Цена - денежное выражение стоимости товара. Сложность управления ценой связана с тем, что на ее формирование воздействует множество внешних и внутренних факторов.
Классификация цен в зав-ти от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики: оптовые цены; розничные цены; закупочные цены; цены на строительную продукцию и т.д..
Функции цены: учетная, стимулирующая, распределительная, сбалансирования спроса и предложения.
Разработка ценовой политики включает: • установление исходной цены на товар; • своевременное изменение цен с целью приведения их в соответствии с рыночными условиями.
В области ценовой политики маркетинговые решения связаны:
• с формированием общего восприятия товара и его позиционированием в глазах потенциальных покупателей; • с определением места и роли цены в получении конкурентных преимуществ; • с установлением, изменением и снижением цен, основанных на экономическом и психологическом аспектах ее восприятия.
Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы: выбор цели (обеспечение сбыта, максимизация прибыли, сохранения доли рынка и др.), определение спроса, анализ издержек, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.
|
|
Установление исходной цены базируется на следующих методах. Затратный метод - цена рассчитывается, исходя из суммы постоянных и переменных издержек на единицу продукции и запланированной прибыли с учетом нижнего порога цены.
Ориентация на спрос - размер цены определяется с учетом уровня платежеспособного спроса покупателей целевого сегмента (здесь существует верхний порог цены).
Комбинированный метод - исходная цена рассчитывается по затратному способу и корректируется с учетом рыночных факторов.
Метод на основе целевой нормы прибыли - цена устанавливается так, чтобы добиться желаемой нормы прибыли на вложенный капитал.
На основе ощущаемой и реальной ценности товара - цена устанавливается исходя из восприятия товара потребителями либо его действительной ценности.
На основе текущих цен - цена соответствует установившемуся на рынке уровню цен конкурентов. Небольшие компании обычно придерживаются стратегии «следования за лидером».
Методы конечного ценообразования:• дифференцированное; • конкурентное; • ассортиментное; • географическое;• стимулирующее.
Конкретным выражением дифференцированного ценообразования являются стандартные и меняющиеся, единые и гибкие, дискриминационные, твердые и скользящие цены и т.д.
Конкурентное ценообразование направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь используются следующие методы: • «ценовые войны»; • «цены снятия сливок»; • «цены проникновения»;• «цены по кривой освоения».
|
|
Ассортиментное ценообразование предполагает использование следующих методов:• ценовые линии; • цена «выше номинала»;• цена «с приманкой»; • цены на сопутствующие товары; • цены за комплект;• неокругленные цены.
Географическое ценообразование учитывает особенности процесса купли-продажи с доставкой товаров от производителей к потребителям (от продавцов - к покупателям). Используется преимущественно при форм-ии экспортных цен. Стимулирующее ценообр-ние основано на испол-ии различного рода скидок и зачетов. Особое положение занимают демпинговые цены - искусственно заниженные цены продажи товаров.