double arrow

Роль семьи в развитии личности ребенка


Семья — это первое зеркало человеческого общения, условие и источ­ник развития будущей личности, но возникновение новых качеств, их сво­еобразное структурирование в каждом возрасте происходят не сами собой и не привносятся извне взрослыми, они возможны лишь в результате ак­тивной деятельности самого ребенка. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческо­го общества при резком недостатке воспитательного воздействия взросло­го, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, националь­ной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каж­дая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важ­ные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом развитии ребенка, ведет кдепривации в семье. Причины, ве­дущие к депривации, могут быть самые разные. Дело в том, что общая ат­мосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ре­бенка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Наибольшая опасность для развития ребенка (осо­бенно в раннем возрасте) возникает, когда у него нет матери. К существен­ным негативным последствиям может привести и отсутствие в семье отца (нарушение в полоролевом развитии, неуверенность, недисциплинирован­ность и др.). Если место отца занимает отчим, это снижает возможность воз­никновения депривации, но при этом нередко создается почва для невро­тических расстройств, конфликтов на данной основе, что в итоге негативно сказывается на ребенке.




Заметное влияние на развитие ребенка оказывают также братья и сест­ры. В окружении старших братьев и сестер усиливается чувство эмоциональ­ной защищенности, комфорта, возрастают возможности активного позна­ния мира, установления контакта с окружающими. Не менее существенное, но уже иное влияние оказывают на ребенка младшие брат и сестра. Они сла­бее, нуждаются в заботе, опеке, помощи... Все это побуждает старших взять на себя функцию покровителя, защитника, стимулирует проявление доб­рожелательности, чувства ответственности, организаторских способностей, самостоятельности.

Имеет свои особенности и семейная микросреда ребенка, родившегося в многодетной семье. Здесь возможен недостаток внимания матери к нему (особенно в первый год жизни), заботы со стороны родителей, что в даль­нейшем проявляется в отклонениях в социальном поведении и др.

Затруднения в реализации семейных функций могут быть связаны не только с внешними причинами, но и с внутренними, психологическими, которые, как правило, намного глубже и сложнее. К ним относятся эмо­циональная незрелость и отклонения в характере родителей, близких родственников, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов, ин­тимности совместной жизни семьи. Существенно и то, какие формы и спо­собы взаимодействия взрослых и детей преобладают в семье. Знание того, каково типичное поведение родителей по отношению к ребенку, играет важную роль, поскольку оно определенным образом сказывается на де­тях, на формировании их личностных качеств.



Изучение семьи важно еще и потому, что она косвенным путем оказывает влияние и на положение ребенка в «детском обществе». Выявлено, в частно­сти, что у детей, занимающих благоприятное положение в системе межлич­ностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократичес­кий стиль воспитания; в семьях же малопопулярных, «изолированных» детей чаще доминирует авторитарный и противоречивый стиль.

Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него проявляется, а затем все более усиливается тяга к обще­нию с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую важную сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень зна­чима для детей, и они сами остро это ощущают и выражают. Таким обра­зом, к ней подключается система «сверстник-сверстник», закономерно из­меняющаяся в процессе онтогенеза.



Однако и само общение ребенка со сверстниками, и его значение для общего психического развития самых маленьких детей изучены намного меньше, чем общение со взрослыми. Особенно справедливо это положение применительно к младшему детскому возрасту.

Место контактов со сверстниками для развития самых маленьких детей пока еще недостаточно освещено в науке.

Поскольку дети раннего возраста только учатся говорить, речь их можно учитывать лишь ограниченно, как средство для выявления общего уровня развития, и поэтому не случайно подавляющее число тестов и заданий в этом возрасте носит невербальный характер.

Проективные рисуночные тесты, дающие нам возможность «видеть» ок­ружающую среду ребенка подробно, представлены в отечественной психо­логической литературе, поэтому останавливаться детально на интерпрета­ции тестов «рисунок семьи» и «дом» здесь не будем.

Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отно­шений на невербальном уровне субъективного отражения, является цвето­вой тест.







Сейчас читают про: