Просветительские взгляды А.Дониша и зарождение просветительства

Основоположник просветительства (маорифпарвари) Ахмад Махдуми Дониш (1826-1897гг), который служил во дворце эмира Бухары в качестве секретаря и вместе с посольством 3 раза побывал в г. Санкт- Петербурге, был первым среди мыслителей, который стал критически изобличать недостатки эмирского двора и бухарского общества. Он написал свое известное произведение «Наводир-ул-Вакое» (Невероятные происшествия) и исторический труд под названием «Рисолаи таърихи». В своих произведениях Дониш критикует отсталый, феодальный строй и его порядки, показывает недостатки в правлении эмира Бухары и призывает провести реформы в государстве. Создание новых школ, где бы изучали светские науки наряду с исламскими науками, считал выходом из вековой отсталости края. Просвещение населения и реформы в государстве были главными требованиями в наследии А. Дониша.

Просветительские идеи А. Дониша впоследствии были поддержаны передовыми мыслителями эмирата. Таджикские просветители Корирахматуллои Возех, Абдулкодирходжаи Савдо, Тошходжаи Асири, Саидхасанхуджаи Аджзи, Шамсиддини Шохин, Дилшоди Барно, Сахбо, Хайрат, и др. в конце XIX столетия в своих произведениях призывали провести реформы. В результате изменений в мышлении местной интеллигенции в Туркестанском крае и Бухарском эмирате в конце Х1Х в. сформировалось социально-политическое движение реформаторов под названием джадиды («ратующие за новшества»). Джадиды вначале выступали как культурно-просветительское движение, затем цель движения получила социально- политическую направленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: