Пояснительная записка. Коррекция социально-эмоционального развития осуществляется в различных видах деятельности детей: эмоции

КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Коррекция социально-эмоционального развития осуществляется в различных видах деятельности детей: эмоции, выражая потребности ребенка, предшествуют деятельности по их удовлетворению, вместе с тем побуждая и направляя ее процесс. В деятельности по мере осознания ребенком своих отношений к окружающему происходит и развитие его эмоций. Развитие эмоций в онтогенезе выражается в дифференциации их качеств (по знаку – положительные, отрицательные; по модальности – удивление, радость, негодование и пр.); в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик; в развитии способностей регулировать эмоции и их внешнее выражение.

Отклонения в развитии эмоций у детей с нарушениями зрения вызваны трудностями осознания обусловленности эмоционально-оценочного отношения человека содержанием его деятельности, особенностями поведения и сложившейся или возможной ситуацией его жизнедеятельности; трудностями понимания как причин возникновения эмоций, так и следствий переживания человеком того или иного эмоционального состояния; трудностями в овладении средствами внешнего выражения эмоций (эмоциональной экспрессией) в мимике, пантомимике, интонации; трудностями в усвоении значения слов, точно отражающих различия в эмоциональных состояниях человека.

Кардинальные линии развития эмоций в онтогенезе и особенности отклонений в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения определяют основные направления коррекционно-воспитательной работы, которая может осуществляться в структуре любого вида деятельности ребенка, но в первую очередь в общении и ведущей для данного возрастного периода деятельности, т.е. в игре.

Первое направление. Обучение детей способам социальной перцепции:формирование способов выделения внешних информативных признаков эмоциональных состояний человека (мимика, жесты, поза, интонация, целостные эталоны обозначения эмоциональных состояний). Для детей с нарушениями зрения весьма актуальной является помощь в осознании внешних проявлений переживания эмоциональных состояний людьми, что будет способствовать развитию их ассоциативно-образного восприятия другого человека в процессе общения.

Второе направление. Расширение словаря, содержащего слова, обозначающие эмоциональные состояния; обеспечение полноценного усвоения детьми значения слов, тонко отражающих различия в эмоциональных состояниях человека; создание условий для выявления и осознания ребенком его собственных эмоциональных состояний, проживания их на телесном уровне, обозначения в речи, что позволит ему включать их в контекст собственной эмоциональной жизни.

Третье направление. Формирование способов восприятия реальности эмоциональных переживаний посредством обнаружения и фиксации взаимосвязи эмоциональных переживаний человека с событиями, которые происходят с ним; формирование эмоциональной отзывчивости на неблагополучие другого.

Четвертое направление. Постепенное формирование общей структуры знаний об эмоциональных состояниях человека; обучение выделению причин возникновения эмоций и определению следствий переживания человеком того или иного эмоционального состояния.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы, реализующей указанные выше направления:

- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;

- развитие и совершенствование общей и тонкой моторики, участвующей в выражении эмоциональных состояний;

- обучение способам ориентировки на себе, от себя в микро- и макропространстве;

- формирование способов восприятия лица и тела человека, тела животного;

- обучение пониманию невербальных средств выражения эмоциональных состояний: мимики, жеста, позы, походки, интонации;

- обучение восприятию эмоциональных состояний по внешним неречевым проявлениям;

- формирование механизмов произвольного воспроизведения невербальных средств выражения эмоциональных состояний в мимике, жестах, позе, походке, интонации;

- формирование умений воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

- формирование умения словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать их внешние проявления у себя, у собеседника, у персонажа литературного произведения и т.д.

- создание условий к фиксации ребенком информативных признаков эмоциональных состояний, к запоминанию и обобщению этих признаков в целостные эталоны;

- развитие оценочной деятельности ребенка на основе анализа эмоциональных состояний его собственных и других людей, их выражения в поведении;

- формирование потребности в сопереживании и готовности к сопереживанию;

- формирование интереса к общению, умений использовать вербальные и невербальные средства в его процессе;

- формирование у ребенка основ самоконтроля за выражением эмоциональных состояний и готовности к произвольной психорегуляции собственного поведения в различных видах деятельности.

Формы коррекционно-развивающей работы:

1. Индивидуальные и подгрупповые занятия тифлопедагога и психолога, на которых формируются знания, умения и навыки, необходимые для восприятия и правильного воспроизведения проявлений эмоциональных состояний.

2. Групповые занятия воспитателя, который, организуя различные виды деятельности детей, закрепляет и совершенствует сформированные у них способы выражения эмоциональных состояний.

3. Проведение тифлопедагогом лекций, бесед, индивидуальных консультаций для родителей с целью повышения готовности семьи к решению задач эмоционального развития ребенка с тяжелой глазной патологией.

Программа рассчитана на три этапа. Это связано с тем, что хронологический возраст детей не всегда соответствует уровню сформированности у них эмоциональной сферы, умений выражения собственных эмоциональных состояний, понимания эмоциональных состояний других людей (например, некоторые слепые дети в 5-6 лет не владеют неречевыми средствами общения даже на уровне трехлетних зрячих детей).

На каждом этапе коррекционно-педагогическая работа проводится по следующим направлениям: развитие и укрепление мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений; развитие мышечного аппарата, участвующего в пантомимических движениях; обучение способам восприятия лица и тела; обучение восприятию и воспроизведению мимических, жестовых движений, интонации, передающих определенные эмоциональные состояния человека и используемых в коммуникативной деятельности; формирование знаний, умений и навыков коммуникативной компетентности.

Для достижения эффективности коррекционно-педагогической работы необходимо учитывать степень тяжести зрительного дефекта ребенка. Формирование у тотально слепых и частичнозрячих детей представлений о способах выражения эмоций (невербальных и вербальных) требует использования различных видов наглядности: например, обследования лица субъекта общения (тифлопедагога, воспитателя, родителя и пр.), выражающего различные эмоции, рельефного, аппликационного и барельефного изображений лица и позы человека, переживающего различные эмоциональные состояния. В коррекционно-педагогической работе со слабовидящими детьми следует предусмотреть обучение восприятию пантомимики в режиме дальнего видения. Вместе с тем для того, чтобы дети с нарушениями зрения овладели целостными эталонами обозначения эмоциональных состояний (мимика – жест – поза – интонация – слово, обозначающее эмоцию) необходимо обеспечить их восприятие на полисенсорной основе (осязательно-двигательно-слуховой для тотально слепых; осязательно-зрительно-слуховой, зрительно-двигательно-слуховой для частичнозрячих; зрительно-двигательно-слуховой для слабовидящих).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: