Люди, находящиеся на этом уровне, уже не слишком заботятся об удовлетворении своих физических потребностей. Этот уровень культуры достаточно высок, чтобы они удовлетворялись без особых на то усилий. Интеллектуальные и эмоциональные запросы таких людей также становятся более утонченными. Массовая культура здесь уже не принимается. Эти люди находятся под смешанным влиянием стихий страсти и добродетели. На передний план здесь выходят нравственные ценности, уважение к другим, переориентация с индивидуальных чувственных наслаждений на коллективные – в рамках семьи и общества. Типичным примером всего этого было социалистическое общество в лучших его проявлениях.
Следует всячески поощрять обращение таких людей к любым формам авторитетных религий, показывая, как принятие Бога и вечности души делает жизнь осмысленной, благочестивую деятельность – всеобъемлющей, а «сопротивляемость» грехам - устойчивой. На фоне этого необходимо разъяснять основные положения философии и элементы духовной практики, которые позволят людям ориентироваться в любой религиозной системе. Проповедь людям на этом уровне является в большей степени индивидуальной, хотя вайшнавская литература, искусство, проповедь через средства массовой информации – все это позволяет обратиться одновременно к большой аудитории.
Этой же аудитории адресованы лекции, книги и тренинги Е.С. Бхакти Тиртхи Свами и аналогичные программы обучения лидеров общества, в основе которых лежат принципы нравственности и религиозности. Пропаганда и обучение людей (в первую очередь, лидеров общества) принципам варнашрамы является важным элементом работы с социальными группами этого уровня. К этому же уровню относятся программы по защите коров, а также проведение и содействие экологическим программам и мероприятиям. Другим важным направлением деятельности здесь является поддержка и помощь традиционным религиозным вероисповеданиям. Принятие такими людьми Бога в любых авторитетных формах – это несомненный прогресс по отношению к атеизму. Конечно же, подобные программы должны сопровождаться просветительской деятельностью, а также «тремя китами» проповеди. Иначе все это превратится в проповедь карма-канды.
Перед тем, как перейти к следующему уровню, мы упомянем различные виды благочестивой и греховной деятельности, рассматриваемые Бхактивинодом Тхакуром:
1. Благочестивая деятельность.
1.1. Помощь другим: облегчение страданий (физических, психологических и социальных), содействие в достижении успехов.
1.2. Помощь старшим: родителям, учителям, другим старшим.
1.3. Благотворительность: сажать деревья, строить храмы, освещать темные места, оказывать медицинскую помощь, давать образование, кормить, строить дороги, давать кров, раздавать предметы первой необходимости.
1.4. Оказание надлежащего приема гостям и общественно-полезная деятельность.
1.5. Поддержание чистоты ума, тела, дорог, рынков, коровников, храмов, собственных домов.
1.6. Проведение праздников: общественных, семейных, духовных.
1.7. Соблюдение дисциплины: телесной (гигиена, посты), социальной (очистительные обряды, включая крещение, бракосочетание), духовной (обеты).
1.8. Защита животных: собственно защита, селекция.
1.9. Воспроизведение потомства, при условии, что дети появляются в рамках законного брака и осознанно, им дают должную заботу и воспитание, помогают «встать на ноги» и обзавестись семьей, дают духовное образование.
1.10. Хорошее поведение: великодушие, благодарность, правдивость, честность, воздержание от воровства и «профессионального нищенства», милосердие, отрешенность, здравомыслие, вежливость (оказание почтения людям вообще, цивилизованным людям, людям, занимающим какое-то положение, образованным людям, людям, обладающим добродетельными качествами, преданным), выполнение своих обязанностей в соответствии с возможностями.
2. Греховная деятельность.
2.1. Насилие, направленное против людей, животных, природы.
2.2. Жестокость, направленная на людей, животных.
2.3. Лицемерие.
2.4. Безумие: употребление одурманивающих средств, одержимость шестью пороками (страсть, гнев, жадность, гордыня, заблуждение, зависть), лень.
2.5. Ложь: лживые слова, двуличие, пристрастность.
2.6. Непочтительность к старшим: к родителям, к учителям, к другим категориям старших.
2.7. Страсть к деньгам, женщинам, к положению.
2.8. Эгоизм.
2.9. Осквернение: физическое, психологическое.
2.10. Дурное поведение.
2.11. Опасная деятельность: противодействие добрым делам, ложное отречение, несправедливые войны, расточительство.