double arrow

Цветовой тест отношений


Цветовой тест отношений — это компактный невербальный диагности­ческий метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознава­емый уровни отношений человека. Он опирается на концепцию отноше­ний В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой данного теста является цветоассоциативный экспе­римент. Идея и процедуры эксперимента были разработаны А. М. Эткиндом. Он исходит из предположения о том, что существенные характеристики не­вербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе от­ражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно исполь­зуется в ряде психодиагностических методов.

Метод цветоассоциативного эксперимента отличается от других цветовых методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы и иной постановкой задачи тестового исследования. Все это позволяет счи­тать данный метод оригинальным средством личностного тестирования. Пси­ходиагностический метод цветоассоциативного исследования отношений личности был назван «цветовой тест отношений» (ЦТО).




Оборудование

В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. Обоснование возможности диагностики отношений испытуемых к значимым понятиям и людям с помощью ЦТО дается количественной оценкой, полу­ченной путем вычисления коэффициента корреляций между матрицей се­мантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки, этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказался еще выше — 0,69 (в обо­их случаях р < 0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной рас­кладке выходят именно те цвета, которые сходны по своему значению с ассо­циируемым понятием. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональных значений на достаточно высоком уров­не достоверности.







Сейчас читают про: