Уровень нравственной жизни без принятия Бога

Люди, находящиеся на этом уровне, уже не слишком заботятся об удовлетворении своих физических потребностей. Этот уровень культуры достаточно высок, чтобы они удовлетворялись без особых на то усилий. Интеллектуальные и эмоциональные запросы таких людей также становятся более утонченными. Массовая культура здесь уже не принимается. Эти люди находятся под смешанным влиянием стихий страсти и добродетели. На передний план здесь выходят нравственные ценности, уважение к другим, переориентация с индивидуальных чувственных наслаждений на коллективные – в рамках семьи и общества. Типичным примером всего этого было социалистическое общество в лучших его проявлениях.

Следует всячески поощрять обращение таких людей к любым формам авторитетных религий, показывая, как принятие Бога и вечности души делает жизнь осмысленной, благочестивую деятельность – всеобъемлющей, а «сопротивляемость» грехам - устойчивой. На фоне этого необходимо разъяснять основные положения философии и элементы духовной практики, которые позволят людям ориентироваться в любой религиозной системе. Проповедь людям на этом уровне является в большей степени индивидуальной, хотя вайшнавская литература, искусство, проповедь через средства массовой информации – все это позволяет обратиться одновременно к большой аудитории.

Этой же аудитории адресованы лекции, книги и тренинги Е.С. Бхакти Тиртхи Свами и аналогичные программы обучения лидеров общества, в основе которых лежат принципы нравственности и религиозности. Пропаганда и обучение людей (в первую очередь, лидеров общества) принципам варнашрамы является важным элементом работы с социальными группами этого уровня. К этому же уровню относятся программы по защите коров, а также проведение и содействие экологическим программам и мероприятиям. Другим важным направлением деятельности здесь является поддержка и помощь традиционным религиозным вероисповеданиям. Принятие такими людьми Бога в любых авторитетных формах – это несомненный прогресс по отношению к атеизму. Конечно же, подобные программы должны сопровождаться просветительской деятельностью, а также «тремя китами» проповеди. Иначе все это превратится в проповедь карма-канды.

Перед тем, как перейти к следующему уровню, мы упомянем различные виды благочестивой и греховной деятельности, рассматриваемые Бхактивинодом Тхакуром:

1. Благочестивая деятельность.

1.1. Помощь другим: облегчение страданий (физических, психологических и социальных), содействие в достижении успехов.

1.2. Помощь старшим: родителям, учителям, другим старшим.

1.3. Благотворительность: сажать деревья, строить храмы, освещать темные места, оказывать медицинскую помощь, давать образование, кормить, строить дороги, давать кров, раздавать предметы первой необходимости.

1.4. Оказание надлежащего приема гостям и общественно-полезная деятельность.

1.5. Поддержание чистоты ума, тела, дорог, рынков, коровников, храмов, собственных домов.

1.6. Проведение праздников: общественных, семейных, духовных.

1.7. Соблюдение дисциплины: телесной (гигиена, посты), социальной (очистительные обряды, включая крещение, бракосочетание), духовной (обеты).

1.8. Защита животных: собственно защита, селекция.

1.9. Воспроизведение потомства, при условии, что дети появляются в рамках законного брака и осознанно, им дают должную заботу и воспитание, помогают «встать на ноги» и обзавестись семьей, дают духовное образование.

1.10. Хорошее поведение: великодушие, благодарность, правдивость, честность, воздержание от воровства и «профессионального нищенства», милосердие, отрешенность, здравомыслие, вежливость (оказание почтения людям вообще, цивилизованным людям, людям, занимающим какое-то положение, образованным людям, людям, обладающим добродетельными качествами, преданным), выполнение своих обязанностей в соответствии с возможностями.

2. Греховная деятельность.

2.1. Насилие, направленное против людей, животных, природы.

2.2. Жестокость, направленная на людей, животных.

2.3. Лицемерие.

2.4. Безумие: употребление одурманивающих средств, одержимость шестью пороками (страсть, гнев, жадность, гордыня, заблуждение, зависть), лень.

2.5. Ложь: лживые слова, двуличие, пристрастность.

2.6. Непочтительность к старшим: к родителям, к учителям, к другим категориям старших.

2.7. Страсть к деньгам, женщинам, к положению.

2.8. Эгоизм.

2.9. Осквернение: физическое, психологическое.

2.10. Дурное поведение.

2.11. Опасная деятельность: противодействие добрым делам, ложное отречение, несправедливые войны, расточительство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: