Движение джадидов и их деятельность в Бухарском эмирате и в туркестанском крае

В конце Х1Х – начале ХХ вв. в Средней Азии образовалось новое социально-политическое движение джадидов. В начале ХХ в. к этому движению, примкнули молодые образованные люди из числа студентов, закончивших медресе, учителей, торговой буржуазии, которая побывала в России и Турции. Они также были известны в Бухаре, как «младобухарцы», которые боролись против реакционного духовенства так называемых «кадимов» или «кухнапарастов» (консерваторов).

Главными источниками возникновения движения стали:

1) Просветительские идеи А. Дониша и др. среднеазиатских просветителей, которые нашли отклик у интеллигенции.

2) Распространение идеологии татарских джадидов из Крыма и Казани среди местных татар и узбеков.

3) Социально-экономические изменения в крае и проникновение капиталистических производственных отношений, появление национальной торговой буржуазии.

4) Распространение в Туркестане и Бухаре газет и журналов на русском, тюркском и татарском языках, где освещались революционные идеи.

Первая организация джадидов в Туркестанском крае возникла в г. Самарканде, его возглавляли поэты Махмудходжа Бехбуди и Абдукодир Шакури. В 1901 году А. Шакури в Самарканде создал первую таджикскую новометодную школу и написал первый учебник «Рохбари савод» - азбуку на фарси. В Ташкенте крупный торговец Мунавар Кори (Абдурашидов) также создал местную организацию джадидов. И новометодную школу для детей, где преподавались гуманитарные и естественные науки. До 1911 года в Туркестане было создано 68 новометодных школ, в том числе 7 школ в Худжандском уезде. Одновременно джадиды начали издавать свои газеты. В 1913-14 гг. под редакцией М. Бехбуди издавалась газета «Самарканд» и журнал «Оина» (1913-1915) на 2-х языках. В Ташкенте и Фергане издавались газеты «Таракки». «Туджор», «Хуршед», «Шухрат» (1906-1908), «Садои Туркистон», «Осиё» (1913-1915) и др., где публиковались новости о жизни Туркестанского края и статьи джадидов. Они оказали влияние на развитие революционного движения грамотной части населения. Вместе с тем, в Туркестане распространялись и газеты татарских и тюркских панисламистов и пантюркистов, которые проповедовали идеи создания единого исламского халифата и тюркоязычного государства во главе с Турцией. Эти идеи были популярны среди лидеров джадидов Туркестана и талибов медресе.

В эмирате первая организация джадидов под названием «Тарбияи атфол» (Воспитание детей) образовалась 1 декабря 1910 года в г. Бухаре. В организации вначале состояли литераторы Мирзоабдулвохид Мунзим, Садри Зиё, Садриддин Айни и др., всего 28 членов.

Джадиды ставили следующие задачи: 1. Просвещение – ликвидация безграмотности населения, введение новометодных школ, издание учебников и газет; 2. Защита интересов населения – разъяснение населению пагубной власти в эмирате, критика произвола чиновничества и раскрытие реакционной сущности духовенства. 3. Укрепление единства мусульман – путем разъяснения и прекращения распрей среди мусульман суннитов и шиитов. 4. Свобода торговли – устранение препятствий в строительстве дорог, мостов и торгово-закупочных бирж. 5. В области недвижимости – введение новых законов о неприкосновенности собственности и распределения воды для хозяйств и др. экономические реформы. Джадиды начали свою деятельность с создания новометодных школ в Бухарском эмирате, число которых к 1914 году достигло 45. Первая школа в Бухаре была образована ещё в 1902-03 гг. купцами таджиком Мулло Джурабоем и татарином Каиновым. В 1908 году свою школу открыли поэты Айни и Мунзим, где обучались 12 учеников. Они также организовали вечернюю школу для юношей, где ежедневно проводились занятия. Были написаны первые учебники «Тартиб-ул Курон» и Тахзиб-ус-сибён» (Воспитание юношества), которые были изданы в г. Оренбурге. Однако, 25 сентября 1909 г. все они были запрещены по указанию Казия (судьи).

11 марта 1912 го. По инициативе купцов М. Мансурова (отец А. Мухиддинова впоследствии руководителя Тадж. ССР) и М. Хакими была издана первая таджикская газета «Бухорои Шариф» (Священная Бухара), редактором которой был Мирзоджалол Юсуфзода. Газета с перерывами издавалась до 2 января 1913г. Всего было издано 153 номера. Джадиды Бухары подвергались жесткому преследованию со стороны властей эмирата и реакционного духовенства, поэтому их организация и новометодные школы действовали полуподпольно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: