Теоретико-методологические подходы к формированию и реализации региональной стратегии привлечения инвестиций

Анализ существующих подходов к стратегическому планированию позволяет разработать методические основы формирования региональной стратегии привлечения инвестиций. В качестве базового может быть выбран подход, описанный Р. Стэйси в виде элементарного цикла «анализ-выбор-действие» [225]. На основе базовой схемы нами предложена схема формирования и реализации стратегии в виде повторяющихся циклов, движущихся по оси времени, что представлено на рисунке 1.3.1.

Рисунок 1.3.1.– Процесс формирования и реализации стратегии привлечения инвестиций

Механизм развития базовой схемы применительно к региональной стратегии привлечения инвестиций можно предложить следующее ее методическое наполнение в виде подпроцессов, представленных в таблице 1.3.1.

Таблица 1.3.1. – Механизм формирования и реализации региональной стратегии привлечения инвестиций

Основной процесс Подпроцессы
1. Анализ Анализ тенденций и закономерностей социально — экономического развития региона. Выявление проблем развития экономики региона, для решения которых требуются инвестиции (прежде всего инновационного характера). Выявление и обоснование полюсов роста. Определение потребности в инвестициях.
2. Выбор Формирование целевого блока региональной стратегии привлечения инвестиций. Определение приоритетных направлений привлечения инвестиций в развитие региона. Разработка и оценка вариантов инвестиционной стратегии. Выбор оптимального варианта. Разработка механизма реализации инвестиционной стратегии региона по выбранному варианту.
3. Действие Организация выполнения стратегии. Мониторинг процесса реализации инвестиционной стратегии. Контроль достижения стратегических целей. Оценка результатов реализации инвестиционной стратегии. Разработка изменений и дополнений в инвестиционную стратегию региона на основе анализа достигнутых результатов.

На основании вышеизложенного разработан алгоритм формирования региональной стратегии привлечения инвестиций (рисунок 1.3.2.).

Рисунок 1.3.2. – Алгоритм формирования региональной стратегии привлечения инвестиций

Аналитический этап важен для разработки стратегии, он основывается на методологии системного анализа, включающий обширный инструментарий, который позволяет выявить и структурировать проблемы. Для более глубокого анализа и оценки перспектив развития инвестиционной деятельности в регионе целесообразно использовать метод сценариев.

Сценарий представляет собой преимущественно качественное описание возможных вариантов развития исследуемого объекта при различных сочетаниях определенных условий. Метод сценариев предназначен для «предсказания» будущего, он должен в развернутой форме, показать возможные варианты развития событий для дальнейшего анализа и последующего выбора наиболее реалистичных и отвечающих стратегическим целям развития.

На основе оценки разработанных сценариев может быть определен оптимальный вариант развития. Итогом аналитического этапа является определение потребности инвестиций в регионе.

На этапе выбора формируется система целей инвестиционной стратегии региона, которые могут быть структурированы и представлены в виде «дерева целей». «Дерево целей» представляет собой упорядоченную иерархию целей, характеризующую их соподчиненность и внутренние взаимосвязи. Дерево целей строится на основе выявленных, на этапе анализа ключевых проблем развития экономики региона. При разработке стратегии возможны несколько вариантов дерева целей, соответствующих различным прогнозным вариантам развития. Поэтому необходима оценка дерева целей – уточнение и количественная (либо качественная) характеристика его элементов. Эта работа может выполняться специально подобранными экспертами метода «Дельфи» [199, c 44], суть которого заключается в организации сбора экспертных оценок, их математико – статистической обработке и корректировке экспертами своих оценок на основе каждого цикла обработки данных. Этот метод широко используется именно в прогнозировании и позволяет получить относительно надежную информацию в условиях ее недостаточности. Его называют «кибернетическим арбитражем», потому что процесс выработки суждений экспертами управляется с помощью обратной связи.[38, 119, 198].

Для определения приоритетных направлений привлечения инвестиций необходима систематизация подцелей (задач), полученных в результате построения дерева целей, путем сведения их в группы, определяемые каким – либо структурным признаком. В качестве такого признака могут использоваться: «качество жизни в регионе», «ускорение экономического роста» и другие. Сгруппированные по направлениям задачи по – разному влияют на стратегические цели. Это влияние может быть формально оценено следующим образом: существенное – 3 балла, умеренное – 2 балла, незначительное – 1 балл. Балльные оценки выставляются экспертами, в числе которых должны быть специалисты – разработчики стратегии как «системные» эксперты, способные комплексно оценивать проблемы стратегического характера; представители органов управления регионом; инвесторы и иные представители бизнеса; представители общественности. Такой подход к выбору экспертов позволяет интегрировать интересы всех сторон, вовлечь бизнес и общественность в этот процесс, превратив их из наблюдателей в партнеров по разработке стратегии и будущих участников ее реализации.

В научной литературе механизм реализации стратегии характеризуется как «процесс концентрации и мобилизации инвестиционных ресурсов, организации контроля над их эффективным использованием, выработки регулирующих воздействий, направленных на усиление позитивных тенденций в инвестиционной сфере и ослабление негативных»[146, c.153].

Механизм реализации стратегии должен предусматривать разработку целевых программ, организацию процессов их реализации, обеспечение необходимыми ресурсами, организацию системы мониторинга, контроля и оценки достигнутых результатов [8, 30, 49, 59, 146]. Механизм реализации региональной стратегии привлечения инвестиций должен быть направлен на обеспечение баланса интересов различных субъектов управления и хозяйствования, действующих на региональном инвестиционном рынке.

Исходные данные для разработки региональной стратегии привлечения инвестиций формируется на основе:

- оценки текущего состояния экономики и определения основных экономических показателей региона (общая конкурентоспособность, рынок труда, рынок капитала, земля и инфраструктура и.т.д.)

- анализа и оценки демографической ситуации и социального развития региона;

- анализа ресурсного потенциала (сырьевые, интеллектуальные ресурсы, платежеспособный спрос, наличие тех или иных отраслей в регионе);

- прогноза динамики основных экономических показателей на предстоящие 5 – 10 лет;

- изучения рынка национальных и международных инвестиционных ресурсов (для оценки возникающих тенденций и возможностей, интересующих предприятия региона);

- сегментирования потенциальных инвесторов и инвестиционных ресурсов (сегментация – необходимый шаг в разработке стратегии привлечения инвестиций и PR компании в регионе, каждой целевой группе должна соответствовать своя программа и использоваться различные инструменты привлечения инвестиций).

В соответствии с изложенными выше положениями в основу излагаемого методического подхода к построению региональной стратегии привлечения инвестиций положена идея следования целям и задачам развития региона в целом. Таким образом устанавливается их приоритетность при формулировке и реализации целей и задач региональной стратегии привлечения инвестиций. На рисунке 1.3.3. в общем виде показано взаимодействие региональной стратегии привлечения инвестиций с системой управления регионом, выраженной проводимой в регионе социально – экономической политикой и общей стратегией его развития, взаимодействие этих двух составляющих на входе региональной стратегии привлечения инвестиций. Движение к результатам происходит в меняющихся условиях внешней среды.

Рисунок 1.3.3. – Взаимодействие региональной стратегии привлечения инвестиций с системой управления регионом

При этом внешняя среда и ее меняющиеся условия влияют на параметры самой региональной стратегии привлечения инвестиций и возможности ее ресурсного обеспечения и, в конечном счете, собственно на результаты стратегического управления инвестиционными процессами в регионе.

Для успешной реализации инвестиционной стратегии необходимо сделать регион «открытым» для потенциальных инвесторов. Для этого необходимо подготовить информационные материалы о регионе: каталог инвестиционных проектов, каталог предприятий, основные направления развития региона, каталог инвестиционных структур региона. В той или иной степени эти документы подготовлены структурами правительства Воронежской области, но в имеющейся информации отсутствует комплексный подход. Необходимо обобщить и представить всю необходимую информацию в инвестиционном паспорте области. В этом документе должна найти отражение информация, характеризующая все виды потенциалов региона (геополитический, научно – инновационный, производственный, инвестиционно-финансовый, институциональный), а также условия и уровень жизни населения. Эта информация позволяет оценить инвестиционную привлекательность региона[120]. Особое значение в приведенном перечне имеет информация об уровне жизни населения, так как наряду с прочими она включает разделы, связанные с характеристикой экономических, политических, социальных, экологических и правоохранительных условий жизнедеятельности местного сообщества, на базе такой информации можно определить инвестиционный рейтинг региона по инвестиционному риску.

Эффективность региональной стратегии привлечения инвестиций во многом зависит от того, как она соотносится с действием объективных законов рынка, федеральной инвестиционной политикой, а также с возможностями данного региона. Иными словами, разработка и реализация региональной стратегии привлечения инвестиций требует разнообразных знаний в области права, экономики, банковской деятельности, финансов, бухгалтерского и статистического учета, а также знаний, о конкретных инвестиционных компаниях, фондах, банках, лизинговых и страховых компаниях, органах государственного управления и других участниках инвестиционного рынка. Следовательно, необходимы квалифицированные кадры для ее разработки и контроля над исполнением.

Разработку и реализацию региональной стратегии привлечения инвестиций должен возглавлять, по нашему мнению, инвестиционный совет, сформированный как постоянно действующий орган численностью не более 20 человек из представителей органов управления и негосударственных производственных, финансовых, научных и коммерческих структур. Во главе инвестиционного совета должен быть авторитетный опытный специалист из негосударственных структур (например, инвестиционной компании, банка, фонда), действующей на основе согласованных с органами управления регионом принципов инвестирования. Вся деятельность инвестиционного совета должна быть открытой и гласной, для чего рекомендуется использовать местную прессу или издавать специальный инвестиционный бюллетень.

Инвестиционный совет, организуя работу в регионе, прежде всего, проведет анализ и оценку деятельности существующих структур инвестиционного рынка, а на следующем этапе развернет активную деятельность по созданию необходимых для региона институтов рынка. Особенно следует обратить внимание на организацию территориальных отделений (филиалов, представительств) институтов инвестиционного рынка в муниципальных образованиях региона (например, в районных центрах, малых городах), так как преимущественно все институты рынка создавались в крупных городах.

В завершение отметим, что особое внимание при разработке инвестиционной стратегии региона должно быть уделено инновационной ориентации инвестиций, потому что преимущественно инновационный путь развития может преодолеть депрессивные тенденции и сырьевую направленность в экономиках регионов России.

Стратегическое управление инвестиционной деятельностью носит целевой характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические инвестиционные цели становятся мощным средством повышения инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях инвестиционного процесса.

Цели региональной стратегии привлечения инвестиций представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры инвестиционных процессов в регионе, позволяющие направлять инвестиционную деятельность в долгосрочной перспективе на решение приоритетных для развития региона задач и оценивать результаты этой деятельности. В процессе формирования, разработки региональной стратегии привлечения инвестиций необходимо соблюдать следующие требования:

1. Цели должны быть значимыми и в то же время достижимыми (реальными); несмотря на то, что в основе разработки целей лежит идеальное представление или желаемый результат, их необходимо сознательно ограничивать по критерию реальной достижимости с учетом факторов внешней инвестиционной среды и внутреннего инвестиционного потенциала.

2. Цели должны быть гибкими, их следует устанавливать таким образом, чтобы оставалась возможность для их корректировки в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми со стороны внешней инвестиционной среды, общего экономического климата или параметров внутреннего инвестиционного потенциала.

3. Цели должны быть измеримыми, т.е. они должны быть сформулированными таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или оценить, на сколько цель достигнута.

4. Цели должны быть конкретными, т.е. они должны обладать необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должны осуществляться действия. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате инвестиционной деятельности, в какие сроки ее следует достичь и кто будет ответственным лицом за основные элементы инвестиционного процесса. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения.

5. Цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает соответствие стратегических инвестиционных целей общей стратегии развития региона, а также краткосрочным инвестиционным и другим функциональным целям.

Совокупность стратегических целей инвестиционной деятельности в регионе нами классифицирована по следующим признакам (рисунок 1.3.4.).

Главной целью (миссией) региональной стратегии привлечения инвестиций является разработка и реализация комплекса мер, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов и инновационных технологий в регион для обеспечения его динамичного социально — экономического развития. В качестве измерителей главной цели могут выступать объем и темпы прироста инвестиций, объем и темп прироста внутреннего регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения.

Рисунок 1.3.4. – Классификация целей региональной стратегии привлечения инвестиций

Генеральная цель разбивается на подцели в соответствии с приведенной на рисунке классификацией с учетом специфики конкретного региона.

В качестве подцелей региональной стратегии привлечения инвестиций могут быть установлены:

- создание благоприятных условий для привлечения иностранных и российских инвестиций в экономику региона;

- формирование эффективной инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;

- интеграция регионального инвестиционного рынка в международный рынок инвестиционных ресурсов.

Подцели детализируются в задачах региональной стратегии привлечения инвестиций, к которым относятся:

- максимизация эффекта (экономического и внешнеэкономического) от инвестиционной деятельности;

- минимизация уровней инвестиционных рисков;

- повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, функционирующих на территории региона;

- повышение темпов реализации инвестиционных программ и проектов;

- оптимизация структуры внутреннего регионального продукта;

- стимулирование притока внебюджетных инвестиций;

- размещение бюджетных инвестиций на конкурсной основе;

- стимулирование инноваций.

В развитие представленной на рисунке 1.3.3. «Взаимодействие региональной стратегии привлечения инвестиций с системой управления регионом» представим место региональной стратегии привлечения инвестиций в развитии региона в виде результатов ее реализации (рисунок 1.3.5.).

Рисунок 1.3.5. – Место региональной стратегии привлечения инвестиций в развитии региона

Согласно представленной схеме региональная стратегия привлечения инвестиций формируется исходя, из целей социально — экономического развития региона, общей стратегии достижения целей (региональная стратегия привлечения инвестиций имеет подчиненное значение в данном случае). С помощью механизма реализации региональной стратегии привлечения инвестиций достигаются стратегические цели инвестиционного характера, которые, в конечном итоге, приводят к экономическому росту и повышению уровня жизни в регионе.

При разработке стратегии очень важно правильно определить инвестиционные приоритеты региона на долгосрочную перспективу. Для этого необходима система оценки, включающая такие показатели, как конкурентные преимущества региона, интенсивность развития отраслей, рентабельность инвестиций, бюджетная эффективность, инновационный, потребительский и ресурсный потенциал [132]. Например, основными конкурентными преимуществами Ленинградской области являются:

- геополитическое положение: контактная зона с Европейским Союзом (граница с Финляндией), приморское положение; размещение в створе приоритетного европейского транспортного коридора; разветвленная транспортная система; непосредственная близость к Санкт – Петербургу и наличие интеграционных связей с ним;

- мощный топливо – энергетический комплекс (Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор и «киришнефтеоргсинтез» в г. Кириши);

- один из наиболее развитых в России агропромышленный комплекс;

- значительный и хорошо освоенный природный потенциал (минерально-сырьевые ресурсы, лес, запасы питьевой воды и т. д.);

- цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность и промышленность стройматериалов, развивающиеся на собственной сырьевой базе;

- мощный туристко – рекреационный потенциал, позволяющий развивать в области практически все виды отдыха и туризма.

Эти конкурентные преимущества должны лечь в основу разработки стратегических целей и задач управления инвестиционными процессами в регионе. Наиболее привлекательными для инвестирования являются отрасли, гарантирующие наибольшую экономическую отдачу, основанную на интенсивности развития, быстрой окупаемости и самодостаточности проектов с учетом обеспеченности местными ресурсами. Эти объекты при разработке стратегии определяются как «точки роста».

Развитие сфер экономики по интенсивному пути обеспечивается за счет структурных преобразований в отраслевом комплексе. Фактор интенсивности предполагает инвестирование в инновационные технологии с целью обеспечения структурно – технологической модернизации экономики.

Показатель рентабельности инвестиций оценивает прибыльность отрасли и скорость возврата инвестиционного капитала. Бюджетная эффективноть определяется объемом налоговой базы субъектов. Бюджетная привлекательность зависит от объема бюджетных отчислений по предприятиям и отраслям. Инновационный потенциал оценивается как удельный вес новой продукции в объеме производства предприятий отрасли.

Ресурсный потенциал учитывает состояние производственной базы отрасли и объекта (уровень износа основных средств, степень загрузки производственных мощностей), научно – технический потенциал, кадровые ресурсы и экспортную способность.

При определении отраслевых приоритетов должны также учитываться региональная производственная инфраструктура и экономическая безопасность региона. Экономическая безопасность определяет возможности для расширенного воспроизводства, степень зависимости отраслей и предприятий от импорта, научно – технический потенциал региона, межрегиональные связи [2].

В результате поэтапного многофакторного анализа формируется три группы инвестиционных приоритетов. Первая группа предполагает консолидацию «точек роста» и «отраслей роста» с целью обеспечения инвестиций в крупные, существенно влияющие на региональный бюджет предприятия, принадлежащие к этим отраслям, а также создание новых предприятий. Эта группа обеспечивает наибольший мультипликативный эффект и создает площадку для интенсивного роста экономики региона. Приоритеты второй группы определяются политикой инвестирования связанных отраслей и создания упорядоченной сети инвестиционных проектов. Эта группа включает экономически эффективные проекты, предполагающие координацию с другими реализуемыми региональными и межрегиональными проектами. Проекты этой группы не предполагают быстрой отдачи, но обеспечивают поддержание текущего экономического состояния региона. Стратегические приоритеты третьей группы предполагают создание условий для стимулирования высококонкурентных и самодостаточных отраслей региональной экономики при условии обновления производственной инфраструктуры. Проекты этой группы обладают инвестиционной привлекательностью в среднесрочной перспективе, но не являются первоочередными в силу недостаточной подготовленности рынков к их эффективной реализации и необходимости реформирования соответствующих секторов экономики.

Для успешной реализации инвестиционной стратегии региона необходимо развитие как локальных, так и «пронизывающих» отраслей: транспортно – логистической инфраструктуры, оптово – розничной торговли, бизнес – инфраструктуры, жилищно – коммунального хозяйства и телекоммуникаций.

Учет внутреннего потенциала региона при разработке региональной стратегии привлечения инвестиций обуславливает необходимость выделения инвестиционных приоритетов по отраслям, видам продукции и кластерам, объединяющим поставщиков, производителей и потребителей продукции. Рассмотрим более детально кластерный анализ инвестиционных приоритетов.

Практика экономического развития показывает, что наиболее динамичное развитие получают регионы, где сформировались промышленные и сельскохозяйственные кластеры – комплексы предприятий на базе территориальной концентрации поставщиков, производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Инвестирование в кластерные образования обеспечивает мультипликативный эффект и является ключевым звеном в процессе реализации инвестиционной стратегии. Последовательное направление инвестиций в предприятия смежных отраслей, взаимно влияющих друг на друга, обеспечивает большую отдачу от вложенных средств.

Становление базовой отрасли служит толчком к развитию отраслей – поставщиков, отраслей – потребителей и сегментов услуг, принадлежащих кластеру. Инвестирование в кластерные образования приводит к получению значительных доходов в бюджет по мере формирования дополнительной добавочной стоимости. Основные преимущества инвестирования по кластерному принципу определяются следующими факторами:

1. Объем валового регионального продукта и бюджетные доходы возрастают при наличии в регионе законченной цепи производства и потребления.

2. Обеспечение стабильных поставок сырья на переработку является актуальным для перерабатывающих предприятий и предприятий, основанных на переработке.

3. Расширение сбыта при реализации продукции, составляющей сырьевой ресурс для сельского хозяйства (кормовые культуры).

4. Возможность получения налоговых льгот при инвестировании в сельское хозяйство (предприятии первичной переработки).

5. Низкие входные барьеры компании перерабатывающих отраслей в сырьевые отрасли.

В этой связи, для оптимальной организации кластеров, целесообразно проведение исследований о возможностях участия региона в межрегиональном и международном разделении труда.

Разрабатывая стратегические приоритеты, необходимо решить задачу выбора целевых объектов для инвестирования в регионе. Целевые объекты для инвестирования представляют собой список предприятий, проектов и инвестиционных площадок, расположенных на территории региона. Показателями оценки инвестиционной привлекательности объектов являются: бюджетная эффективность, значимость предприятия для региона, принадлежность к приоритетной отрасли, объем выпускаемой продукции, конкурентоспособность, финансовая стабильность, ресурсный потенциал, экспортная активность, стратегия развития, управление и кадры.

При выработке приоритетов в рамках региональной стратегии привлечения инвестиций целесообразно учитывать возможность предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости. Критериями оценки социальной и народнохозяйственной значимости инвестиционных проектов являются:

- решение острых социальных проблем в регионе;

- влияние на структурную перестройку экономики региона;

- содействие росту объемов производства продукции, необходимой региональному рынку;

- соблюдение экологической безопасности в регионе.

При оценке социальной и народнохозяйственной значимости инвестиционных проектов следует также учитывать включение их в состав утвержденных федеральных целевых программ и участие в выполнении обязательств, вытекающих из заключенных Российской Федерацией международных договоров.

Для определения приоритетности источников финансирования целесообразно ввести понятие «стратегический инвестор». Критериями отнесения инвесторов к стратегическим могут быть:

- объем вкладываемых в экономику региона инвестиций;

- решение острой социальной проблемы в регионе с помощью средств инвестора.

В числе приоритетных направлений региональной стратегии привлечения инвестиций особо следует выделить привлечение внешних (внерегиональных) источников финансирования. Возможными источниками инвестиционных ресурсов в регионе являются:

1. средства федерального, регионального и муниципального бюджетов;

2. средства коммерческих банков;

3. прямые и портфельные инвестиции частного капитала;

4. средства предприятий региона;

5. средства населения;

6. венчурный капитал;

7. эмиссия ценных бумаг;

8. средства страховых компаний и пенсионных фондов;

9. целевые средства специализированных фондов;

10. средства от приватизации объектов, находящихся в собственности региона;

11. средства фондов амортизационных отчислений;

12. гранты и средства международной технической помощи;

13. средства международных организаций и банков;

14. средства межправительственных соглашений;

В настоящее время наиболее часто используемыми источниками инвестиционных ресурсов в большинстве регионов России вляются средства федерального и регионального бюджетов, а также собственные средства предприятий региона. Средства федерального и регионального бюджетов являются источниками наиболее дешевого капитала. Эти средства могут направляться на целевые программы и значимые объекты социально – экономического назначения. В рамках региональной стратегии привлечения инвестиций необходимо изменить параметры результативности инвестиций посредством планирования ряда мер:

1. Выстраивание быстроокупаемых бизнес – планов на территории региона.

2. Построение линий финансового обеспечения проектов с выходом на положительный финансовый результат.

3. Обеспечение возврата инвестиционных средств в региональный бюджет для последующего реинвестирования.

При возможностях реинвестирования, бюджетные средства региона могут стать достаточно устойчивыми источниками финансовых ресурсов. На базе этих ресурсов возможно создание специализированного инвестиционного фонда региона, предоставляющего финансовые гарантии инвесторам.

Собственные средства предприятий являются доступным инвестиционным ресурсом, они могут быть аккумулированы и направлены на осуществление реальных проектов с последующим их реинвестированием, в том числе в виде консолидированного инвестиционного ресурса с участием внешнего инвестора.

Традиционным реальным источником финансирования считаются российские и иностранные коммерческие банки. Одним из направлений региональной стратегии привлечения инвестиций должно стать развитие отношений с банками, не ведущими деятельность на территории региона, но имеющими потенциал источников инвестиционных ресурсов, в том числе с иностранными банками на территории России.

Выстраивая отношения с широким кругом банковско – инвестиционных институтов, целесообразно задействовать сильные стороны социально – экономической среды. Необходимо обеспечить доступность информации о потенциале экономики, внутренних ресурсах региона, инвестиционных действиях и обеспечении деятельности инвесторов на территории региона.

Привлечение стратегических инвесторов является одним из возможных источников финансирования. Корпорации, финансово – промышленные группы, иностранные компании в настоящий момент изучают российский бизнес – климат и исследуют существующие и потенциальные возможности регионов.[65, 86, 65] Увеличивается тенденция перемещения в Россию небольших производств крупных компаний, которые также привлекаются на базе межправительственных соглашений.

Эффективным средством инвестирования в экономику региона может стать до настоящего времени редко используемый источник – фонды венчурного капитала и фонды прямых инвестиций. Венчурное инвестирование наиболее реально для средних частных предприятий, чья продукция востребована на межрегиональном уровне и имеет устойчивый экспортный потенциал. При реализации программы привлечения венчурного капитала возникает необходимость кадрового обеспечения финансирования.

Устойчивым источником инвестиционных ресурсов могут стать денежные накопления населения. Для стимулирования данного источника возможно дополнение государственного механизма гарантий населению по вкладам собственным (региональным) механизмом частичного гарантирования вкладов граждан, в том числе с участием страховых компаний.

В настоящее время существует тенденция использования в инвестиционном процессе финансовых инструментов, таких как корпоративные, региональные и муниципальные ценные бумаги. При сложности механизма с банковским кредитованием, выпуск ценных бумаг имеет ряд преимуществ. По мере развития бизнес – среды и улучшения инвестиционного климата в регионе возникнут предпосылки для выпуска региональных облигационных займов под конкретные инвестиционные цели, установленные региональной стратегией привлечения инвестиций..

Другим, не менее важным направлением региональной стратегией привлечения инвестиций, является разработка инвестиционной программы поддержки предпринимательства в регионе. Предпринимательство играет важнейшую роль в развитии экономики региона, рост которой, в свою очередь, невозможен без активной инвестиционной деятельности. Предпринимательство как инициативная хозяйственная деятельность отдельных лиц и коллективов является одновременно и субъектом, и объектом инвестиционной деятельности, обеспечивая рост объемов и качества продукции, создание новых производств, рост занятости населения и способствуя, в конечном итоге, социальной стабильности местного сообщества.

Необходимость создания эффективной системы поддержки предпринимательства отмечают Илларионов А.Н., Шмелев Н., Ясин Е.Г. [81, 201, 207], подчеркивая при этом, что модернизация экономики возможна посредством частной инициативы [207, c.21], а малый и средний бизнес является главным фактором оживления российской экономики и решения проблемы занятости [200, c.32]. Обобщая изложенные в литературе подходы, можно выделить следующие основные методы поддержки предпринимательства:

- создание и развитие бизнес – инкубаторов как организационных структур, обладающих определенными материальными, финансовыми, интеллектуальными ресурсами и производственными мощностями, которые предоставляются предпринимателям на льготных условиях в качестве стартовой базы для начала самостоятельной деятельности и ее развития;

- организация технопарков и инновационно – технологических центров (ИТЦ), субсидирование их инфраструктуры и бесплатное предоставление ее на определенный срок предпринимателям, работающим в технопарках и ИТЦ;

- разработка и реализация программ последующей поддержки, известных в международной практике как after – care program s [143, c. 22]. Суть этих программ состоит в том, чтобы выявленные перспективные фирмы могли закрепиться на рынке. Формы after – care program s: временное (на срок до 5 лет) долевое участие в бизнесе, субсидии на подготовку кадров и расширение сбытовой сети и т. п.;

- финансово – кредитная поддержка - льготное кредитование, предоставление поручительств и гарантий под кредиты коммерческих банков, погашение банковских процентов при финансовом лизинге и др.;

- фискальные меры – предоставление налоговых льгот;

- производственная поддержка – размещение государственных и муниципальных заказов с гарантированным обеспечением ресурсами, предоставление в аренду нежилых помещений, земельных участков и производственных фондов на льготных условиях.

На наш взгляд, перечисленные методы следует использовать с соблюдением основных принципов поддержки предпринимательства в регионе. Принцип целенаправленной помощи означает учет интересов комплексного социально – экономического развития и реализация наиболее значимых инвестиционных проектов. Принцип открытости не допускает индивидуального протекционизма, а подразумевает обеспечение равного доступа для всех хозяйствующих субъектов к получению соответствующей помощи. Этот принцип, вместе с тем, дополняется принципом конкурсной системы предоставления ограниченных видов поддержки (кредитов, поручительств города и т. п.) и означает возможность предоставления помощи единственному хозяйствующему субъекту только в том случае, если он выбран по результатам открытого конкурса, к участию в котором допускались все хозяйствующие субъекты.

Таким образом, мы пришли к выводу, что региональная стратегия привлечения инвестиций – это стратегический инвестиционный портфель, формируемый в регионе. Инвестиционный портфель определяет направления инвестирования и методы реализации развития отдельных сфер экономики. При этом инвестиционная стратегия предусматривает выбор отраслей и субъектов хозяйствования для инвестирования с технико – экономическим обоснованием, поиск и формирование инвестиционных ресурсов, разработку механизма инвестирования с целью обеспечения воспроизводства инвестиционных ресурсов, реализацию инвестиционных проектов с организацией непрерывных или периодически действующих потоков финансовых и других инвестиционных ценностей с обязательным мониторингом и контролем. Основанием выбора отраслей вложения инвестиций является мультипликативный эффект, когда вложение в одну отрасль влечет за собой экономический рост в других отраслях.

Одним из завершающих и важнейших этапов инвестиционной стратегии является обеспечение эффективной отдачи от вложенных средств. Это должно делаться не только на стадии технико – экономического обоснования, а, что важнее, в процессе функционирования вложенного капитала. Эффективность инвестиционных проектов, как правило, обеспечивается в том случае, если инвестиционная деятельность связана с инновациями в различных сферах экономики: в организации разработки полезных ископаемых с целью более полного покрытия общественных потребностей региона и страны в целом или в случае отказа от импорта природно-сырьевых ресурсов, в проведении НИОКР с целью создания научного задела в различных отраслях науки и техники, в разработке новых технологий и их внедрении, в создании организационных структур и их модернизации, в проведении реинжиниринга бизнес – процессов в материальной сфере экономики (на промышленных предприятиях, в сельскохозяйственном производстве, в строительной индустрии), в развитии сферы услуг, и прежде всего, в поддержании высокого уровня качества жизни населения.

Инвестиционная стратегия региона, в конечном счете, должна обеспечить экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона.

Инвестиционная стратегия региона должна находиться в рамках базовой стратегии развития региона.

После выбора базовой стратегии необходимо ее конкретизировать и разработать систему стратегий, в том числе инвестиционную стратегию. Для решения этой задачи на основе подходов, опубликованных в литературе, [220] нами предложена методика, позволяющая оценить инвестиционную привлекательность, то есть перспективность развития отраслей региональной экономики, и сформулировать по отношению к ним экономическую политику, в частности инвестиционную поддержку. Методика основана на анализе концентрации отраслей экономики и тенденций их роста. Как правило, высокая концентрация отрасли означает, что в регионе имеются условия, благоприятствующие ее развитию. Динамика отрасли показывает тенденции, наметившиеся в развитии региона. При этом важно определить структуру отраслей экономики в регионе и их взаимосвязи.

Методика предусматривает выполнение следующих этапов:

1-й этап. Определяется степень концентрации по доле в региональном валовом продукте, и все отрасли делят на две группы: отрасли специализации региона (базовые отрасли) и отрасли, поддерживающие и обслуживающие базовые. При этом внутри каждой отрасли рассматриваются предприятия и степень их концентрации на рынке (доля рынка, занимаемая предприятием). Выясняются возможности получения эффекта масштаба производства по каждой отрасли.

2-й этап. Установление системы показателей, которая позволяет определить эффект в сопряженных отраслях, при вложении инвестиций в базовые отрасли.

3-й этап. Расчет мультипликатора по каждой базовой отрасли.

В качестве показателей предложено использовать количество занятых и получаемый доход работников на один миллион вложенных инвестиций.

Например, по Тамбовской области с учетом структуры населения (более 46 процентов проживает в сельской местности) и практически неограниченного спроса на экологически чистые продукты питания (г. Москва) к одной из базовых отраслей необходимо отнести АПК. Вложение инвестиций в АПК потребует производства оборудования (минизаводов по производству муки, хлеба, крупяных изделий, мясных и колбасных изделий, молочных продуктов и. т. д.), что позволит увеличить объемы промышленной продукции в регионе, повысить занятость и доходы работников в промышленности. В свою очередь, поставки перерабатывающего оборудования позволят повысить занятость и доходы населения в АПК. Таким образом, вложения инвестиций в базовые отрасли позволят получать экономический и социальный эффект в сопряженных отраслях.

Представленный алгоритм позволяет использовать научный подход к формированию инвестиционной стратегии в регионе.

При формировании эффективной инвестиционной стратегии следует знать и применять базовые принципы инвестирования. Основные принципы инвестирования сформулированы Гитманом Л. Дж. и Джонком М. Д.[52]. Наряду с известными нам предложены принципы инвестирования применительно к российским условиям и позволяющие получать максимальный эффект от выбора направлений инвестирования.

1. Принцип предельной эффективности инвестирования. Суть этого принципа заключается в том, что существует взаимосвязь между процессом вложения капитала и соответствующими этим вложениям показателями эффективности. То есть существует определенный момент, когда дополнительные капитальные вложения не являются нужными для роста экономики. Из этого следует необходимость точно высчитывать оптимальный уровень объема инвестиций с тем, чтобы не тратить понапрасну имеющиеся ресурсы, ибо ресурсы, вложенные сверх меры, не будут приносить дополнительного эффекта.

2. Принцип комплексной оценки эффективности капитальных вложений. На практике существуют и применяются три варианта оценок эффективности. Идея первого варианта состоит в том, что посредством сравнения относительных затрат выявляется наиболее эффективный проект. Этот исключительно стоимостной анализ опирается на стоимостную оценку, и, как показал опыт, его применение в условиях высокой инфляции не всегда является достаточным для принятия правильного решения в отношении выбора лучшего проекта вложения инвестиций. К тому же уровень инфляции невозможно уверенно спрогнозировать на будущие периоды, как, например, в российской экономике. В таком случае необходимо дополнять стоимостной анализ техническими и социальными оценками и расчетами с тем, чтобы выявить реальную ситуацию.

3. Принцип начальной свободы в выборе объектов инвестирования. Работа в инвестиционной сфере связана со свободой в принятии первоначального решения и выбора объекта инвестирования с последующим сужением этой свободы в ходе реализации инвестиционного проекта. Инвестор первоначально имеет множество вариантов вложения свободных финансовых ресурсов от размещения их в банке или покупки ценных бумаг до приобретения разнообразных ценностей, включая недвижимость. У инвестора есть богатый выбор вложения свободных ресурсов, и он полностью свободен в выборе их размещения на данном этапе. Когда же он определился и сделал первый шаг, то оказался в рамках, которые ограничивают свободу его действий. При этом инвестор вступает в полосу рисков, следует учитывать множество факторов, влияющих на инвестиционный проект с тем, чтобы минимизировать риск потерь при неудачном решении, от которого никто не застрахован.

4. Принцип адаптационных издержек. К адаптационным издержкам относят все издержки, которые связаны с приспособлением или адаптацией к новой инвестиционной среде. Их можно измерять как в денежном выражении, так и в объеме недовыпуска продукции. Иначе говоря, в количестве товара, потерянного от модернизации производства, и связанной с этим переподготовкой кадров из – за того, что установленное новое оборудование требует наладки и подготовки имеющихся на предприятии кадров для работы на данном новом оборудовании. В этом случае все подобные действия требуют длительного времени, что может отрицательно сказаться на эффективности проекта, поскольку рынок имеет постоянно меняющуюся конъюнктуру. Проще говоря, между решением о новом проекте инвестирования до начала его практической реализации существует определенный временной лаг, ибо невозможно адаптироваться мгновенно.

Помимо временных издержек любая адаптация требует еще и издержек на информацию о новой ситуации, на новую технологию, издержки на обучение кадров и т. п. При этом за время адаптации происходит резкое снижение текущей доходности вследствие того, что предприятие в этот период не производит новой продукции.

Для производственного инвестирования ситуация складывается еще более сложная, так как требует комплексного подхода: закупка оборудования, поиск поставщиков ресурсов, подготовка кадров и. т. д.

Одним из решений данной проблемы может быть включение адаптационных издержек при расчете цены, по которой будет продаваться новая продукция. И, следовательно, необходимо подбирать такой вариант инвестирования, при котором разница между продажной ценой товара и полной себестоимостью будет максимальной при соответствующем спросе. Рыночная практика показывает, что инвестирование более эффективно тогда, когда спрос превышает предложение в большей степени, причем как можно дольше.

5. Принцип мультипликатора. Данный принцип основывается на взаимосвязи различных отраслей и производств в экономике. В наиболее упрощенном виде этот принцип можно описать таким образом: рост спроса в одной отрасли автоматически будет вызывать рост спроса в другой отрасли или нескольких отраслях, которые технологически связаны между собой. Например, спрос на товары автомобильной промышленности вызовет повышение спроса на изделия и продукты, которые являются комплектующими и сопутствующими товарами, и значит, по цепочке приведет к повышению спроса на сырье и материалы, из которых они изготовляются, такие, как металл, резина, пластмасса.

В общем виде эффективность в сопряженных отраслях может измеряться через мультипликатор по следующей зависимости:

n

Э = Σ М Эi

i=1

где Э — суммарный эффект от вложения инвестиций;

М — мультипликатор;

Эi — вторичный эффект в i-той отрасли от вложения инвестиций в базовую отрасль;

n — количество отраслей, в которых получается эффект от вложения инвестиций в базовую отрасль.

На фондовых биржах этот принцип уже давно известен и используется посредством вычисляемых коэффициентов корреляции между отраслями, находящимися в одной технологической цепочке. К примеру, зная такие множители для отраслей промышленности, по которым гипотетически намечается подъем котировок акций, можно заблаговременно просчитать мультипликационный эффект для отраслей, связанных с промышленностью, и соответственно наметить приобретение акций наиболее перспективных в этом отношении предприятий.

Мультипликатор математически выражает реально существующую количественную зависимость между отдельными отраслями экономики. И от отрасли — “генератора” волны это влияние передается другим отраслям. Однако данный эффект может быть и противодействующим развитию той отрасли, которая работает на рынке замещающего товара, что может понизить доходность предприятий в этой отрасли. Мультипликатор тем самым дает возможность заранее знать экономическую силу и период ее действия. Используя эту важную информацию, необходимо заблаговременно изменить сферу инвестирования, которая под воздействием эффекта мультипликатора станет малоприбыльной, и вложить освободившиеся финансовые ресурсы в те сферы, где более благоприятная ситуация.

Подобные действия для промышленного предприятия могут выражаться в форме перепрофилирования производства под новый товар. Но следует помнить, что эффект мультипликатора слабеет по мере удаления данной конкретной отрасли или производства от отрасли — “генератора”, по мере снижения спроса и доходности. Кроме того, описываемый эффект теряет свою действенность во времени, т. е. угасает, что вскоре приводит к тому, что другая отрасль становится генерирующей, и вновь необходимо корректировать стратегию инвестирования, так как рынок является очень чувствительной и динамичной системой.

Эффект мультипликатора будет возрастать по мере снижения государственного регулирования в виде государственного контроля над промышленностью, что ведет к росту значения таких институтов, как товарно-сырьевые и фондовые биржи. В свою очередь, государственные инвестиции, направляясь в базовые или обслуживающие отрасли, способствуют перетоку капитала, материальных и трудовых ресурсов в отрасли, которые необходимо развивать.

6. Принцип концентрации. Данный принцип предусматривает концентрацию инвестиций на одном или небольшом количестве проектов при низкой степени риска и высокой эффективности в будущем. Концентрация инвестиций позволяет сокращать сроки реализации инвестиционных проектов, что ведет к уменьшению инвестиционного цикла и более высокой отдаче.

7. Принцип прогрессирующей специализации. Регион, который определился в специализации, в дальнейшем будет углублять ее. Специализация региона определяется концентрацией тех или иных отраслей и наличием базовых отраслей в разных сферах экономики. Проблема углубления специализации состоит в наличии базы развития. При неверном выборе развития специализации в структуре экономики начнутся перекосы и как результат расслоение населения по доходам.

8. Принцип пропорциональности. На основе балансов материальных потоков необходимо определить те направления инвестиционной деятельности, которые обеспечат рост экспортной составляющей региона и снижение импортной составляющей. В этом случае даже при тех же технологиях эффект практически гарантирован за счет снижения транспортных издержек.

9. Сетевой принцип инвестирования. Инвестиционная деятельность связана с финансовыми рисками. В этой связи для снижения инвестиционных рисков необходимо рассеивание инвестиций как по формам, отраслям, так и по типам воспроизводства: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение приоритетных (базовых) отраслей.

Научные подходы и принципы обеспечивают эффективность инвестиционной деятельности, которая способствует устойчивому и пропорциональному развитию региона, повышению занятости населения, росту его доходов и снижению децильного коэффициента.

Основные направления формирования, параметры, инструменты, механизм реализации и влияние региональной стратегии привлечения инвестиций на социально — экономическое развитие региона будет выявлено в последующих разделах диссертации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: