бар – небольшое предприятие общественного питания (иногда при ресторанах и кафе), с широким выбором алкогольных и безалкогольных напитков.
благосклонность покупателя – маркетинговая категория, отражающая положительное отношение к возможности покупки товара.
буфет – предприятие общественного питания быстрого обслуживания с ограниченным ассортиментом, не имеющие торгового зала и собственной кухни.
выгода покупателя – удовлетворенность: а) самим фактом получения того товара, который явился объектом поиска; б) качеством купленного товара (высокое, низкое и т.д.); в) качество обслуживания в момент покупки; г) ценой купленного товара (соответствующей/несоответствующей желанию покупателя; д) экономией времени затраченного на поиск нужного товара и магазина; выбор, оценку и испытание (проба) товара и совершение покупки, включая ее оформление и оплату товара.
гипермаркет – торговое предприятие широкого профиля (с площадью от 2,5 до 10 и более тыс. м).
гравитационная модель привлекательности магазина – отражает тяготение покупателей к магазину, при этом учитывает размер магазина и время на достижение магазина, а также его имидж.
|
|
диффузия целевого рынка – структурный показатель распределения покупателей, признавших и не признавших товар.
индекс уверенности покупателей в возможности совершить покупку – результат анализа покупательских настроений и уверенности покупателей в стабильности/нестабильности экономики на основе опросов покупателей, в ходе которых выявляется вероятность совершения той или иной покупки, особенно нового товара.
интеллектуальные потребности – обусловленных интеллектуально-творческой деятельностью (образование, культура, эстетические ощущения, творчество и т.п.).
кафе – сравнительно небольшое предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом.
классификация потребностей – по степени настоятельности покупок: предметы первой необходимости, удовлетворяющие жизненно важных потребности; предметы второй очереди (отдаленные), которые удовлетворяют менее важные и менее настоятельные (не насущные) потребности; предметы, удовлетворяющие наиболее отдаленные потребности, например, предметы роскоши, престижа и т.п.
критерий покупательского поведения – получение/неполучение каких-либо материальных, социальных, духовных либо иных выгод.
магазин – розничное торговое предприятие, предназначенное для торговли товарами, расположенное в обособленном помещении, которое имеет торговый зал, помещение для складирования товаров и подсобные помещения.
магазин повседневного спроса системы "в двух шагах" (суперет) – небольшой магазин товаров повседневного спроса и товаров первой необходимости (площадью, как правило, не превышающие 400 кв. м).
|
|
обмен (товарно-денежный) – процесс, в котором один товар обменивается на другой с целью получения выгоды; на рынке товар обменивается на деньги.
общественное питание (ресторанная индустрия, массовое питание) – подотрасль торговли, специализирующейся на изготовлении и продаже пищевой продукции, годной к немедленному потреблению, а также обслуживании этого процесса.
покупательский спрос – потребность, представленная на рынке деньгами.
покупательское поведение – намерения и действия покупателей на рынке товаров, которые в конечном итоге приводят к решению купить товар, отказаться от покупки, или отложить ее.
покупательское решение – заключение покупателя относительно целесообразности приобретения определенного товара.
потребительского суверенитета концепция – ориентация предложения товаров и их продажи на нужды и потребности покупателей.
потребность – совокупность товаров определенного качества в количестве, необходимом потребителю для обеспечения его воспроизводства, существования и развития.
признание товара – показатель, характеризующий нарастание числа покупок и удельного веса купивших товар в общей численности покупателей.
радиус торгового обслуживания населения – показатель предельного расстояния от центра торгового обслуживания, обеспечивающего покупательную привлекательность.
ресторан – предприятие высокого класса, как правило, имеющее комфортабельное помещение, с широким ассортиментом блюд и напитков.
столовая – предприятие общественного питания с ограниченным выбором блюд, и ценами, доступными широкому кругу потребителей.
социальные потребности – связанные с деятельностью человека как члена общества (отдых, медицинское обслуживание, культурная и религиозная жизнь).
супермаркет – крупнее предприятие, торгующее преимущественно продовольственными товарами и предлагающее довольно широкий выбор непродовольственных товаров (с площадью от 400 до 2500 кв. м).
темп признания товара – показатель нарастания числа покупок.
торговля – 1) процесс купли-продажи товаров на рынке; 2) отрасль экономики, специализирующаяся на выполнении торгово-посреднических функций.
торговля оптовая – подотрасль торговли, специализирующейся на посреднических операциях.
торговля розничная – подотрасль, специализирующаяся на продаже товаров населению.
торговый центр и торговый комплекс – крупные универсальные магазины (часто с филиалами), занимающие площадь от 7 до 20 тыс. кв. м).
универмаг – магазин, ориентированный на продажу непродовольственных товаров широкого ассортимента, иногда с отделами продовольственных товаров.
универсам – крупное торговое предприятие, продающее преимущественно продовольственные товары, а также сравнительно узкий ассортимент непродовольственных товаров (площадью 100-400 кв. м).
физические (естественные) потребности – связанные с воспроизводством человека (пища, жилье, одежда, перемещение).
Литература
1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Уч. пособие. – М.: Фаир-Пресс, 1999
2. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001, гл. 5.4
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Г.Л.Багиева – М.: Экономика, 1999, гл. 4.4
4. Березин И. Маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская деловая литература, 1999, гл. 2, 3
5. Вопросы статистики / Информационно-публицистический журнал. – 1998-2004
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 1998, 6.3
|
|
7. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. – М.: Дело, 2000
8. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000
9. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М., Прогресс, 1999, гл. 5
10. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга/Пер. с англ. – 2-е европейское изд. – К.; М.; СПб.: Издат. дом "Вильямс", 1998, гл. 6, 7
11. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. – СПб.: "ПИТЕР", 1998, гл. 4
12. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг/ Пер. с фр. – СПб: Наука,1996, гл. 3, 4, 5, 7.1
13. Маркетинг: Учебник / Под ред. Н.Д.Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 1998, гл. 9
14. Маркетинг // Информационно-статистический журнал. – 1995-2001
15. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Ось, 2000
16. Статистика рынка: Учебник. / Под ред. И.К.Беляевского. – М., Финансы и статистика, 2002, гл. 5.1, 5.6
17. Статистический словарь. Госкомстат. – М.: Финстатинформ,1996
18. Штерн Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы / Пер. с англ. – М.: "Вильямс", 2002, гл. 2, 3
19. Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей / Пер. с англ. – СПб: "ПИТЕР", 1999, гл. 1,4-8,23
1 Энджел Дж.Ф. и др. Поведение потребителей / Пер. с англ. – Спб.: "ПИТЕР", 1999, С. 80.
2 Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. – Спб.: "ПИТЕР", 1998, С. 231.
3 Под атрибутом продукта понимается его существенные и неотъемлемые свойства.
1 Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с фр. – Спб.: Наука, 1996, С. 433 – 434.
2 От слова shop (англ. магазин, лавка) образуется несколько неологизмов: shopping – процесс покупки, посещение магазинов; shopper – человек, занимающийся покупками, осуществляющий покупки.
1 Диксон П. Управление маркетингом. / Пер. с англ. – М.: "БИНОМ", 1998, С. 92
2 Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. – М.: "ПИТЕР", 1998, С.96 – 98.
3 Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с фр. – Спб.: "Наука", 1996, С. 262.