double arrow

Обработка и интерпретация результатов. а) Качественный анализ цветоассоциативных ответов


а) Качественный анализ цветоассоциативных ответов. Важно отметить, что цветоассоциативные ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной связи друг с другом. Существенное диагностическое значение имеют пересечения ассоциаций, при которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это позволяет сделать предположение об их иден­тификации (например, аутоидентификации ребенка с одним из родителей).

б) Формализованный анализ цветоассоциативных ответов. В целях эко­номичного и наглядного описания цветоэмоциональных ассоциаций, до­пускающего статистическую обработку, предлагается двухмерное парамет­рическое пространство, образованное характеристиками валентности (В) и нормативности (Н). Эти параметры интерпретируются как показатели эмоционального принятия либо отвержения, позитивности либо негатив­ности социального стимула, отношение к которому исследуется.

При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в инди­видуальной цветовой ранжировке, данной конкретным испытуемым; нор­мативность же оценивает соответствие позиции данного цвета ранжиров­ке, условно рассматриваемой как «нормальная».




Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному лицу или понятию.

Исследование 142 детей, больных неврозами, в возрасте 5-15лет, в рам­ках которого ЦТО проводился наряду с клинической беседой и обследова­нием по другим диагностическим методикам, показало, что дети, начиная с 3—4 лет, давали цветовые ассоциации легко, с удовольствием принимая задачу тестирования как интересную игровую ситуацию. Даже аутичные, практически не способные к открытой вербализации своих отношений дети давали легко интерпретируемые ассоциации.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, сим­патии в отношении ребенка к тому или другому родителю, тем с более пред­почитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие ранги в индивидуаль­ной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Так, ассоциация с красным обычно указывает на доминантность отца или активную, импульсивную мать. Ассоциация с зеленым говорит о дос­таточно жестких отношениях в семье и может быть признаком родительс­кой гиперопеки. Ассоциация с серым свидетельствует о непонимании и от­гороженности ребенка от отца или матери.

Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения ребенка — того цвета, с которым он ассоциирует сам себя. Чем меньше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка в себе, его самоуважение.



Совпадение цветов, с которыми ребенок ассоциирует сам себя и одного из родителей, свидетельствует о наличии сильной связи с ним, значимости процесса идентификации. Существенно, где в цветовой раскладке находится цвет самообозначения — перед цветами, с которыми ассоциируются роди­тели (я — хороший, они — плохие), после них (я — плохой, они хорошие) или между ними (отношения диссоциированы).

При исследовании детей выявился интересный параметр цветоассоциа- тивных реакций, который характеризует меру их сложности или, наоборот, стереотипности. Он измеряется количеством разных цветов, выбранных в ассоциативных реакциях к определенному набору стимулов:

С = K/N,

где С— сложность цветоассоциативных реакций, К— количество разных использованых в ассоциациях цветов, N — количество стимулов; данную формулу можно применять при полном варианте использования ЦТО. По­нятно, что С прямо зависит от количества повторов в выборах цветов. По на­блюдению А. М. Эткинда, Сувеличивается с возрастом. У подростков малые значения С характерны для эмоционально недифференцированных пациен­тов с чертами примитивности или шизоидности. В отдельных случаях малое Сможет свидетельствовать о негативизме по отношению к обследованию.

Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками позволя­ет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но и во многих случа­ях как единственный экспериментальный метод, пригодный для примене­ния в условиях детской психодиагностики. Его простота и портативность, не настораживающий испытуемого игровой характер, возможность много­кратного ретестирования позволяют выявить наиболее «горячие точки» внутрисемейных отношений, осознанно или неосознанно скрываемые.



Существенным общим результатом проведенных исследований является доказательство самого факта возможности получения цветовых ассоциаций к значимым лицам и социальным стимулам от испытуемых независимо от их возраста, образования, интеллектуального уровня. Не способны выполнить ЦТО лишь больные, недоступные контакту либо характеризующиеся выра­женным интеллектуальным снижением. ЦТО как метод изучения отношений применим в работе с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста практически не может быть заменен иными психологическими методами.

Получаемая с помощью ЦТО информация является несомненно полез­ной и может быть прямо использована для ориентации в индивидуальной, групповой и семейной психокоррекционной работе.

Для детей более старшего возраста (девочек 3 лет, мальчиков 5 лет) важ­ным этапом формирования личности является ролевая идентификация де­тей с родителями. Она возникает как результат взаимодействия ребенка преж­де всего с матерью, отцом. В этом сложном процессе тесно переплетены между собой его познавательная, эмоциональная, поведенческая сферы. Одним из методов изучения идентификации детей с родителями является беседа.

Изучение идентификации детей с родителями*

Ребенку задают следующий набор вопросов.

1.Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал — мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в воп­росе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или па­пой» и т. д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей.)

2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? — для дошкольников.)

3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама — у девочек) на работе или другое?

5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка — соответственно полу испы­туемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним — для дошкольни­ков), как тебя сейчас воспитывает папа (мама — у девочек), или не так, по-другому?

6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую оче­редь? (Как бы тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? — для дошкольников.)

7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят — у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме — у девочек) или не рассказал?

8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, ты бы рассказал об этом маме (папе — у девочек) или не рассказал?

9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама — у девочек) или не боишься?

10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа — у девочек) или не боишься?

' Опросник разработан А. И. Захаровым.

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и пре­стижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.







Сейчас читают про: