Иерархия и целеполагание. Применяемые методы ( Черчмена-Аккофа и анализа иерархий.)

Под целеполаганием понимается процесс обоснования и формирования целей. Цель – это состояние объекта упр-я, к достижению к-го стремится орг-я. Можно дать и иное опр-е: цель – те направления д-ти орг-и, реализуя к-ые она осущ-ет свою миссию. Цели м.б. различных иерархических уровней. Под иерархией понимается расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Иерархия – это определенный тип с-мы, основанный на предположении, что элементы системы могут группироваться в группы или уровни. ЛПР создают иерархию обычно для того, чтобы уменьшить познавательные усилия и облегчить процесс принятия решения. Самая простая иерархия – линейная.

Преимущества иерархии: -иерархические представления с-мы могут исп-ся для описания того, как влияет изменение приоритетов на верхних уровнях на приоритет элементов верхних уровней;

-иерархия предоставляет более подробную инф-ю о стр-ре и ф-ях на нижних уровнях и обесп-ет рассмотрение целей на высших уровнях; -естеств. С-мы, сост-мые иерарх-ки, строятся эф-нее, чем с-мы, собранные в целом; -иерархии устойчивы и гибки. Главная цель устанавливается на вершине иерархии, их подцели – непосредственно под ними, на самом нижнем уровне размещаются возможные ресурсы. Ресурсы с-мы – это все то, что может использоваться для достижения целей и находится внутри системы. Методы, к-ые м.б. использованы для получения оценок делятся на колич-ные (непосредственная количественная оценка, метод средней точки, метод Черчмена-Акоффа, метод лотерей) и кач-ные.

Методы получения количественных оценок:

Непосредственная количественная оценка используется как в случае, когда надо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительности различных объектов.

Метод средней точки исп-ся, когда альтернативных вариантов достаточно много.

Метод Черчмена-Акофа допускает корректировку оценок, даваемых экспертами.

Метод лотерей (метод фон Неймана-Моргенштерна).

Устанавливается существование ф-и полезности р1u1+p2u2+...+prur, значение к-ой хар-ет степень предпочтительности любой смешанной альтернативы. Более предпочтительна та смешанная альтернатива, для к-ой знач-е ф-и полезности больше.

Методы получения качественных оценок

1.Экспертная классификация. Этот метод целесообразно использовать, когда необходимо определить принадлежность оцениваемых альтернативных вариантов к установленным и принятым к использованию классам, уровням, сортам и т.д.

2.Метод парных сравнений является одним из наиболее распространенных методов оценки сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов. При применении метода парных сравнений эксперту последовательно предлагаются пары альтернативных вариантов, для которых он должен указать более предпочтительный.

3.Множественные сравнения отличаются от парных тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары, а тройки, четверки, и более крупные группы альтернатив. Эксперт упорядочивает их по важности или разбивает на классы в зависимости от целей экспертизы.

4.Ранжирование альтернативных вариантов. Достаточно распространенной процедурой является также непосредственное ранжирование экспертом по предпочтительности оцениваемых альтернативных вариантов.

5.Метод векторов предпочтений чаще всего исп-ся для коллективного эксперт-го ранжирования. Эксперту предъявляется весь набор вариантов и предлагается для каждого из них указать на сколько, он превосходит, другие альтернативные варианты.

6.Гиперупорядочение. При гиперупорядочении предполагается рассмотрение разностей оценок альтернатив и их ранжирование. Эксперт сообщает инф-ю не только о ранжировании альтернатив, но и доп. инф-ю о соотнош-и их численных оценок.

7.Дискретные экспертные кривые. Если целью является разработка прогнозов или анализ динамики изменения пок-лей, характеризующих объект выработки и принятия управленческого решения, то целесообразно применять этот метод.

Метод Черчмена-Акоффа исп-ся при колич. оценке сравнительной предпочтит-ти альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами. Процедура данного метода заключается в систематической проверке суждений об отношениях оцениваемых величин с помощью последовательных сравнений.

Предполагается, что оценки альтернативных вариантов есть неотрицательные числа Vi. Если альтернативный вариант Ц1 предпочтительнее альтернативного варианта Ц2, то V(Ц1) больше, чем V(Ц2), а оценка одновременной реализации альтернативных вариантов Ц1 и Ц2 оценивается как V(Ц1)+V(Ц2).

Все альтернативные варианты ранжируются по предпочтительности и каждому из них эксперт присваивает количественные оценки в долях единицы. Далее эксперт сопоставляет по предпочтительности альтернативный вариант а1 и сумму остальных альтернативных вариантов. Если он предпочтительнее, то и значение V(Ц1) должно быть больше суммарного значения остальных альтернативных вариантов, в противном случае – наоборот. Если эти соотношения не выполняются, то оценки должны быть соответствующим образом скорректированы.

Если Ц1 менее предпочтителен, чем сумма остальных альтернативных вариантов, то он сравнивается с суммой остальных альтернативных вариантов, за исключением последнего. Если альтернативный вариант Ц1 на каком-то шаге оказался предпочтительнее суммы остальных альтернативных вариантов и для оценок это соотношение подтверждается, то Ц1 из дальнейших рассмотрений исключается.

Этот процесс продолжатся до тех пор, пока последовательно не будут рассмотрены все альтернативные варианты. При практическом применении в случае большого числа сравниваемых вариантов в метод вносятся коррективы, снижающие его трудоемкость. Так, н-р, сразу может определяться сумма наиб. Числа альтернатив с отбрасыванием менее предпочтительных вариантов, которая меньше, чем V(Ц1) и тому подобное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: