Модели инвестиционного процесса

1. Инвест. процесс в условиях полной либерализации экономики защищенный гос. протекционизмом. Эта модель возможна при двух условиях: 1) страна обладает полным комплексом инвестиц. ресурсов для осущ. инвест. прецесса за счет внутренных источников; 2) гос. проводит курс на полную либералиацию экономики страны при относительном обособлении ее от внешнего рынка. Положит. черты модели: 1.ранок сам отбирает наиболее конкурентоспособные И. проекты; 2.рынок создает мощные стимулы повышения эффективности производства; 3.И. проекты и текущее пр-во ориентируется на раночный спрос и следовательно на потребности потребителей. Отрицат. черты: 1.наблюдается резкое расслоение населения; 2.фин. капитал господствуя над реальной экономикой все больше отрывается от нее в замкнутый спикулятивный оборот обеспечивая само развитие без всякой связи с пр-вом. Данная модель принадлежит прошлому.

2. И. процесс в условиях полной либерализации эконом. открытой мировому рынку. По сравнению с первой моделью дополнена иностранной валютой, экспортом, импортом, иностранным займом. Производсво нужное стране и рентабельное для национал. рынка, но не рентаб. для мирового подлежит закрытию. Мировой рынок наукоемкой прод. уже поделен между транснационал. компаниями которые будут стремиться к тому чтобы не допустить на миовой рынок российскую прод. Индустиально развитые страны заинтерисованы в том чтобы Россия экспортировала топливно-энергетич. и др. ресурсы и импортировала западную прод. обрабатывающих отраслей, а также услуги в сфере науки и образования. На Россию в последнее время оказывается давление по средствам хоз. механизма внедренного вэкономику страны с участием иностранных экспертов. Россия превращается в сырьевой придаток мирового рынка.

3. Мобилизационная модель И. процесса. Условия применения модели: 1.глубокий экономич. кризис, войны, масштабные стихийные бедствия и аналогич. факторы парализующие мировую экономику; 2.ориентация на экспорт и импорт при условии полной монополии государства на ВЭД; 3.четкое определение стратегии развития на основе тщательного учета потребностей и ресурсов. Данная модель эффективна в экстримальных ситуациях. Следует учитывать что действенность этой модели резко снижается после выхода из кризиса в связи с чем убывает консалидированный интерес нации.

4. Планово распорядительная модель И. процесса. Она развилась из мобилизационной и была дополнена ограничениями использования хозяйственно-ден. форм. Главный объект планово распорядит. решений – это объемные стоимостные показатели. Вся совокупность И. проектов определяется гос. планом. отдельные блоки последнего конкретизируются гос. ст-рами: министерсвами и ведомствами. При этом государство через гос. снаб., строй. банк., гос. ком. цен. и мин. фин. выделяет под И. проекты инвест. ресурсы. И. процесс в советской практике стал ориентируется не на реальный конечный результат, а на объемные стоимостные показатели. В итоге нарастали объемы незавершонного строит., омертвлялись колосальные И. ресурсы, тормозился НТП и отсутствовало обновление основных фондов. Положительное: система имела большой потенциал при построении эффективной модели И. процесса который мог быть успешно реализован.

5. Модель И. процесса для смешенной экономики. Включает два основных блока: плановый механизм и рыночный механизм. Опыт экономич. реформ в СССР в период с 1965 до 1991г. когда планово распорядит. механизм хозяйствования пытались дополнить рыночным оказался неудачным. Однако это неозначает принципиальной несовместимости двух полярных механизмов хозяйствования. Такое совмещение успешно реализовано во всех экономически развитых странах мира начиная с США и заканчивая Германией и Японией.

5.1. плановый механизм гос. регулирования экономики: а)планово – распорядительный, б)планово – рекомендательный. Плановый механизм действует в тех сферах хозяйствования в которых он будет самодостаточным. Целевые установки в сфере гос. сектора – это качество и кол-во выражающие национал. интересы, а именно уровень здоровья населения, степень обороноспособности страны, уровень качества образования. развитие фундаментальных наук. Планово-рекомендат. блок представляет собой экономич. планирование в масштабах страны по всем отраслям реального сектора экономики.

5.2. рыночный механизм хозяйствования. Главный критерий И. рыночного сектора экономики – это гос. цели с возможно меньшими относительными затратами. Рыночный механизм хозяйствования базируется на: самостоят. определении производимой прод. и оказании услуг; свободном ценообразовании; свободном выборе И. проектов следовательно и И. ресурсов. Состав отраслей экономики и отдельных видов деятельности охватываемых с одной стороны плановым механизмом, а с другой рыночным имеет большое значение для России и определяется традициями и уровнем богатства. Динамичное развитие И. процесса в России возможно только в контексте общего социал-экономич. курса развития страны в рамках которого необходимо проводить коррекцию реформ в том числе и проведенной приватизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: