Определения инновации

Структурными источниками экономического развития общества являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность. В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства. Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществляться в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, обеспечивающих повышение качества объектов и ресурсосбережение по стадиям их жизненного цикла.

Как видим, инновации и все понятия, которые связаны с этим явлением, касаются самих основ общественного развития и экономических, политических, социальных, научно-технологических процессов в любой социальной системе, будь то какое-либо предприятие, образовательное учреждение или государственная структура. Поэтому и всё, что с этим связано, носит очень сложный, системный характер.

В первую очередь сложности возникают в связи с попытками дать точное, исчерпывающее определение таким понятиям как «инновация», «новация», «инновационный процесс». В первом приближении можно охарактеризовать их таким образом [27]:

Инновация- это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшество- оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.

Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

Как уже отмечалось, процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью

Наиболее подробный анализ данных понятий и попытка дать исчерпывающее определение приведена в работе [1]. Там, в частности, говорится, что инновации – термин неоднозначно толкуемый Прежде всего, он далеко не общепонятен.

В той же работе объясняется, что анализ как социологических опросов, проведенных в 90 – 2-тысячные годы, а также многих литературных источников показал, что в России многие толкуют этот термин по-разному, а большая часть как населения, так и людей, профессионально занимающихся хозяйственной деятельностью вообще не знает что это такое. Правда, в последние годы ссылки на термин «инновация» стали встречаться, не в пример чаще, особенно в Интернете. И хотя в последнее время вышло несколько отечественных и зарубежных монографий, посвященных инновациям [4,5,12], а также несколько серьёзных статей, например, [6,7,14], положение с однозначностью понимания и толкования термина «инновация» остаётся совершенно неудовлетворительным. В частности, этот термин толкуется и просто как калька с английского “innovation” (нововведение); и как такое нововведение, которое связано с новой техникой или технологией; и как нововведение, обеспечивающее достижение мирового уровня выпускаемой продукции; и как нововведение, достойное патентования; используются и некоторые другие формулировки.

В результате, инновациями могут называть простую замену старой техники – новой, но тоже отстающей от передового уровня.

Можно сделать вывод, что в массовой практике отсутствуют четкие, однозначные критерии того, что же действительно является инновацией. Разобраться с толкованием этого термина - насущная задача.

Причём, толкование, отличное от бытового подхода: «инновация – это введение в производство новинок». И от очень неточного словарного толкования (кстати – чрезвычайно редкого!) «инновация – это новая техника, технология являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса» [3]. И уж тем более от предлагаемого (правда – достаточно редко [21, 22]) считать инновацию абсолютным синонимом термина «нововведение». (При этом становится совершенно непонятно – зачем общеупотребительное русское слово «нововведение» заменять гораздо менее употребляемым иностранным словом «инновация»).

Отмечается [1], что в данном случае мы сталкиваемся не просто с неоднозначным пониманием некоего экономического термина. Но с термином, имеющим такое большое социально-экономическое значение, которое позволяет считать его приближающимся к терминам, имеющим статус «категория». Какова, в современном понимании, должна быть трактовка понятия и термина «инновация»? в настоящем учебном пособии за основу решения данной проблемы взят подход, применённый авторами [1].

Итак, для того, чтобы наиболее полно сформулировать понятие «инновация», необходимо ответить на следующие вопросы:

· Какова, в современном понимании, должна быть трактовка понятия и термина «инновация»?

· Какова сущность инновации: это процесс, результат процесса или и то, и другое?

· В каких сферах общественного бытия уместно применение этого термина?

· Каким необходимым условиям должны удовлетворять нововведения для конструктивной верификации самого факта наличия (или отсутствия) инновации?

· Должна ли подобная верификация иметь квантифицированную форму (т.е. быть измеримой)?

Проанализируем поставленные вопросы и обоснуем возможные на них ответы.

1. Какова, в современном понимании, должна быть трактовка понятия и термина «инновация»?

Если ограничиться чисто формальным подысканием русского эквивалента этого имеющего латинские корни термина (novatio – обновление, изменение; то есть что-то новое, только что вошедшее в обиход), то, как уже говорилось, русским синонимом чаще всего будет термин «нововведение». Однако, в практике и русскоязычных, и говорящих на основных европейских языках (например - английском) под инновацией чаще всего понимается (зачастую – в неявной форме, так сказать «по умолчанию») не просто нововведение, а такое нововведение, которое связано с осуществлением неких перемен (по смыслу – достаточно значительных, новаторских). Не случайно по латыни novator – обновитель, то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности [2].

Аналогично, по-английски innovate - вводить новшества, делать нововведения, производить перемены [8]. И, вообще, в английском языке термином innovator обозначается фирма, создающая новую продукцию, применяющая новую технологию [4].

В работе [2] делается акцент на том, что инновация – это такое нововведение, которое «… включает в себя разработку новой технологии и в результате - создание нового продукта, конкурентоспособного на рынке» По-существу, та же мысль (но в ещё более определенной форме) проводится и в работе [14], в которой отмечается: «В инновациях создаются радикально новые технологии и продукты, которые призваны совершить революцию на рынке». В англоязычной экономической литературе (где термин «инновация», в отличие от литературы отечественной, имеет давние традиции повседневного использования) существуют устоявшиеся выражения, подчёркивающие прорывной, особо важный характер тех нововведений, которые обозначаются термином «инновация». Например [16]: сapital-saving innovation – капиталосберегающие нововведения; design innovation – изменение конструкции машины; factor-saving innovation – нововведение, сберегающее издержки на фактор производства (труд или капитал); financial innovation – финансовая инновация, разработка новых финансовых методов; manufacturing innovation – новый метод производства; product innovation – новое изделие.

Выводы: анализ и отечественной, и значительного массива зарубежной (в основном - англоязычной) литературы показал, что на практике термином «инновация» обычно обозначают не просто нововведения, а такие нововведения, которые, в некотором смысле, являются прорывными, пионерными, открывающими новые возможности, иногда даже – революционными. (В дальнейшем, все эти характеристики будут для простоты обозначаться одним словом – «пионерные нововведения»).

2. Какова сущность инновации: это процесс, результат процесса или и то, и другое?

В современной литературе встречаются три основных подхода к толкованию термина «инновации».

Первый подход. Этим термином обозначают только некий процесс. Например, в статье [2] прямо говорится: «Инновации – это трёхэтапный процесс…». Близкая трактовка содержится и в Большом экономическом словаре, где под финансовыми инновациями понимаются методы, позволяющие повысить эффективность финансовых ресурсов компаний [3]. Инновацию как процесс понимает и, например, Б.Е.Лужанский, который считает, что инновация– это выпуск и реализация конкурентоспособной продукции (работ, услуг) [11]. Аналогичное понимание инновации как некоторого процесса содержится и в работах [17 – 20]. В западной экономической литературе Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором идея изобретения приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

В понимании Б. Санто инновация – это такой общественный, технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, т.к. появление инновации на рынке может привести добавочный доход. [25].

Наконец, в «Руководство Осло» [20], который является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые в ЕЭС признаны в качестве международных статистических стандартов, инновацию рассматривают как деятельность, процесс изменений.

Второй подход. Этим термином обозначают только результат некоего процесса [13]. Например, схожим с термином «инновация», другим термином «новация» (от позднелатинского novatio – обновление, изменение) обозначают что-либо новое, только что вошедшее в обиход. Отсюда и лицо, обеспечивающее инновацию как результат, называют не отсутствующим в русском словаре термином «инноватор», а устоявшимся словом «новатор» (от латинского novator – обновитель; то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в какой-либо области деятельности). Понимание инновации как результата характерно и для работ отечественных авторов [23 - 28].

Третий подход. Этим термином, чаще всего, обозначают и процесс, и результат этого процесса (то есть наличествует т.н. «полисемия термина»). Например, именно так рассматривают инновацию В.В.Лапшов, даже ввёдший для инновации как результата специальную аббревиатуру РИД («результат инновационной деятельности» – что дублирует привычное «результат интеллектуальной деятельности») [10]. Надо сказать, что полисемия (многозначность) термина «инновация» привела к тому, что в словарях для пояснения многозначности этого термина используются порядковые числительные.

Например, в Большом экономическом словаре, инновация –

· вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии (т.е. процесс);

· новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса (т.е. результат) [3].

А в англо-русском словаре по экономике и финансам, инновация:

1. новшество, нововведение (т.е. результат);

2. процесс нововведений (т.е. процесс.) [9].

Аналогичный подход проявлен и в работе [29].

Выводы: анализ и отечественной, и значительного массива зарубежной (в основном - англоязычной) литературы показал, что на практике термин «инновациячаще всего полисемичен – то есть имеет два значения:

а) вложение средств, обеспечивающее такие нововведения, которые, в некотором смысле являются пионерными;

б) такие нововведения, которые, в некотором смысле, являются пионерными.

3. В каких сферах общественного бытия уместно применение этого термина?

Исторически сложилось так, что термином «инновация» сначала обозначали нововведения, усовершенствования, производимые в области техники. Такое же понимание инноваций в значительной степени сохранилось ещё и сегодня. Сначала об этом говорили в общем, без уточнения названий таких областей. Например, «Нововведение – это новое правило, вновь установленный порядок» [11]. Но, постепенно, стала возникать необходимость дифференцировать те сферы человеческой деятельности, в которых нужно (и можно!) применять эти самые инновации (нововведения). Например, в финансовой области, в связи с чем закономерно стали появляться и использоваться выражения типа «финансовые инновации», «инновационный банк», «инновационный фонд» и т.д. [3]. И, постепенно почти не осталось такой сферы человеческой деятельности, по отношению к которой прилагательное «инновационный» считалось бы недопустимым к применению.

Вместе с тем, наблюдается тенденция (с нашей точки зрения – не бесспорно правильная) связывать наличие инноваций с обязательным присутствием рыночного механизма.

Сомнения этом отношении вызывают то обстоятельство, что если в стране господствуют рыночные отношения всегда можно найти такие сферы деятельности, в которых, разумно предположить, что инновации вполне могут иметь место даже в условиях отсутствия рыночных отношений (например, в сфере искусства; в военном деле; в сфере управления; в фундаментальной науке и т.д.).

Поэтому, связывать инновации с обязательным наличием рынка представляется не совсем правильным.

Выводы: анализ и отечественной, и значительного массива зарубежной (в основном - англоязычной) литературы показал, что на практике термин «инновация» всё чаще используется применительно не только к новой технике, но и к, практически, любым другим сферам человеческой деятельности (управлению, образованию, науке, медицине, военному делу и т.д.).

4. Каким необходимым условиям должны удовлетворять нововведения для конструктивной верификации самого факта наличия (или отсутствия) инновации?

Для ответа на этот вопрос авторы отметим следующее обстоятельство: все нововведения, которые генерируются человечеством в процессе его технического, социального и любого другого развития (то есть в процессе его прогресса), можно считать относящимися к одному из двух типов.

Тип А – включающий в себя такие нововведения, исключительные права на результаты которых могут защищаться нормами патентного права и/или авторского права и/или информационного права. Например, нововведения, основанные на изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, селекционных достижениях могут защищаться нормами патентного права. Совокупность всех таких нововведений согласно ст.1225 ГК РФ образует группу «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности», что принято относить к более широкому понятию «интеллектуальная собственность».

Тип Б - включающий в себя все остальные нововведения, в отношении которых можно считать, что у них есть качество. Однако, принадлежность нововведения к одному из этих двух типов является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для того, чтобы квалифицировать его как инновацию.

Выводы: необходимым условием верификации того – является ли то или иное нововведение действительно инновацией – выражается самим фактом принадлежности этого нововведения к одному из двух типов: А или Б. Или, говоря иначе, являются ли эти нововведения охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности, или такими объектами, по поводу которых можно утверждать, что у них есть качество.

5. Наконец. завершающим этапом достаточно подробного анализа является определение количественных критериев как для типа А, так и для типа Б.

Нововведения, относящиеся к типу А. Исследование таких нововведений входит в сферу интересов оценщиков, то есть специалистов, профессионально занимающихся оценкой (правильно было бы сказать – «оцениванием») интеллектуальной собственности. Точнее – оцениванием прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Но само оценивание, по определению, предполагает количественную форму анализа (обычно – в денежных единицах).

Нововведения, относящиеся к типу Б. Исследование таких нововведений входит в сферу интересов квалиметрологов, то есть специалистов, профессионально занимающихся квалиметрией (количественным оцениванием качества).

Однако, следует отметить тот факт, что точность оценки нововведения может быть очень низкой. Оценка новвоведения сильно зависит от целого ряда факторов, основным из которых является факт

Из всего вышесказанного получаем наиболее полное определение [1]:

ИННОВАЦИИ– это такие нововведения в любой сфере человеческой деятельности, представляющие собой процесс (или результат процесса), направленные на необходимое и достаточное выполнение следующих условий:

- используются частично или полностью охраноспособные (т.е. защищённые патентным, и/или авторским, и/или информационным правом) предметы труда и/или ноу-хау; и/или - обеспечивается выпуск охраноспособных товаров и/или услуг;

и/или - используется такие предметы труда и/или ноу-хау и/или выпускаются такие товары и/или услуги, которые, в соответствии с установленными по методологии стоимостной оценки нормами, признаются соизмеримыми с мировым уровнем; и/или - обеспечивается выпуск товаров и услуг, которые по своему качеству (или по отдельным свойствам, это качество составляющим), в соответствии с установленными по методологии квалиметрии нормами, признаются соизмеримыми с мировым уровнем; и/или - обеспечивается в потреблении эффект (не обязательно только экономический) не меньший, чем заранее установленная нормативная величина α.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: