уровня социальной фрустрированности[10]
Инструкция. Оцените свою удовлетворенность по предложенным пунктам (табл. 6.24).
Обработка и интерпретация результатов26
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности (от 0 до 4 баллов). Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен — 0, скорее удовлетворен — 1, затрудняюсь ответить — 2, скорее не удовлетворен — 3, не удовлетворен полностью — 4.
Таблица 6.24. Анкета для диагностики уровня социальной фрустрированности
| Удовлетворены ли вы:
| Полностью удовлетворен
| Скорее удовлетворен
| Затрудняюсь ответить
| Скорее не удовлетворен
| Полностью не удовлетворен
| | 1 Своим образованием
|
|
|
|
|
| | 2. взаимоотношениями с коллегами
|
|
|
|
|
| | 3. Взаимоотношениями с администрацией на работе
|
|
|
|
|
| | 4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности(пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.)
|
|
|
|
|
| | 5. Содержанием своей работы в целом
|
|
|
|
|
| | 6. Условиями
профессиональной деятельности(учебы)
|
|
|
|
|
| | 7. Своим положением в обществе
|
|
|
|
|
| | 8. Материальным положением
|
|
|
|
|
| | 9. Жилищно-бытовыми условиями
|
|
|
|
|
| | 10. Отношениями с супругом(ой)
|
|
|
|
|
| | 11. Отношениями
с ребенком (детьми)
|
|
|
|
|
| | 12. Отношениями с родителями
|
|
|
|
|
| | 13. Обстановкой в обществе (государстве)
|
|
|
|
|
| | 14. Отношениями с друзьями,
ближайшими знакомыми
|
|
|
|
|
| | 15. Сферой услуг и бытового обслуживания
|
|
|
|
|
| | 16. Сферой медицинского обслуживания
|
|
|
|
|
| | 17. Проведением Досуга
|
|
|
|
|
| | 18. Возможностью проводить отпуск
|
|
|
|
|
| | 19. Возможностью выбора _ места работы
|
|
|
|
|
| | 20. Своим образом жизни в _ Целом
|
|
|
|
|
| |
Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу; 2) подсчитать сумму этих произведений; 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустри- рованности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт опросника.
Вывод об уровне социальной фрустрированности делается с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5—4 балла — очень высокий уровень фрустрированности;
3,0-3,4 — повышенный уровень фрустрированности;
2,5-2,9 — умеренный уровень фрустрированности;
2,0-2,4 — неопределенный уровень фрустрированности;
1,5-1,9 — пониженный уровень фрустрированности;
0. 5.1,4 — очень низкий уровень;
0-0,4 — отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Тест Розенцвейга17
Тест Розенцвейга — экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций — впервые был описан в 1944 г. С. Розенц- вейгом и назван «Методикой рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа в фрустрационной ситуации. В данном пособии приводится модификация методики С. Розенцвейга, разработанная в научно-иссле- довательском институте им. В. М. Бехтерева, Н. В. Тарабриной.
Описание[11]
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким- либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — картинки 1,3,4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: картинки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
г
^ I
t
Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был в свою очередь фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.
Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.