Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Местный референдум (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – голосование жителей муниципального образования по вопросам местного значения. Конституция РФ, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином России право участвовать в референдуме (ст. 32). В местном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Они участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Решения, принятые местным референдумом, являются окончательными, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на территории соответствующего муниципального образования.

Муниципальные выборы – наиболее массовая форма участия населения в местном самоуправлении, посредством которой образуются представительный орган муниципального образования и другие выборные органы местного самоуправления, получают свои полномочия главы муниципальных образований. Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Они назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Сходы граждан – это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Правотворческая инициатива граждан – это форма участия населения в подготовке муниципальных правовых актов по инициативе группы граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования либо в случае его отсутствия. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это форма самоорганизации граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения на части территории поселения, т.е. в подъезде многоквартирного жилого дома; многоквартирном жилом доме; группе жилых домов; жилом микрорайоне; сельском населенном пункте, не являющемся поселением и иной территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и (или) уставом муниципального образования также определяются порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета.

ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания на них органов ТОС. Как правило, избранные в органы ТОС лица осуществляют возложенные на них полномочия на общественных началах. Но по решению собрания (конференции) они могут содержаться за счет добровольных взносов участников ТОС.

Публичные слушания – это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении, установленная ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься:

· проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, за исключением случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с законодательством;

· проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

· проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

· вопросы о преобразовании муниципального образования.

Особенно большое значение имеет привлечение населения к публичным слушаниям по бюджетным вопросам. Это повышает эффективность управления муниципальными финансами за счет большей открытости и подконтрольности действий органов местного самоуправления. Тем более, что в настоящее время деятельность органов местного самоуправления характеризуется недостаточной открытостью мероприятий по реализации бюджетного процесса. Населению бывает достаточно сложно составить целостную картину того, каким образом реализуются основные этапы бюджетного процесса (планирование, утверждение и исполнение бюджета), кто вовлечен в бюджетный процесс, кто ответственен за те или иные действия, в какие сроки происходят основные события в бюджетном процессе. Серьезной проблемой является недостаточная доступность бюджетной информации, а также трудный для восприятия формат ее представления.

Собрания граждан. Конференции граждан (собрание делегатов) – это формы участия населения в местном самоуправлении, используемые для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Форма конференции граждан используется в тех случаях, когда территориальное общественное самоуправление осуществляется на территории, численность жителей которой не позволяет проведения собрания с непосредственным участием большинства из них, а также в иных случаях, если это предусмотрено уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан – это одна из форм выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления. Опрос граждан может проводиться с целью, например, выявления их мнения по вопросам местного значения, а также его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.

Его результаты носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Обращения граждан в органы местного самоуправления могут иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Такие обращения подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

8. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит:
1) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству;
3) обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ российскими законами обязанностей государства в области местного самоуправления;
4) регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;
5) наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями России, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
6) установление государственных минимальных социальных стандартов;
7) регулирование отношений между федеральным и местным бюджетами;
8) принятие федеральных программ развития местного самоуправления;
9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
10) регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
11) обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
12) установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов и должностных лиц местного самоуправления;
13) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;
14) регулирование и установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
15) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;
16) регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях;
17) регулирование основ муниципальной службы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: