III этап. На данном этапе коррекционно-развивающей работы совершенствуется понимание детьми смысла различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях

На данном этапе коррекционно-развивающей работы совершенствуется понимание детьми смысла различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях, развивается способность к оценке собственного текущего поведения на основании полученных знаний, умений и навыков, необходимых для коммуникативной деятельности, формируется умение прогнозировать свое поведение в сложных, конфликтных для ребенка ситуациях.

Раздел I. Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в мимических и пантомимических движениях:

- совершенствование функций мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений при использовании «мимической гимнастики» и комплексов упражнений по физическому, музыкальному воспитанию и ритмике в соответствии с возрастом, особенностями соматического состояния, характером и степенью тяжести зрительной патологии ребенка;

- совершенствование тонкой моторики, используемой в коммуникативной деятельности для выражения эмоционального состояния с помощью жеста.

Раздел II. Обучение восприятию и воспроизведению мимических, жестовых движений, интонаций, передающих определенные эмоциональные состояния человека и используемых в коммуникативной деятельности:

- формирование умений воспринимать и воспроизводить мимические выражения следующих эмоциональных состояний: вина, стыд, обида, отвращение, брезгливость, гордость, самодовольство, робость, тревога, хитрость, отчаяние, нетерпение; понимать обусловленность данных эмоциональных состояний особенностями ситуации, деятельности и поведения субъектов;

- обучение восприятию и воспроизведению жестовых движений, участвующих в коммуникативной деятельности: «отдай», «не покажу», «давай помиримся», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий», «длинный», «короткий»;

- формирование умений воспринимать и воспроизводить с помощью жеста следующие эмоциональные состояния: враждебность, усталость, отчаяние;

- формирование умений воспринимать и воспроизводить с помощью жеста и позы выражения следующих эмоциональных состояний: вина, стыд, обида, отвращение, брезгливость, гордость, самодовольство, робость, тревога, хитрость, отчаяние, нетерпение;

- формирование умения воспринимать и воспроизводить с помощью интонации выражения эмоциональных состояний (вина, стыд, обида, отвращение, брезгливость, гордость, самодовольство, робость, тревога, хитрость, отчаяние, нетерпение);

- совершенствование способов восприятия лица и тела человека, тела животного на муляже, барельефе, рельефе, адаптированном рисунке (для детей с остаточным зрением), на схеме-символе лица (фотороботе);

- формирование готовности к дифференциации и обобщению представлений о невербальных способах выражения эмоциональных состояний в различных ситуациях, близких к реальной жизни ребенка;

- формирование умения определять эмоциональное состояние у персонажей сюжетных картин, объяснять их вызвавшие причины и возможные следствия этих эмоциональных состояний;

- совершенствование умения вербализации пантомимики при различных эмоциональных состояниях (согласно программе);

- совершенствование умений имитировать с помощью пантомимики виды деятельности: что я делаю (игра с котенком; что-то попало на зуб; гуляю с собакой; собираю грибы (цветы, ягоды); листаю книжку с картинками; примеряю новую шапку; пользуюсь пылесосом; причесываюсь; одеваю обувь; играю в мяч; чищу ногти и пр.);

- совершенствование умений имитировать с помощью пантомимики различные собственные эмоциональные состояния (что я чувствую: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, увидел радугу, меня хвалят, идет дождь, меня ругают, увидел в лесу змею, увидел огромный белый гриб, я устал, мне жмут ботинки, я горжусь собой, мне попал в ботинок камушек, мне не хочется идти в садик, девочке купили новое платье и она одела его первый раз);

- совершенствование умений имитировать с помощью пантомимики движения, характеризующие различные виды профессиональной и трудовой деятельности человека (чью работу я делаю: регулировщика движения, садовника, скрипача, дворника, учителя, почтальона, машинистки, мойщика стекол, трубача, дирижера, балерины); какому животному я подражаю (ворона, кошка, черепаха, лиса, свинья, индюк); совершенствование способности анализировать собственное настроение одной тональности (скучный, печальный) и противоположных тональностей (дружелюбный, враждебный);

- закрепление умений коррекции собственного настроения, формирование позитивной установки при ассоциативно-образном восприятии окружающего, оптимистического склада мироощущения.

Раздел III. Формирование знаний, умений и навыков коммуникативной компетентности:

- формирование умения вести себя в магазине, театре, транспорте;

- формирование навыков поведения в сложных конфликтных ситуациях (как войти в группу, если опоздал; как играть вместе и не ссориться; как примирить поссорившихся друзей; как не испортить настроение окружающим, когда у тебя оно плохое);

- формирование бережного отношения к словам, которые мы говорим окружающим (понятия: «вежливый человек», «добрые слова», «комплимент»);

- создание условий к осознанию детьми реального значения и смысла эмоциональной атмосферы добра, радости, дружбы для улучшения собственного самочувствия и отношений с окружающими (взрослыми и сверстниками);

- развитие коммуникативных способностей детей посредством формирования умения сотрудничества, взаимодействия, практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: