Этика в менеджменте

При изучении второго вопроса темы, студент должен понять, что деятельность в сфере бизнеса связана не только с достижением экономического результата, который измеряется, прежде всего, объемами произведенной продукции (услуг) и уровнем прибыли предприятия. Важное значение имеет этика делового сотрудничества, проявлением которой является соблюдение правил и норм партнерства, конкурентной борьбы, забота о деловой репутации фирмы.

Этика – нормы поведения, совокупность общепринятых юридических и моральных правил, требований, которые человек ставит перед собой или каких требует от них окружение.

Виды этики:

1. Служебная этика рассматривает принципы и нормы моральных отношений между работниками различного служебного статуса, имеющими неодинаковые служебные обязанности и права.

2. Профессиональная этика – совокупность кодексов, которые обеспечивают моральный характер взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности.

3. Дескриптивная этика занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали, изучает обычаи, традиции и другие формы общественных дисциплин.

4. Нормативная этика занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснения ее места в системе общественных отношений, обоснованием форм и структуры морального создания.

5. Экологическая этика акцентирует внимание на этичных, социальных и политических проблемам, стоящих перед человечеством в связи с кризисными ситуациями, связанными с загрязнением окружающей среды, ростом населения на планете, расходованием природных ресурсов и др.

Этичное поведение – совокупность поступков, действий людей, отвечающих нормам морали, сознания, порядка, которые сформировались в обществе или к которым оно направляется.

В процесс предпринимательской и управленческой деятельности имеются неодиночные случаи отклонения от общественных норм, что расценивается как неэтичное поведение. Оно может быть обусловлено различными факторами:

- конкурентная борьба;

- стремление к большим прибылям;

- неумелое стимулирование руководителей за этичное поведение;

- недооценка этических норм в обществе;

- стремление достичь цели и реализовать миссию организации любой ценой;

- неэтичное поведение партнеров;

- конфликтные стрессовые ситуации в организации;

- неудачный подбор и неумелое использование стилей руководства;

- слишком сложная система разработки и принятия решений в организации.

Современный менеджмент предлагает следующие мероприятия для обеспечения этичного поведения:

1. Внедрение этичных норм, отражающих систему общих ценностей, общественных вкусов, правил поведения работников организации.

2. Создание комитетов по этике, основная задача которых – оценивать повседневную практику с позиции этики и этичного поведения.

3. Проведение социальных ревизий с целью выяснения влияния социальных факторов на организацию.

4. Использование механизмов стимулирования, которые бы противодействовали неэтичному поведению и поступкам.

5. Организация обучения этичному поведению руководителей и всего персонала.

6. Постоянное информирование работников о случаях высокоэтичного поведения через различные информационные каналы.

7. Проведение совещаний, конференций, симпозиумов по проблемам этичного поведения.

Современный менеджмент в своей практике постоянно имеет связь не только с соблюдением законов, регулирующих ту или иную сторону деятельности предприятия, но и с выполнением этических норм, повышающих индекс ответственности перед обществом и средой обитания.

Менеджер, принимая то или иное решение, должен помнить, что общество обращает внимание и на этику, и на жесткое соблюдение законов, и поэтому им следует придерживаться наивысших стандартов ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: