II этап. На данном этапе расширяется и упорядочивается эмоциональный опыт детей в коммуникативной деятельности

На данном этапе расширяется и упорядочивается эмоциональный опыт детей в коммуникативной деятельности, развивается понимание смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально-значимых ситуациях, продолжается работа по формированию умения улавливать собственные телесные ощущения, расслаблять и напрягать группы мышц, осуществляющих выражение эмоциональных состояний.

Раздел I. Развитие и укрепление мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений:

- закрепление умений произвольного напряжения и расслабления мышечного аппарата экспрессивных зон лица («мимическая гимнастика»);

- тренировка выразительной мимики (приятные и неприятные запахи, грустные глаза, удивленное лицо и т.д.);

- воспроизведение мимических движений в условиях реальной и моделируемой ситуации.

Примечание. Усложненный вариант гимнастики для лица представлен в Приложении 2.

Раздел II. Развитие мышечного аппарата, участвующего в пантомимических движениях:

- совершенствование деятельности крупных мышц тела, обеспечивающих жестовые движения и позу человека в процессе использования комплексов упражнений по физическому, музыкальному воспитанию и ритмике в соответствии с возрастом, особенностями соматического состояния, характером и степенью тяжести зрительной патологии ребенка;

- совершенствование тонкой моторики, используемой в коммуникативной деятельности для выражения эмоционального состояния с помощью жеста.

Раздел III. Обучение восприятию и воспроизведению мимических, жестовых движений, интонаций, передающих определенные эмоциональные состояния человека и используемых в коммуникативной деятельности:

- углубление и расширение знаний о настроении: понимание причин и следствий различных настроений;

- формирование умений анализа собственного настроения (веселое, радостное, похожее на солнышко, на теплый ясный день; грустное, скучное, хмурое, похожее на пасмурный, дождливый день; спокойное и пр.);

- обучение способам сознательной коррекции настроения: формирование позитивной установки и оптимистического склада мироощущения (умение концентрировать свое внимание на приятном, добром, что нас окружает; выделять вещи, события, явления, которые приносят радость);

- формирование умения отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, переключаться с неприятных впечатлений на приятные;

- углубление и расширение знаний о мимике («мимика – язык лица», мимика – выражение настроения человека);

- формирование умения различать в процессе восприятия мимическое выражение эмоциональных состояний: злость, гнев, дружелюбие, задумчивость, интерес, любопытство, печаль;

- формирование умения воспроизводить с помощью мимики выражение злости, гнева, дружелюбия, задумчивости, интереса, любопытства, печали, понимания их обусловленность особенностями ситуации, деятельности и поведения субъектов;

- углубление и расширение знаний о жесте и значении жестов («жест – язык движений», жесты – движения рук, помогающие человеку выразить свои чувства, мысли);

- формирование умений воспринимать и воспроизводить жесты, выражающие: приветствие (поднятая рука, рукопожатие), призыв к себе, восхищение, угроза, задумчивость;

- формирование знаний о походке (составляющие походки человека и о чем говорит походка) и позе (поза – это положение тела человека и составляющие позы человека);

- формирование умений по походке и позе определять возраст (пожилой человек, маленький ребенок); различать походки (манекенщицы, спортсмена, копуши, когда не хочу идти к врачу, а мама говорит, что надо), соотносить их с определенным эмоциональным состоянием (радостный Буратино, сердитый Бармалей, опаздывающий ученик и пр.);

- формирование умений выражать с помощью позы и походки собственное эмоциональное состояние (что я чувствую: очень холодно, получил подарок, кто-то отнимает любимую игрушку);

- формирование умения выделять позу как следствие определенного движения человека и по особенностям позы устанавливать вид его деятельности (что я делаю: развешиваю белье, чищу обувь, мою посуду, вытираю пыль; чью работу я делаю: плотника, сапожника, дровосека; какому животному подражаю: лошадка, лягушка, курица, утка, ежик, волк);

- формирование знаний об интонации (интонация – это «мелодия» речи, выражающаяся в понижении и повышении тона во время говорения; с помощью интонации человек передает свои чувства и отношение) и умений различать интонации, соответствующие эмоциональным состояниям (радости, грусти, страха, удивления, спокойствия).

Раздел IV. Формирование знаний, умений и навыков коммуникативной компетентности:

- формирование умения слушать другого и поддерживать общий разговор;

- формирование умения участвовать в коллективном обсуждении темы;

- формирование умения тактично высказывать критические замечания или похвалить другого;

- формирование умения выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим;

- формирование умения представиться (развернутый рассказ о себе и своей семье).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: