Принципы развития творческого мышления персонала

Американский психолог Э. де Боно предложил программу развития творческого (креативного) мышления, исходя из пяти принципов:

1) выделение необходимых и достаточных условий решения задачи (если использовать все предложенные условия без доказательств их необходимости в данной ситуации, то можно усложнить процесс решения);

2) развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

3) развитие способности видеть многофункциональные вещи;

4) развитие способности к соединению противоположных идей из различных областей и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;

5) развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождению от ее влияния.

Синтетически основные принципы формирования креативного мышления можно сформулировать следующим образом:

1) единство эмоций и логики;

2) единство продуктивности, позитивности и гармоничности;

3) радость саморазвития.

В.Н. Дружинин считал, что для формирования креативности необходимо:

1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;

2) наличие позитивного образца творческого поведения;

3) создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

4) социальное подкрепление творческого поведения.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если… то…». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов и т.п. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Организационная среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: