Мне существуют методы ихокоррекции конфликтного поведения?

тодаМ психокоррекции конфликтного поведения относят-

ииально-психологический тренинг; индивидуально-психо-

сЯ °ческое консультирование; аутогенная тренировка; посредни-

л°гИ деяТельность психолога или социального работника; само-

Чияпиз конфликтного поведения1.

Социально-психологический тренинг. Применение данного ме-а (СПТ) должно быть основано на соблюдении следующих

прИ^ доверие в общении, которое должно возникать у участни-друг к другу и по отношению к тренеру в процессе проведения

тренинга;

—принцип работы в ситуации «здесь и теперь», суть которого
сводится к анализу тех противоречий и ситуаций, которые возни­
кают в процессе тренинга, а не имели место в далеком прошлом;

—персонификация, адресность высказываний, означающая,
что участник должен высказывать свои претензии и негативные
чувства открыто и конкретному лицу. Это предполагает снятие
защитных реакций и выработку у участников чувства ответствен­
ности за свои действия. К тому же данный принцип может на-

чить участников позитивной стратегии открытого высказыва-ия недовольства в процессе конфликта;

—активность, т. е. в работу на тренинге (упражнения, дискус-
ии, работа в парах и т. д.) должны быть вовлечены все участники;

—свободное выражение чувств, т. е. если участник хочет вы­
шить какое-либо свое чувство тому человеку, который его выз-
ал, он делает это в соответствии с установленными правилами,
[спользуя высказывания и описывая это чувство, без обвинений
■адрес другого;

—конфиденциальность, предполагающая, что вся информа-
шя об участниках, полученная на тренинге, не распространяет-
я за пределы тренингового пространства.

Социально-психологический тренинг способствует форми­рованию у участников оптимальных, конструктивных стратегий введения в конфликте — компромиссу, избеганию и сотрудни-'еству, а также снижению частоты применения стратегий откры­ло соперничества.

К основным методам социально-психологического тренинга тносят групповую дискуссию и игровые методы.

'А"НУповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 455.

Групповая дискуссия — это коллективное обсуждение опреде-
енн°й проблемы или вопроса, целью которого служит нахожде-
Ие общего мнения по этому поводу. Ценность данного метода
ключ в возможности для каждого участника получить


информацию о своем поведении в группе, особенно если оно конфликтно, а также понимании того, что восприятие, оценка и объяснение разными людьми одного и того же конфликтного со­бытия или ситуации могут быть кардинально противоположными, т. е. участники могут обнаружить множественность точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Это достига­ется через использование обратной связи, а также благодаря мас­терству тренера, который в ходе дискуссии расставляет важные акценты и приоритеты.

Игровые методы включают в себя деловые и ролевые игры. Де­ловая игра предполагает отработку, тренировку навыков взаимо­действия участников в реальной ситуации конфликта, осуществ­ляемую в игровой форме. Анализ межличностных отношений, причин и мотивов поступков, приведших к конфликту, отодви­гается на второй план.

Ролевая игра предполагает изучение закономерностей межлич­ностного общения в контексте тесного взаимодействия коммуни­кативной, перцептивной и интерактивной сторон общения. Роле­вая игра представляет собой своеобразную дискуссию в лицах, когда участники выполняют определенные роли. Эти роли обыч­но отражают представления участников о характере поведения в конфликтной ситуации. Также они могут включать в себя чер­ты реальных людей, с которыми участник тренинга находился в конфликтных взаимоотношениях, или же отражать черты само­го участника и используемую им стратегию поведения в конфлик­те. Обычно несколько участников разыгрывают ситуацию, а ос­тальные являются наблюдателями и экспертами, оценивающи­ми продемонстрированное конфликтное поведение.

Психологическое консультирование. Этот метод предполагает оказание психологической помощи, целью которой является из­менение мировосприятия и поведения личности. Психологическое консультирование применяется как средство коррекции общения и может быть как индивидуальным, так и групповым. В процессе консультирования посредством особенных терапевтических от­ношений между клиентом (клиентами) и психологом создаются оптимальные условия для изменения личности в нужном на­правлении. Консультирование часто дает толчок к позитивным изменениям конфликтного поведения.

Аутогенная тренировка. В процессе аутогенной тренировки человек осваивает различные приемы мышечного расслабле­ния, самовнушения, повышения концентрации внимания, раз­вивается контроль за поведением. Аутогенная тренировка по­зволяет человеку управлять своим психическим состоянием, спо­собствует снижению уровня ситуативной тревожности и агрессии, а также имеет широкие психокоррекционные возможности для формирования конструктивного поведения в конфликтных си­туациях.


Посредническая деятельность специалиста. В качестве специа­листа-посредника может выступать психолог или социальный работник. Его деятельность направлена на оказание помощи в вы­боре оптимальных, конструктивных способов взаимодействия с оппонентом. Такого рода деятельность должна быть совмест­ной и может включать в себя индивидуальные беседы, подготов­ку к встрече с предполагаемым оппонентом и тренировку пове­дения, совместную работу со специалистом — посредником обеих конфликтующих сторон. Посредническая деятельность специа­листа дает человеку возможность самому осознать неконструк­тивность, нерациональность своей поведенческой схемы и стра­тегии и способствует более оптимальному разрешению возник­ших межличностных противоречий.

Самоанализ конфликтного поведения. Этот метод может при­меняться как в процессе конфликта, так и после его завершения. Его целью является устранение собственных ошибок и недочетов в поведении в процессе конфликта либо после него. Этот метод предполагает анализ собственного опыта и способствует форми­рованию позитивных стратегий поведения в конфликтной ситу­ации. Самоанализ конфликтной ситуации должен осуществляться на основе соблюдения принципов объективности, нейтраль­ности, беспристрастности, равенства критериев, отсутствия «двой­ного стандарта». Самоанализ основан на высоком уровне разви­тия саморефлексии и адекватной самокритичности личности.



Глава 11

Разрешение конфликтов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: