Если рассматривать ИСККОН как часть общества, он выступает здесь в трех ролях.
Во-первых, он является традиционной религией для Индии и индийских общин на Западе. Здесь ИСККОН представляет индийскую культуру и религию в ее наиболее чистой форме.
ИСККОН во второй роли представляет обособленную социальную группу, синтезирующую в себе местную и ведическую культуру. Преданные этой группы принимают все внешние аспекты ведической культуры: обряды, стиль одежды, образ жизни, обычаи и т.д. Вместе с тем, эти аспекты как бы «прививаются» на стебель местной культуры. Преданные «кришнаизируют» праздники типа Нового Года, поют «бардовские» песни про Кришну, находят вегетарианские аналоги блюдам местной кухни и т.п. Преданные этой группы стараются дружить, общаться и работать вместе и таким образом формируют свою субкультуру в рамках местной культуры. Когда об ИСККОН на Западе говорят как о нетрадиционной религии, имеется в виду именно эта роль ИСККОН.
Третья роль ИСККОН выходит за рамки конкретных социальных групп и в потенциале может и должна охватить собой все общество. Преданные такого ИСККОН принимают основные положения философии вайшнавов, основные формы духовной практики, а также развитие чистой любви к Богу как окончательную цель жизни. Вместе с тем, они продолжают оставаться частью традиционной местной культуры.
Еще раз отметим, что это не духовное, а чисто социальное деление, и в каждом из этих «ИСККОН» мы встретим преданных разного уровня: от начинающих до возвышенных. Мы оставим ИСККОН как традиционную ветвь индуизма и ИСККОН как нетрадиционную западную религию в качестве объектов исследований для религиоведов и социологов, и остановимся на ИСККОН как носителе универсальной духовной культуры. Этот третий аспект ИСККОН находится только еще в начале своего развития, но именно ему предстоит стать ведущей силой мирового сообщества. В своей работе мы воспользуемся анализом структуры уровней культуры общества, проведенной Бхактивинодом Тхакуром в его книге «Шри Чайтанья Шикшамрита».
Структура уровней культуры общества.
Бхактивинод Тхакур выстраивает уровни культуры общества в структуру в соответствии с уровнем духовности человека, то есть степенью приближения его сознания к идеалу чистой любви к Богу. Он выделяет следующие уровни:
см. рисунок
1. Уровень телесных потребностей.
2. Уровень науки и искусства.
3. Уровень атеистической нравственности.
4. Уровень теистической нравственности.
5. Уровень преданного служения.
6. Уровень любви к Богу.
Мы можем заметить следующее:
* Эта структура является естественной: каждый человек, вне зависимости от его религиозной, национальной, социальной и др. принадлежности, занимает определенное положение в рамках этой системы.
* В любом обществе есть или потенциально есть социальные группы, относящиеся к каждому из уровней. Вместе с тем, она охватывает все общество. То есть, структура является необходимой и достаточной.
* На каждом последующем уровне:
а) в более полной мере и с меньшими затратами удовлетворяются потребности предшествующего уровня;
б) появляются новые, более утонченные потребности;
в) появляется вкус к потребностям нового уровня, оттесняющий на задний план вкус к более грубым потребностям предшествующего уровня.
* У человека существует естественная внутренняя тенденция продвигаться по этой лестнице уровней культуры.
* Факторы, способствующие этому естественному прогрессу, являются благоприятными. Их следует поощрять.
* Факторы, сдерживающие или обращающие естественный прогресс, являются неблагоприятными. Их следует избегать и нейтрализовывать.
Функция ИСККОН по отношению к обществу состоит в том, чтобы содействовать его продвижению от низших уровней к более высоким. ИСККОН достигает этого тремя путями:
1. Занимаясь просветительской деятельностью.
2. Самостоятельно реализуя отдельные социальные проекты, способствующие духовному прогрессу общества, с целью обучения на своем примере.
3. Поощряя и содействуя развитию внешних социальных проектов, способствующих духовному прогрессу общества.
При этом важно отметить, что непосредственной миссией ИСККОН является просветительская деятельность. Развитие собственных проектов и содействие внешним социальным программам самостоятельной ценности не имеет. Оно обязательно должно сопровождаться просветительской деятельностью. Например, мы должны не просто поощрять благотворительность, а делать это, объясняя, что благотворительность – это одна из ступеней лестницы духовного прогресса человека и общества в целом на пути к окончательной цели жизни: любви к Богу. ИСККОН должен выступать в роли лидера общества, обозначая для него четкие ориентиры и указывая конечную цель. Теперь рассмотрим место и роль в ИСККОН по отношению к каждому из обозначенных выше уровней культуры.