Мы уже говорили о том, что путь слепоглухого ребенка к чтению книг, предназначенных для слышащих и видящих детей, долог и труден. Как мы показали в первой главе этой книги, началом этого пути – «станцией отправления» – можно считать чтение текстов, описывающих самые простейшие ситуации из жизни самого ребенка. Напомним, что сначала такие тексты состоят из нескольких нераспространенных предельно конкретных предложений, которые располагаются одно под другим в столбик в строгой логической последовательности. Даже сурдопедагогам, знающим толк в упрощении текстового материала, предлагаемого для работы с неслышащим ребенком, такие тексты кажутся очень уж примитивными. Удивляет ограниченная лексика и грамматика, жесткий и кажущийся неестественным порядок слов в предложении и выраженная связанность содержания текста с конкретными ситуациями из жизни ребенка. Однако специалисты в области обучения слепоглухих детей очень хорошо знают, что именно такими и только такими могут быть первые учебные тексты, предназначенные для овладевающего словесной речью слепоглухого ребенка.
|
|
Но как же отличаются такие тексты от текстов из обычных детских книжек! Как много превращений должно произойти с ними, чтобы они стали похожи хотя бы на тексты из серии «Моя первая книжка» для слышащих и видящих дошкольников!
Очевидно, что направлений усложнения этих текстов может быть несколько. Это, конечно, привычное усложнение лексики и грамматики текстов, подготовка детей к которому должна проводиться, прежде всего, на уроках по развитию речи. Имеет определенные традиции в школе для слепоглухих детей и процесс усложнения предметного содержания текстов, построенный в соответствии с процессом целенаправленного расширения опыта действий и наблюдений детей.
Выше мы уже упоминали и о других, но особенно значимых для читательского развития направлениях в усложнении текста, таких как изменение соотношения позиции автора и читателя (А), изменение соотношения правды и вымысла (В), изменение объекта описания и логической структуры текста (С). В каждом направлении изменения текста важно выделять последовательные шаги.
А – изменение соотношения позиции автора и читателя:
- А1 – позиция автора и читателя не дифференцирована, автор и читатель одно лицо;
- А2 – автор – знакомый читателю человек;
- А3 – автор – неизвестный читателю человек.
В – изменение соотношения правды и вымысла:
- В1 – быль;
- В2 – небывальщина;
- В3 – сказка.
С – изменение объекта описания:
- С1 – действие героя;
- С2 – поведение;
- С3 – поступок.
Если тексты на «старте» обучения могут быть описаны формулой ТC=А1+В1+С1, а тексты на «финише» формулой ТФ=А3+В3+С3, то проложить маршрут между ними – это значит определить последовательные шаги в усложнении исходной формулы текста.
|
|
Мы уже рассказали о том, какую сложную и последовательную работу необходимо провести, чтобы подготовить слепоглухого ребенка только к одному, но, пожалуй, самому важному шагу в усложнении этой формулы, т.е. к чтению текстов, авторы которых знакомые читателю люди.
Если формула текста, с которым уже умеет работать ребенок А2+В1+С1, какой шаг в усложнении формулы текста следует сделать дальше?
Очевидно, что вариантов ответа на это вопрос может быть несколько.
Вариант 1: А2+В1+С1 → А3+В1+С1 – переход к чтению текстов, авторы которых незнакомые читателю люди и которые описывают правдоподобные действия героев.
Вариант 2: А2+В1+С1→ А2+В2+С1 описывает переход от бывальщины к придуманной знакомым автором сказке.
Вариант 3: А2+В1+С1 →А2+В1+С2 – это переход от описания действий к описанию поведения героя, сделанного знакомым автором.
Как показало исследование, тактика усложнения формулы текста на пути подведения каждого отдельного ребенка к восприятию детской дошкольной литературы могла быть различной. Каждый из представленных вариантов имеет определенные преимущества и недостатки.
Принципиальным оказалось соблюдение следующих правил.
ü Начиная работу с текстами, героем и автором которых является ребенок, первый шаг в усложнении предлагаемого для чтения материала следует делать в направлении изменения соотношения позиций автора и читателя, т.е. от А1 к А2.
ü Переход от одного типа текста к другому должен быть ограничен изменением на одну позицию только одного из названных параметров текста при сохранении на прежнем уровне остальных.
ü Каждый шаг в изменении формулы текста должен быть подготовлен на специальных занятиях по формированию адекватных данному типу текста способов, уровней и инструментов сотрудничества читателя с автором текста.