Государственная энергетическая политика России
Семьдесят лет советский народ строил новое общество в огромной стране, будучи убежденным, что природные ресурсы ее неисчерпаемы. Главным показателем считалась не эффективность производства, а объемы выпускаемой продукции и справедливое распределение благ. Пренебрежение экономической целесообразностью стало одной из главных причин расточительства в использовании ресурсов, в т.ч. и энергетических. Это привело, во-первых, к тому, что при сравнении вариантов строительства промышленных объектов часто использовались не относительные, а натуральные показатели – расходы металла, цемента, трудозатрат и пр., – не дающие целостного представления об истинной экономической эффективности. В экономических взаимоотношениях между предприятиями и предприятий с государством использовались директивные цены на энергоресурсы и другие виды продукции. Это способствовало тому, что заложенные в проекты энергосберегающие мероприятия и технологии на практике оказывались экономически невыгодными и в большинстве случаев не реализовывались.
|
|
Кроме того, государство занижало цены на энергоресурсы, несмотря на высокую и растущую их стоимость на мировом рынке. Делалось это для искусственного создания экономической конкурентоспособности производимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А на практике получалось, что экономические просчеты, связанные с низкой производительностью труда и неэффективностью управления, во многом оплачивались перерасходом дешевых энергоресурсов, ложась дополнительным бременем на топливно-энергетический комплекс и народное хозяйство в целом.
Во-вторых, государством был установлен приоритет плана над экономической эффективностью. Когда не хватало денег на строительство запланированных объектов, то урезались запланированные сметные затраты, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине чаще всего не осуществлялась установка устройств, предназначенных для улавливания загрязнений, использования уходящего тепла, регулирования энергопотребления и т.д. Российский энергетический сектор - один из основных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится более 50 процентов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и более 20 процентов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, а также более 70 процентов суммарной эмиссии парниковых газов в Российской Федерации. (Стратегия 2030)
В-третьих, при определении проектных показателей эффективности энергоиспользования не учитывались в полной мере реальные условия эксплуатации. В действительности реальные показатели эффективности теплофикации оказывались намного ниже заложенных в проекте.
|
|
Немаловажное значение в использовании энергоресурсов отводится человеческому фактору. Основную негативную роль здесь играли отчужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономического стимулирования труда вообще и вознаграждений за принятие и реализацию более экономичных решений.
В силу исторически сложившихся причин, для российского производства характерна высокая, в 2-4 раза превышающая показатели развитых стран, энергоемкость и, даже при сравнительно низких тарифах на топливно-энергетические ресурсы, высокий уровень соответствующих удельных издержек. Сохранение высокой энергоёмкости российской экономики приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.
В связи с этим Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена глобальная задача снижения энергоёмкости ВВП России к 2020 году не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.
Кроме того, при определении Президентом Российской Федерации основных направлений модернизации и технологического развития экономики России в июне 2009 года, первым из пяти этих направлений определены энергоэффективность и энергосбережение. Энергосбережение – процесс многогранный и охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это культура и образ жизни народа, общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Развитие экономики невозможно без выработки психологии бережного и экономного использования имеющихся энергетических и сырьевых ресурсов, использования опыта, наработанного в этой области другими странами. Это важнейшая на сегодня сфера деятельности, ресурс повышения конкурентоспособности промышленного производства, способ интеграции экономики в международный рынок.
Энергосбережение – это процесс, при котором сокращается потребность в энергоресурсах и энергоносителях в расчете на единицу конечного полезного эффекта, на единицу веса продукции, на единицу площади производственных и жилых зданий для поддержания в них требуемых температуры и влажности. Энергосбережение – это не только экономия энергии, но и обеспечение условий для наиболее эффективного ее использования а также повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Традиционно потребление энергии разделяют на три направления: потребление электроэнергии, потребление теплоэнергии, сжигание топлива.
Сбережение электроэнергии, благодаря высокой степени оснащенности приборами учета и квалификации обслуживающего персонала, имеет потенциал около 30 % от величины потребления. Резервы экономного расхода электроэнергии – это автоматизация технологических процессов и оборудования, применение прогрессивных технологических процессов, использование для привода совершенных электродвигателей, применение при электронагреве способов и устройств, имеющих высокий КПД, уменьшение потерь при передаче электроэнергии.
Сбережение теплоэнергии (худшая оснащенность, больший объем потребления) имеет потенциал около 40 % от уровня. Сбережение топлива при непосредственном его сжигании (химическая промышленность, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, коммунально-бытовой сектор) имеет потенциал 45 % от уровня потребления.
|
|
По экспертным оценкам, при выполнении всех организационных и технических мероприятий по энергосбережению можно уменьшить потребление ТЭР почти в 2 раза.
Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Оно достигается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления; повышением качества продукции; использования выгод международного разделения труда и другими мерами. Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способствует повышению устойчивости ТЭК и улучшению экологической ситуации.
Современное энергосбережение базируется на трех основных принципах:
во-первых, не столько жесткая экономия ТЭР, сколько их рациональное использование, включая поиск и разработку новых нетрадиционных источников энергоснабжения;
во-вторых, повсеместное использование как бытовых, так и промышленных приборов учета и регулирования (желательно автоматического) расхода электрической и тепловой энергии;
в-третьих, внедрение новейших технологий, способствующих сокращению энергетических потерь как при изготовлении элементов зданий, так и при их эксплуатации.
Исходя из этого, в энергосбережении выделяют следующие группы мероприятий, обеспечивающие эффективное энергоиспользование и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов:
– научно-технические;
– организационные и экономические;
– нормативные и технические;
– информационные;
– правовые.
Ключевое значение во всем комплексе ресурсосбережения на данном этапе имеет энергосбережение – по оценкам специалистов, надежно обеспечить потребности страны в условиях инновационного (базового) сценария развития экономики возможно лишь при снижении удельной энергоемкости ВВП не менее чем вдвое.
|
|
Для решения этой задачи Минэнерго России разработан комплексный план действий по повышению энергоэффективности российской экономики. Он включает пять основных направлений:
– формирование современной нормативно-правовой базы;
– формирование организационных структур повышения энергоэффективности;
– государственная поддержка и формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения бизнес-структур;
– взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
– информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По каждому из этих направлений разработаны конкретные мероприятия и уже осуществляется их активная реализация.
Особенное значение имеет промышленная стратегия развития энергетики, предполагающая меры, стимулирующие:
– работу предприятий малого и среднего бизнеса в области создания или эксплуатации локальных энергоустановок, использующих возобновляемые источники (в первую очередь, отходы производства и потребления);
– увеличение производства и повсеместное внедрение приборов учета расхода всех видов энергии, переход на оплату за энергоресурсы исключительно на основе прямых измерений их фактического потребления;
– создание и массовое внедрение промышленных технологий и энергоустановок, обеспечивающих ресурсосбережение и сокращение выбросов парниковых газов с целью улучшения экологии и выполнения Россией обязательств по Киотскому протоколу.
Для реализации энергосберегающих мероприятий требуется вложение финансовых средств приблизительно в 2–4 раза меньше, чем при создании новых энергетических источников. Поэтому повышение энергоэффективности может быть резервным источником роста экономики за счет перераспределения высвобождающихся финансовых ресурсов.
Продолжается активная работа по государственному мониторингу и контролю за эффективным использованием энергоресурсов (в том числе в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, удельный вес которой в общем объеме потребления топлива в стране составляет около 70%). Государственной Думой ФС РФ 23 ноября 2009 года принят федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К преимуществам федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» необходимо отнести регулирование вопросов нормирования энергоемкости энергооборудования, проведение обязательного энергоаудита предприятий с государственной долей собственности, разработку программ энергосбережения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, формирования государственного реестра энергосбережения.
По инициативе Минэнерго России создан и функционирует межведомственный Координационный совет по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами, основной задачей которого является содействие в реализации инновационных и инвестиционных проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистых технологий на основе частно-государственного партнерства.
Минэнерго России проводится организационная работа по формированию структуры управления энергосбережением в Российской Федерации, в частности, по созданию Федеральной энергосервисной компании (ФЭСКО) с целью выполнения комплекса энергосберегающих мероприятий, прежде всего, в федеральной бюджетной сфере.
Совместным приказом Минэкономразвития России и Минэнерго России от 13 января 2009 года № 4/1 образована Межведомственная рабочая группа по проблемам энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целях координации деятельности и выработки согласованных решений Минэкономразвития России и Минэнерго России.
Минэнерго России разработана Государственная программа энергосбережения.
Разработан план действий по информационной поддержке энергосбережения и энергоэффективности.
Показатели конечного результата решения тактической задачи по содействию внедрению энергосберегающих технологий – это показатели экономии и удельного потребления энергоресурсов (по основным видам ресурсов). Соответственно, показатели решения данной задачи:
– затраты условного топлива на кВт.ч. отпускаемой электроэнергии
– удельное потребление электроэнергии
– удельное потребление газа
– удельное потребление угля
– доля выработки электрической энергии в общем балансе на ТЭС.
По звеньям процесса производства энергии энергетические потери рассредоточены крайне неравномерно (табл. 1.5.).
Из приведенных данных видно, что полные потери распределяются между производством энергоресурсов, включая их транспортировку, и потреблением конечных энергоносителей примерно поровну (10,4 и 10,9 млн. т условного топлива). Большая же часть возвратных потерь (более 60 %) сконцентрирована в процессах потребления. Потери на этой стадии обладают более высоким энергетическим потенциалом, обеспечивающим экономическое преимущество в их реализации, и по уровню понесенных затрат в предыдущих звеньях обходятся дороже. Отсюда следует, что при организации энергосбережения первоочередное внимание должно быть уделено именно данному виду потерь.
Таблица 1.5.
Распределение энергетических потерь по стадиям энергопроизводства
Показатель | Потери полные, млн.т у.т. | Потери возвратные млн т у.т. |
Добыча, переработка и транспортировка топлива | 0,4 | 0,3 |
Генерирование электроэнергии | 5,8 | 2,2 |
Выработка теплоты | 2,2 | 1.0 |
Потери в электросетях | 1.0 | 0,3 |
Потери в теплосетях | 1,0 | 0,8 |
Потребление электроэнергии | 1,4 | 0,4 |
Потребление теплоты | 3,1 | 2,5 |
Непосредственное потребление топлива | 6,4 | 4,2 |
Всего потерь | 21,3 | 11,7 |
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным ТЭК, который является базой развития экономики, способствует консолидации субъектов Российской Федерации и усилению ее геополитического влияния, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы являются не только реальными конкурентными преимуществами, но и национальным достоянием России, а производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики имеют немалые резервы и возможности развития.
Вместе с тем, нынешнее состояние топливно-энергетического комплекса характеризуется рядом негативных явлений и тенденций:
· высокая степень износа основных фондов ТЭК (в электроэнергетике и газовой промышленности – почти 60 %; в нефтеперерабатывающей промышленности – 80 %);
· недоинвестированность развития отраслей ТЭК (за последние 5 лет объем инвестиций в ТЭК составил около 60 % от необходимых по Энергетической стратегии на период до 2020 года);
· монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа (доля природного газа в структуре внутреннего потребления ТЭР за годы реализации Энергетической стратегии на период до 2020 года увеличилась с 52 до 54 % при сокращении доли угля с 17 до 15 %);
· несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню: высокая энергоемкость, устаревшие технологии, нерациональное и неэкономное использование месторождений, потери, загрязнение окружающей среды;
- слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- высокий уровень производственного травматизма, обусловленный, в том числе, аварийностью оборудования, недостаточной квалификацией персонала и недостатками управления;
- существенный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения (общий потенциал энергосбережения составляет 420 млн т у.т.);
- сохраняются препятствия на пути решения проблемы рационального использования ПНГ;
- отсутствуют экономические механизмы стимулирования компаний с целью эффективной утилизации отходов от деятельности энергетического сектора и рекультивации нарушенных земель.
Кризисные явления в мировой и российской экономике, нестабильность энергетических рынков определяют резкие изменения спроса на энергетические ресурсы внутри страны, при этом необходимость наполнения бюджета средствами, требуемыми для решения социальных и экономических проблем, потребует удержания конкурентных позиций на внешних рынках.
Необходимо превратить ТЭК в финансово устойчивый, экономически эффективный, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами комплекс – надежную и эффективную инфраструктуру, обеспечивающую удовлетворение экономически обоснованных потребностей российской экономики и позволяющую решать задачи национальной, региональной и глобальной энергетической безопасности.
Эффективность ТЭК – показатель, выражаемый в виде соотношения между полезным результатом функционирования ТЭК и затратами ресурсов. Это комплексная категория, определяемая техническим состоянием предприятий ТЭК, их энергоемкостью, пропускной способностью инфраструктуры, состоянием сырьевой базы и рациональностью использования ресурсов.
Повышение экономической эффективности энергетики полностью соответствует заявленным Правительством Российской Федерации приоритетным направлениям развития России, Энергетической стратегии Российской Федерации до 2020 года, Положению о Минэнерго России, постановлениям Правительства Российской Федерации, касающимся деятельности ТЭК.
Эффективный ТЭК России – это важнейший элемент национальной конкурентоспособности, обеспечивающий современную инфраструктуру для промышленности, дающий возможность для освоения новых регионов страны и снижающий себестоимость товаров и услуг, произведенных на территории Российской Федерации. Поэтому эффективное развитие ТЭК страны напрямую связано с повышением эффективности промышленного производства и решением ключевых задач социально-экономического развития.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусматривает выполнение ряда действий:
- формирование внутрироссийского энергетического рынка, в том числе электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа;
- реализацию перспективных инфраструктурных проектов;
- стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;
- формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), Дальний Восток);
- совершенствование тарифного, налогового и таможенного регулирования;
- совершенствование механизмов государственного контроля за функционированием энергетических рынков;
- модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, развитие производства сжиженного природного газа, увеличение объемов его экспорта и производства продукции нефтехимической промышленности;
- стимулирование разработки и внедрения источников энергии, альтернативных нефти и газу.
Для общей оценки степени достижения данной стратегической цели предлагаются следующие показатели:
- снижение энергоемкости ВВП;
- объем экономии ископаемых топливно-энергетических ресурсов за счет использования возобновляемых источников энергии;
- объем экономии топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий;
- темпы роста инвестиций (ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РусГидро», ОАО «Концерн Энергоатом», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»);
- доля полезного использования попутного нефтяного газа
- глубина переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах.
Представленные выше меры сгруппированы в тактические задачи, решение которых и позволит добиться повышения эффективности ТЭК.
Необходимо продолжение преобразований в отраслях топливно-энергетического комплекса России, что связано, прежде всего, с реформированием естественных монополий в отраслях ТЭК и реструктуризации угольной промышленности.
Целями реструктуризации естественных монополий в отраслях ТЭК в целом являются повышение эффективности и инвестиционной привлекательности этих отраслей, снижение издержек потребителей их услуг при условии надежного удовлетворения платежеспособного спроса, развитие рыночных отношений и механизмов в сфере топливо- и энергоснабжения. При этом преобразования в отраслях ТЭК не должны приводить к нарушению странового единства инфраструктуры, потере технологичной целостности, управляемости и надежности систем топливо- и энергоснабжения.
Структурные преобразования в этих отраслях Министерство контролирует посредством реализации мер нормативно-правового характера, разрабатывает концепции, стратегии и программы, проводит согласительные процедуры.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030) как логическое продолжение ЭС-2020 утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
В электроэнергетике цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».
Структурная реформа электроэнергетики позволила перейти к созданию полноценных рыночных отношений и условий развития конкуренции в этом секторе ТЭК. Основным фактором этих процессов является формирование оптового рынка электроэнергии и мощности. Целевая модель рынка электрической энергии предполагает следующие основные принципы работы оптового и розничных рынков:
- функционирование оптового рынка электроэнергии (мощности) в границах единого рыночного пространства на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях);
- конкурентные механизмы торговли электроэнергией: долго- и среднесрочные двусторонние договоры, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок;
- конкурентные механизмы торговли мощностью: долго- и среднесрочные двусторонние договоры, купля/продажа мощности на годовых и долгосрочных конкурентных отборах (на несколько лет вперед);
- конкурентная торговля системными услугами – конкурентный отбор поставщиков и закупка Системным оператором услуг, необходимых для поддержания заданного уровня качества энергоснабжения в единой энергетической системе России;
- «трансляция» цен оптового рынка на розничные рынки – зависимость цен конечных потребителей на розничном рынке от цены приобретения электрической энергии на оптовом рынке;
- возможность выбора конечным потребителем на розничном рынке компании-поставщика электроэнергии.
Минэнерго России утверждено в качестве органа, контролирующего работу Некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Далее – Совет рынка) (постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 581 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка»). В этой структуре сосредоточены все рычаги управления рынком электроэнергии, рычаги, в которых представлен и поставщик и потребитель. Основная функция Совета рынка – организация эффективной работы оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности. Эксперты Совета рынка (в их число входят представители Минэнерго России) разрабатывают механизмы регулирования рынка – стандарты, правила и рекомендации, которые позволяют всем секторам отрасли эффективно взаимодействовать на рынке.
В рамках совершенствования правовых и земельных отношений в сфере электроэнергетики, для организации государственного контроля в сфере электроэнергетики в условиях новой структуры федеральных органов исполнительной власти и ликвидации ОАО РАО «ЕЭС России» для реализации Федерального закона от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» (далее – Федеральный закон) Минэнерго России выпущен ряд постановлений и распоряжений.
Преобразования в нефтегазовом комплексе направлены, как и в случае реформы электроэнергетики, на повышение эффективности функционирования как самой отрасли, так и связанных отраслей промышленности, что должно способствовать укреплению энергетической безопасности страны, а так же обеспечить стабильный рост экономики, сопровождаемый повышением конкурентоспособности предприятий, качества услуг и продукции, либерализацию рынка газа.
В соответствии с этим, рабочей группой по вопросам развития независимых нефтедобывающих организаций выработаны предложения и рекомендации по мерам для устранения избыточных административных барьеров с учетом специфики деятельности независимых нефтедобывающих организаций в рамках своей компетенции.
В сфере совершенствования налоговой и тарифной политики в отраслях ТЭК Минэнерго России реализован ряд мероприятий.
В целях дальнейшего стимулирования увеличения объемов добычи нефти 27 июля 2008 года принят Федеральный закон № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», согласно которому с 1 января 2009 года, в частности:
– уточняются формула расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, применяемого к ставке налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче нефти;
– уточняется определение количества добытой нефти;
– из главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации исключаются нормы, регламентирующие обязательное применение прямого метода учета количества добытой нефти в целях применения ставки НДПИ в размере 0 рублей и применения к ставке НДПИ коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр;
– устанавливается нулевая ставка НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения определенного накопленного объема добытой нефти при условии соблюдения соответствующих сроков разработки конкретных месторождений.
В целях исчисления налога на прибыль организаций, с 1 января 2009 года сокращается срок признания расходов на приобретение лицензий на право пользования недрами до 2 лет, изменяется механизм и правила начисления амортизации за счет перехода к начислению амортизации по группе объектов основных средств, что позволит значительно ускорить процесс списания стоимости амортизируемого имущества, в том числе в нефтедобывающей отрасли, а также существенно сокращаются сроки полезного использования инструментов, приспособлений, оборудования и иных видов амортизируемых основных средств, используемых при нефте- и газодобыче.
Размеры ставок акцизов на нефтепродукты на 2009 и 2010 годы сохранены на уровне 2008 года. С 2011 года предусмотрена дифференциация данных ставок по принципу снижения ставки акциза на продукцию более высокого качества в соответствии с техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118.
Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» сокращается с 2 до 1 месяца, как период мониторинга цен на нефть на европейских рынках в целях исчисления размера вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты, так и срок их действия, а также вдвое сокращается время принятия соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации.
В газовой промышленности в целях перехода к реализации газа, добываемого ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, по нерегулируемым государством ценам с использованием биржевых технологий на постоянной основе Правительством Российской Федерации принято постановление «О реализации газа с использованием биржевых технологий» от 16.04 2012г. №323.
Угольная промышленность в настоящий момент находится в завершающей стадии структурных преобразований. Начиная с 2006 года реализуется программа мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, что сопровождается снижением доли угля, производимого убыточными предприятиями. К настоящему времени осуществлен ряд мер по изменению экономической основы функционирования отрасли. В результате реструктуризации 203 особо убыточных, неперспективных и опасных по горно-геологическим условиям предприятий прекратили добычу угля (шахт – 188, разрезов – 15). На 198 предприятиях завершена техническая ликвидация. Однако в российской угольной промышленности сохраняется существенная доля предприятий, уменьшающая добавленную стоимость вместо ее создания.
Сегодня для повышения эффективности угольной отрасли и ТЭК в целом необходимо своевременное выполнение мероприятий программы реструктуризации предприятий угольной промышленности, обеспечивающей сохранение в отрасли только эффективных производителей. Кроме того, для планомерного обновления основных производственных фондов отрасли необходима государственная поддержка, в частности, для выполнения задач по субсидированию инвестиционных проектов в угольную промышленность.
В рамках осуществляемой государственной энергетической политики одной из приоритетных задач для Минэнерго России является развитие новых, перспективных направлений энергетики, направленных на снижение экологической нагрузки на природный комплекс Российской Федерации. В современных условиях – это важнейший инструмент диверсификации портфеля энергоресурсов по видам топлива и, как следствие, снижения рисков, связанных с энергобезопасностью.
Важнейшими шагами в этом направлении должно стать более широкое использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, разработка и освоение инновационных технологий в области энергетики, развитие низкоуглеродной энергетики.
В 2008 году в указанной сфере Министерством был разработан целый ряд нормативных правовых актов, направленных на создание условий, стимулирующих развитие использования возобновляемых источников энергии для производства электрической энергии, а также использования экологически чистых производственных технологий:
Создан информационно-аналитический комплекс оценки воздействия хозяйствующих субъектов ТЭК на окружающую среду и климат.
Показатели, характеризующие решение этой задачи:
– объем экономии ископаемых топливно-энергетических ресурсов за счет использования возобновляемых источников энергии;
– доля производства электрической энергии генерирующими объектами, использующими возобновляемые источники энергии в совокупном балансе производства электрической энергии.
Международное сотрудничество в сфере энергоэффективности – одно из важных направлений в деятельности Минэнерго России. В реализации ряда проектов энергосбережения и энергоэффективности уже используется передовой опыт развитых стран, а достижения в области энергоэффективности учитываются при формировании основополагающих документов в этой сфере.
Энергодиалог Россия-ЕС ведется с октября 2000 года и предусматривает сотрудничество в том числе и в области энергоэффективности.
Министерством энергетики Российской Федерации заключены меморандумы и декларации о сотрудничестве в сфере энергоэффективности с профильными министерствами Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Дании, Великобритании. В стадии подготовки соглашения с рядом других стран.
В рамках российско-американской президентской комиссии 8-10 июля 2009 г. была достигнута договоренность между Президентами России и США о создании межведомственной Рабочей группы по энергетике и окружающей среде. Среди обсуждаемых тем сотрудничества – ряд энергетических вопросов, в том числе проекты в сфере энергоэффективности.
Министерство энергетики РФ представляет нашу страну в различных организациях и образованиях в сфере энергоэффективности и энергосбережения.