тодаМ психокоррекции конфликтного поведения относят-
ииально-психологический тренинг; индивидуально-психо-
сЯ °ческое консультирование; аутогенная тренировка; посредни-
л°гИ деяТельность психолога или социального работника; само-
Чияпиз конфликтного поведения1.
Социально-психологический тренинг. Применение данного ме-а (СПТ) должно быть основано на соблюдении следующих
прИ^ доверие в общении, которое должно возникать у участни-друг к другу и по отношению к тренеру в процессе проведения
тренинга;
—принцип работы в ситуации «здесь и теперь», суть которого
сводится к анализу тех противоречий и ситуаций, которые возни
кают в процессе тренинга, а не имели место в далеком прошлом;
—персонификация, адресность высказываний, означающая,
что участник должен высказывать свои претензии и негативные
чувства открыто и конкретному лицу. Это предполагает снятие
защитных реакций и выработку у участников чувства ответствен
ности за свои действия. К тому же данный принцип может на-
|
|
чить участников позитивной стратегии открытого высказыва-ия недовольства в процессе конфликта;
—активность, т. е. в работу на тренинге (упражнения, дискус-
ии, работа в парах и т. д.) должны быть вовлечены все участники;
—свободное выражение чувств, т. е. если участник хочет вы
шить какое-либо свое чувство тому человеку, который его выз-
ал, он делает это в соответствии с установленными правилами,
[спользуя высказывания и описывая это чувство, без обвинений
■адрес другого;
—конфиденциальность, предполагающая, что вся информа-
шя об участниках, полученная на тренинге, не распространяет-
я за пределы тренингового пространства.
Социально-психологический тренинг способствует формированию у участников оптимальных, конструктивных стратегий введения в конфликте — компромиссу, избеганию и сотрудни-'еству, а также снижению частоты применения стратегий открыло соперничества.
К основным методам социально-психологического тренинга тносят групповую дискуссию и игровые методы.
'А"НУповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 455. |
Групповая дискуссия — это коллективное обсуждение опреде-
енн°й проблемы или вопроса, целью которого служит нахожде-
Ие общего мнения по этому поводу. Ценность данного метода
ключ в возможности для каждого участника получить
информацию о своем поведении в группе, особенно если оно конфликтно, а также понимании того, что восприятие, оценка и объяснение разными людьми одного и того же конфликтного события или ситуации могут быть кардинально противоположными, т. е. участники могут обнаружить множественность точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Это достигается через использование обратной связи, а также благодаря мастерству тренера, который в ходе дискуссии расставляет важные акценты и приоритеты.
|
|
Игровые методы включают в себя деловые и ролевые игры. Деловая игра предполагает отработку, тренировку навыков взаимодействия участников в реальной ситуации конфликта, осуществляемую в игровой форме. Анализ межличностных отношений, причин и мотивов поступков, приведших к конфликту, отодвигается на второй план.
Ролевая игра предполагает изучение закономерностей межличностного общения в контексте тесного взаимодействия коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон общения. Ролевая игра представляет собой своеобразную дискуссию в лицах, когда участники выполняют определенные роли. Эти роли обычно отражают представления участников о характере поведения в конфликтной ситуации. Также они могут включать в себя черты реальных людей, с которыми участник тренинга находился в конфликтных взаимоотношениях, или же отражать черты самого участника и используемую им стратегию поведения в конфликте. Обычно несколько участников разыгрывают ситуацию, а остальные являются наблюдателями и экспертами, оценивающими продемонстрированное конфликтное поведение.
Психологическое консультирование. Этот метод предполагает оказание психологической помощи, целью которой является изменение мировосприятия и поведения личности. Психологическое консультирование применяется как средство коррекции общения и может быть как индивидуальным, так и групповым. В процессе консультирования посредством особенных терапевтических отношений между клиентом (клиентами) и психологом создаются оптимальные условия для изменения личности в нужном направлении. Консультирование часто дает толчок к позитивным изменениям конфликтного поведения.
Аутогенная тренировка. В процессе аутогенной тренировки человек осваивает различные приемы мышечного расслабления, самовнушения, повышения концентрации внимания, развивается контроль за поведением. Аутогенная тренировка позволяет человеку управлять своим психическим состоянием, способствует снижению уровня ситуативной тревожности и агрессии, а также имеет широкие психокоррекционные возможности для формирования конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Посредническая деятельность специалиста. В качестве специалиста-посредника может выступать психолог или социальный работник. Его деятельность направлена на оказание помощи в выборе оптимальных, конструктивных способов взаимодействия с оппонентом. Такого рода деятельность должна быть совместной и может включать в себя индивидуальные беседы, подготовку к встрече с предполагаемым оппонентом и тренировку поведения, совместную работу со специалистом — посредником обеих конфликтующих сторон. Посредническая деятельность специалиста дает человеку возможность самому осознать неконструктивность, нерациональность своей поведенческой схемы и стратегии и способствует более оптимальному разрешению возникших межличностных противоречий.
Самоанализ конфликтного поведения. Этот метод может применяться как в процессе конфликта, так и после его завершения. Его целью является устранение собственных ошибок и недочетов в поведении в процессе конфликта либо после него. Этот метод предполагает анализ собственного опыта и способствует формированию позитивных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Самоанализ конфликтной ситуации должен осуществляться на основе соблюдения принципов объективности, нейтральности, беспристрастности, равенства критериев, отсутствия «двойного стандарта». Самоанализ основан на высоком уровне развития саморефлексии и адекватной самокритичности личности.
|
|
Глава 11
Разрешение конфликтов