достижения социального эффекта.

Ответы на эти вопросы послужат основными ориентирами в формировании инвестиционной стратегии и выборе путей ее реализации. Инвестиционная стратегия, по существу, представляет собой компромисс между стремлением к большей экономической эффективности и поддержанием социальной справедливости в территориальном развитии.

В основу формирования инвестиционной стратегии положены принципы новой управленческой парадигмы — системы стратегического управления. Совокупность основных принципов формирования стратегии включает известные ранее в науке об управлении принципы системности, комплексности, научности, демократического централизма и другие, которые также применимы к региональной стратегии привлечения инвестиций [132, с.76].

Принцип единства правового пространства инвестиционной деятельности на территории региона, который не допускает принципиальных различий в подходах к регулированию инвестиционных процессов на уровне региона и входящих в него муниципальных образований. Исключением могут быть лишь особые экономические зоны на территории региона.

Принцип инвайронмента (среда) состоит в том, что при разработке региональной стратегии привлечения инвестиций регион рассматривается как система, открытая для активного взаимодействия с внешней инвестиционной средой. Открытость региона как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его инвестиционной стратегии.

Принцип инвестиционной гибкости и альтернативности. Инвестиционная стратегия должна быть разработана с учетом адаптивности к изменениям факторов внешней среды, помимо прочего в основе стратегических инвестиционных решений должен лежать активный поиск альтернативных вариантов направлений, форм и методов инвестиционной деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общей инвестиционной стратегии и формирования механизма ее эффективной реализации.

Принцип соответствия. Являясь частью общей стратегии социально — экономического развития региона, инвестиционная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями общей стратегии развития региона. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития региона в соответствии с избранной общей стратегией. Кроме того, региональная стратегия привлечения инвестиций должна обеспечивать сочетание перспективного и текущего управления инвестиционными процессами в регионе.

Принцип интеграции предусматривает необходимость гармоничного сочетания интересов, целей и потенциалов субъектов инвестиционной деятельности в регионе (власти, инвесторов, предпринимателей). Этот принцип основывается на рациональном с точки зрения непротиворечивости сочетания форм и методов инвестирования.

Принцип инвестиционной предприимчивости и коммуникабельности. Данный принцип заключается в активном поиске эффективных инвестиционных связей по всем направлениям и формам инвестиционной деятельности, а также на различных стадиях инвестиционного процесса. Инвестиционное поведение такого рода связано с возможной трансформацией форм и методов инвестиционной деятельности на всем пути к достижению стратегических целей с учетом изменений факторов внешней инвестиционной среды.

Принцип инновационности. Формируя инвестиционную стратегию, следует иметь в виду, что инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции региона. Поэтому реализация общих целей стратегического развития региона в значительной степени зависит от того, на сколько его инвестиционная стратегия отражает достигнутые результаты технологического прогресса и адаптирована к быстрому внедрению новых его результатов.

Принцип диверсификации. Все основные инвестиционные решения, принимаемые в процессе формирования региональной стратегии привлечения инвестиций, должны быть направлены на снижение уровня инвестиционного риска. Это обеспечивается обоснованным выбором направлений и форм инвестиционной деятельности, оптимизацией организационных структур управления инвестиционной деятельностью.

Принцип поддержки частной инициативы предполагает стимулирование процессов самоорганизации участников инвестиционной деятельности (на финансовом, фондовом и других рынках).

Принцип упреждающего управления основан на прогнозировании динамики инвестиций, что позволит в процессе стратегического управления реагировать не только на уже свершившиеся факты, но и на те, которые имеют тенденцию к осуществлению в будущем. Информация о прошлом и прогнозируемом будущем используется для выработки способов минимизации инвестиционных рисков и отклонений от целевых установок региональной стратегии привлечения инвестиций.

Принцип компетентности означает, что к разработке и реализации отдельных составляющих и всей стратегии в целом должны привлекаться подготовленные специалисты.

Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора региона, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий, способы формирования и распределения ресурсов. Региональная стратегия привлечения инвестиций разрабатывается и реализуется в соответствии с социально — экономической политикой региона и во взаимосвязи с его с общей стратегией развития. Для разработки региональной стратегии привлечения инвестиций необходимы:

- выявление «полюсов роста» экономики региона как приоритетных сфер привлечения инвестиций на стратегическую перспективу;

- обоснование стратегических целей региона в инвестиционной сфере;

- определение оптимальной структуры и объема инвестиций;

- формирование механизмов привлечения инвестиций в экономику региона;

- обоснование наиболее эффективных вариантов использования инвестиционных ресурсов.

Инвестиционный процесс предусматривает взаимодействие трех основных элементов: субъекта (включая источник) инвестирования, условий и объекта инвестирования.

Анализ исходной ситуации для разработки инвестиционной стратегии, как правило, концентрируется на субъектах и условиях инвестирования. Вместе с тем, в региональном аспекте нельзя отодвигать на второй план объект инвестиций, который должен рассматриваться с позиций его принадлежности к «полюсам роста» региональной экономики. Термин «полюс роста» введен Франсуа Перу [215] в его теории поляризованного развития экономики регионов: явление поляризации возникает при наличии на территории лидирующего предприятия или группы предприятий, деятельность которых сопровождается эффектом мультипликации. Иными словами, такое предприятие в силу его масштабности и экономической мощности является, с одной стороны, точкой притяжения рабочей силы, стимулирования появления мелких фирм соответствующего профиля в своем окружении, с другой стороны — центром распространения технологических и информационных потоков, расширения рынков сбыта. По мнению Российских ученых Вертешева С.М., Рохчина В.Е. [146, с.148] под полюсом роста рекомендуют понимать хозяйствующий субъект, расположенный на территории региона и реально способный вносить стабильный возрастающий и существенный вклад в региональный бюджет, обеспечить увеличение числа рабочих мест, завоевать новые рынки сбыта, улучшать имидж региона.

Полюс роста в регионе рекомендуется рассматривать как совокупность сопряженных или моноотраслевых экономических субъектов, отвечающих перечисленным требованиям. Именно полюса роста должны учитываться в региональной стратегии привлечения инвестиций как приоритетные сферы (объекты) привлечения инвестиций. Целевой блок региональной стратегии привлечения инвестиций формируется на основе определения стратегического выбора и целей перспективного социально — экономического развития региона с учетом выявленных полюсов роста экономики региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: