Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании учащихся ДЮСШ

Юречко О. В.

Благовещенский государственный педагогический университет,

Благовещенск, Россия

В Концепции модернизации Российской системы образования подчеркивается необходимость ее обновления, одно из направлений которого связано с реализацией личностно-ориентированной парадигмы образования.

Наблюдаемая в настоящее время тенденция снижения уровня здоровья подрастающего поколения обуславливает необходимость широкого привлечения детей, подростков и молодежи к регулярной физкультурно-спортивной активности в целях укрепления их здоровья и получения существенного оздоровительного эффекта от процесса физического воспитания. С этих позиций деятельность детско-юношеских спортивных школ имеет значительное преимущество в планировании физической активности учащихся:

· их посещают дети в том возрасте, когда происходят наиболее значительные изменения в их развитии;

· стратегия деятельности образовательных учреждений позволяет всем занимающимся получить дополнительное образование;

· организация и содержание физического воспитания осуществляются главным образом через применение соответствующих образовательных программ и использование системы методов обучения.

Возможно, не все станут чемпионами, но если закрепится привычка к систематическим занятиям физической культурой, то это уже несомненный положительный результат в работе любого тренера.

При этом важное значение имеет реализация личностно ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [3].

Личностно ориентированный подход направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей и интересов ребенка, на развитие в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает изменение взаимоотношений между педагогом и воспитанниками.

Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения направлены на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений, в том числе и в деятельности детско-юношеских спортивных школ. Однако, таких исследований явно не достаточно. В основном решение данных проблем связано с общеобразовательной школой. Реализация личностно-ориентированного подхода основывается на внедрении инновационных технологий, изменении содержательной сущности физического совершенствования учащихся основанной на использовании комплексной информации, позволяющей учитывать не только гендерные и возрастные различия школьников, но и их индивидуальные особенности. Личностно ориентированное содержание физкультурно-спортивной активности определяется структурными компонентами мотивационно-потребностных установок занимающихся.

Достигаемый уровень физкультурно-спортивной активности может быть представлен в виде технологического процесса, осуществляемого педагогом: исходный уровень; определение основной идеи и замысла развиваемой активности; целевая направленность; потребность в оборудовании; взаимосвязь с государственными образовательными стандартами; требования к организации; процедуры обучения.

При организации непосредственно занятия содержание личностно-ориентированного подхода – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

1. Обучение двигательным действиям:

– на этапе первоначального разучивания – использование целостного метода на основе дифференциации и интеграции отдельных частей в зависимости от уровня технической подготовленности занимающихся. Предусматривается возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач;

– при дифференциации учащихся по уровню подготовленности для сильных групп обучение двигательному действию заканчивается в соревновательных условиях в сочетании с развитием физических качеств. Для слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.

2. Развитие физических качеств

– величина нагрузки различная в зависимости от уровня подготовленности;

– использование индивидуальных заданий;

– использование нестандартного оборудования;

– контроль ЧСС (до и после занятия);

3. Формирование знаний и методических умений по организации самостоятельных форм занятий

– выявление уровней обученности в области знаний и методических умений с помощью тестов;

– «разведение» задач изучения по уровням обученности занимающихся и группам разной подготовленности;

– «разведение» содержания теоретического материала

4. Оценивание результатов

При оценивании результатов учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Необходимо учитывать не только достижение высокого уровня физической подготовленности, но и улучшение технической подготовки, расширения объема знаний.

Исходя из поставленной проблемы, нами было проведено исследование эффективности применения личностно-ориентированного подхода на учебно-тренировочных занятиях в группах начальной подготовки по видам спорта (легкая атлетика, спортивная гимнастика) в Амурской областной ДЮСШ. Оценка проводилась методом экспертной оценки по специально разработанной карточке, составленной согласно рекомендациям по реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Анализ информации осуществлялся на основании простого количественного выбора варианта (да, нет, частично).

В карточку были включены несколько блоков: содержание занятия, ход занятия, характер педагогического общения, уровень активности учащихся во время занятия.

Анализ результатов показал, что содержание занятий соответствовало его сложности и типу, при этом наблюдающему сложно было оценить, совпадает ли цель с реализацией, так как четкие цели не ставились.

Рассматривая ход занятия, выявлен высокий уровень владения педагогами методикой обучения, что, несомненно, связано с достаточно большим опытом педагогической деятельности. Однако характерным является отсутствие постановки конкретных целей перед учащимися на занятии.

Следует отметить несколько отличающиеся особенности в проведении занятий. Учащимся отделения легкой атлетики чаще предоставлялась возможность вносить коррективы в их деятельность на конкретном занятии, в зависимости от состояния, при этом, не меняя его содержания. В целом на занятиях использовались адекватные методы обучения, рационально использовался спортивный зал, формы общения отличались в одном отделении (гимнастики преимущественно монологическая форма, отделение легкой атлетики – диалог и полилог).

При проведении занятий учитывался двигательный опыт занимающихся, при более ощутимом контроле техники выполнения со стороны преподавателей гимнастики.

Недостаточным моментом можно отметить работу по формированию у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа. Если у детей, занимающихся гимнастикой, такая возможность имеется (наличие зеркал), то для учеников отделения легкой атлетики целесообразнее больше использовать самоанализ и самооценку. К числу упущений можно отнести недостаточное обсуждение с учащимися итогов занятия с целью внесения корректив в учебно-воспитательный процесс.

Относительно характера педагогического общения следует отметить уважительное отношение к детям в отделении легкой атлетики, обращении по имени, открытом взаимодействии с учеником на равных основаниях. На занятиях по гимнастике имеет место авторитарный стиль взаимодействия, который может быть оправдан целью конкретного занятия, стилем педагога.

Рассматривая уровень активности учащихся во время занятий, установлено, что одно из условий реализации личностно-ориентированного подхода, выбор учеником способа работы над заданием – не реализуется. Это можно объяснить отсутствием достаточного объема знаний и умений у ученика, поэтому они и практически не участвуют в обсуждении наиболее рациональных способов работы. Можно отметить включенность каждого ученика в коллективную работу, создание условий для самостоятельности каждого ученика, но это более выражено в отделении легкой атлетики.

В занятии используются разнообразные формы организации учебно-тренировочной деятельности (фронтальные, парные, групповые, индивидуальные), в зависимости от решаемых задач.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить степень реализации личностно-ориентированного обучения в учебно-тренировочном процессе. Анализ результатов позволяет определить наиболее оптимальные пути решения проблемы, а именно:

– любая деятельность предполагает наличие цели и целеполагание, учащиеся также должны быть включены в данный процесс. На занятиях необходимы четкие установки на ближние и дальние цели.

– активизация деятельности занимающихся должна осуществляться на основе самоанализа и самооценки;

– необходимо продолжать работу по формированию устойчивой мотивации к систематическим занятиям на основе имеющихся разработок;

– актуально использование современных технологий по оценке уровня физического развития и подготовленности занимающихся, их мотивации к спортивной деятельности;

– надо шире использовать современные методики по оценке индивидуальных особенностей занимающихся, в том числе психологические;

– необходим сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного образования.

Литература

1. Евсеев, С. П. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников / С. П. Евсеев, А. Г. Комков, О. М. Шелков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. - № 2. – С. 24-26, 39-41.

2. Киселева, Е. В. Формирование субъект-субъектных отношений в воспитании спортсменов / Е. В. Киселева // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 9. – С. 59-63.

3. Костюченко, В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.04 / В. Ф. Костюченкою. – СПб, 1997.

4. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера. – 2004. – 128 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: