Памирский вопрос» и его решение между Россией и Англией

Последней нерешенной проблемой между Англией и Россией в этом регионе оставался «Памирский вопрос». Россия занятая проблемой укрепления своей власти в Туркмении на некоторое время оставила без внимания Памир. Этим воспользовался эмир Афганистана Абдурахманхан, который в 1883 году захватил владения Западного Памира Рушан, Шугнан и Вахан. Жители Памира несколько раз обращались к русскому правительству с просьбой принять их в свое подданство. Однако Россия не хотела обострения отношений с Англией. Только в 1891 году Россия предприняла решительные действия для освобождения Памира. В 1891-1892 году на Памир была отправлена разведывательная экспедиция полковника М. Ионова, которая дошла до Мургаба и организовала российский пост. Российские дипломаты потребовали от Англии вывести афганские войска из Западного Памира. Так как согласно Российско-английским соглашениям от 1869-1873гг территории влияния держав были определены по руслу течения Амударьи, Англия была вынуждена заставить эмира Афганистана вывести войска из Памира. В 1895 году совместная русско-английская комиссия окончательно определила границы. Таким образом, присоединением Памира в 1895 году завершилось завоевание Средней Азии Российской империей.

Завоевание Средней Азии Россией имело достаточно противоречивый характер. Оно окончательно разделило таджикский народ на несколько частей: северная часть была включена в состав Туркестанского генерал-губернаторства, правобережье Амударьи оставалось в составе Бухарского эмирата, а левобережье оказалось в составе Афганистана. В тоже время оно способствовало зарождению новых производственных отношений, появлению перерабатывающей промышленности и прогрессивных административно-правовых структур. Знакомство с новой цивилизацией и более прогрессивным обществом послужило толчком к пересмотру традиционных устоев общества и критическому отношения к нему. Конечной целью политики России оставалась ассимиляция местного населения, путем навязывания ему чуждого мировоззрения и ценностей. Создавался определённый слой людей «думающих по-русски», для обеспечения функционирования местного населения и его знакомства с Россией. В результате этих изменений в Средней Азии образовалась группа реформаторов, которые стремились к ликвидации отставания региона от всемирного прогресса. Новые реформаторы (джадиды - «ратующие за новшества»), главное свое внимание уделяли созданию новометодных школ, где наряду с богословскими, преподавались и светские науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: