Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг

Прибыль от реализации – это наиболее важный фактор формирования чистой прибыли. При нормальных условиях хозяйствования она занимает наибольший удельный вес в составе чистой прибыли, иногда даже более 100%, что компенсируется отрицательным сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов. Поэтому анализу прибыли от реализации уделяют особое внимание.

Преал = Вреал – Спроизв – Рреал,

где Преал – прибыль от реализации;

Вреал – выручка от реализации. Включает в себя денежные средства или иное имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, работ, услуг. Величина полученного дохода определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и заказчиком (покупателем). Эта величина может корректироваться.

Спроизв – производственная себестоимость;

Рреал – расходы на реализацию.

Анализ можно провести с помощью приема сравнения. Прибыль от реализации находится в прямой зависимости от выручки и в обратной – от производственной себестоимости и расходов на реализацию. Можно считать, что прибыль от реализации представляет собой сальдо доходов и расходов по видам деятельности. Укрупненный анализ прибыли от реализации можно провести следующим образом. Строится таблица вида:

Факторы Прошлый год Отчетный год Изменение
Абсолютное %
1. Выручка от реализации 2. Производственная себестоимость 3. Расходы на реализацию     +900 +400 +240 134,6 125,0 152,2
ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ:     +260 148,1

ВЫВОД: в отчетном году по сравнению с прошлым годом на предприятии увеличилась прибыль от реализации в целом на 260ден.ед или 48,1%, что произошло в результате увеличения выручки от реализации на 34,6%. При этом затраты на производство и реализацию также увеличились на 25% и 52,2% соответственно.

Затем анализируются причины изменения прибыли от реализации. Укрупненный фактор себестоимости можно детализировать, представив себестоимость в виде суммы материальных затрат, затрат на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизации и пр. На величину прибыли от реализации оказывают влияние не только внутренние, но и внешние факторы, такие как чрезвычайные события, нарушение поставщиками дисциплины по хозяйственным вопросам, изменение цен на материалы, топливо, ставки налогов и т.п.

Затем проводится более углубленный анализ прибыли от реализации. Рассматриваются следующие внутренние факторы:

1) изменение объема реализованной продукции;

2) изменение структуры реализации;

3) изменение себестоимости продукции;

4) изменение отпускных цен на продукцию.

1) изменение объема реализованной продукции – связь прямая. Чтобы рассчитать этот фактор, нужно планируемую прибыль от реализации умножить на процент перевыполнения или недовыполнения плана по объему продукции и разделить на 100:

∆Преал.(V) = (Преал.0 × ∆V(%)) / 100.

В свою очередь процент перевыполнения или недовыполнения плана находится делением себестоимости реализованной продукции по плану, пересчитанную на фактический объем реализации, на себестоимость по плану.

2) изменение структуры реализации – расчет проводится сальдовым методом. Сначала определяется разница между прибылью по плану, пересчитанной на фактический объем реализации, и плановой прибылью. Затем из полученного результата вычитается изменение прибыли за счет объема реализации:

∆Преал. (структ.) = (Преал.ф. – Преал.пл.) - ∆Преал.(V).

Результат покажет дополнительную прибыль, которую получит предприятие, если в структуре продукции увеличит удельный вес высокорентабельных изделий, и наоборот.

3) изменение себестоимости продукции – фактор находится в обратной зависимости с прибылью, т.е. снижение себестоимости обеспечивает увеличение прибыли, и наоборот. Для анализа рассчитывается разница между фактической суммой затрат и плановой, пересчитанной на фактически объем.

4) изменение отпускных цен на продукцию – связь с прибылью прямая, т.е. повышение цен на продукцию обеспечивает при прочих равных условиях повышение прибыли. Оно рассчитывается как разность между фактической выручкой от реализации (без налогов) и выручкой по плану, пересчитанной на фактический объем реализации.

ПРИМЕР: имеется следующая исходная информация в миллионах рублей.

Показатели По плану По плану, пересчитанному на фактический объем Фактически
1. Производственная себестоимость реализованной продукции      
2. Коммерческие расходы      
3. Полная себестоимость (стр.1 + стр.2)      
4. НДС      
5. Отчисления от выручки      
6. Выручка от реализации      
7. Выручка от реализации за вычетом налогов и отчислений (стр.6 – стр.4 – стр.5)      
8. Прибыль от реализации (стр.7 – стр.3)      

Таблица – Расчет факторов, влияющих на прибыль от реализации

Факторы Расчет влияния факторов Размер влияния фактора на прибыль, млн.руб
1. Изменение объема реализации ∆V = (41736 / 41658) × 100 – 100 ∆Преал.(V) = (13001 × 0,19) / 100 0,19% +25
2. Изменение структуры ∆Преал. (структ.) = 13190 – 13001 - 25 +164
3.Изменение себестоимости продукции, в том числе а)изменение производственной себестоимости; б)изменение коммерческих расходов ∆Преал. (себест.) = -(41208 – 41960) ∆Преал. (произв. себест.) = -(40980 - 41736) ∆Преал. (коммерч. расх..) = -(228 – 224) +752 +756 -4
4. Изменение отпускных цен на продукцию ∆Преал. (отпускн. цен) = 54572 - 55150 -578
ИТОГО: ∆Преал. = 13364 - 13001 +363

ВЫВОД: план по прибыли от реализации продукции перевыполнен на 363 млн.руб. Основная причина роста прибыли – снижение производственной себестоимости, другая причина – изменение структуры реализации в сторону увеличения доли изделий с высоким уровнем рентабельности. Эти факторы позволили получить дополнительную прибыль в размере соответственно 756 и 164 млн.руб. Однако, снижение отпускных цен на продукцию и рост коммерческих расходов вызвали снижение прибыли соответственно на 578 и 4 млн.руб.

Следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема продаж, себестоимости, среднереализационных цен.

Преал.i = Vi × (pi – zi).

Расчет факторов можно произвести, например, методом цепных подстановок.

Преал.0 = V0 × (p0 – z0)

Преал. усл.1 = V1 × (p0 – z0)

Преал. усл.2 = V1 × (p1 – z0)

Преал.1 = V1 × (p1 – z1)

∆Преал. (V) = Преал. усл.1 - Преал.0

∆Преал. (p) = Преал. усл.2 - Преал. усл.1

∆Преал. (z) = Преал.1 - Преал. усл.2

∆Преал. = Преал.1 - Преал.0 = ∆Преал. (V) + ∆Преал. (p) + ∆Преал. (z)

4 Анализ финансовых результатов от прочей реализации.

Прибыль от прочей реализации включает в себя операционные доходы за вычетом операционных расходов.

К операционным доходам относятся доходы по отдельным операциям, не относящимся к видам деятельности организации. Это, например:

- доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и т.д.;

- доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, интеллектуальной собственности, проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации и т.д.

По своему характеру операционные доходы не отличаются от выручки, но они не являются основным видом деятельности организации и их поступление носит нерегулярный характер.

Операционные расходы - это затраты по осуществлению хозяйственных операций, не являющихся предметом деятельности данной организации. Они включают расходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, ценностей и т.д.

Анализ финансовых результатов от прочей реализации предполагает рассмотрение этих операций с точки зрения законности их совершения и правильности оценки реализуемого имущества, определения затрат по реализации и определение прибыли. Прибыль сравнивается за ряд отчетных периодов. Сравнение производится также по удельному весу этого финансового результата в сумме общей прибыли. Особое внимание уделяется операциям, которые принесли убыток. Для детального анализа привлекаются данные текущего бухгалтерского учета.

Таблица – Анализ операционных доходов.

Виды доходов Предыдущий год Отчетный год Изменение Темп роста, %
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
1. Плата за активы, предоставленные в аренду 2. Плата за предоставленные права, патенты и другую интеллектуальную собственность 3. Проценты по предоставленным займам и банковским счетам     21,1 73,7 5,3     22,7 68,2 9,1   +1 +1 +1   +1,6 -5,5 +3,8   125,0 107,1
ИТОГО:         +3   115,8

ВЫВОД: Операционные доходы в результате деятельности предприятия увеличились в отчетном году по сравнению с базисным в среднем на 15,8% вследствие увеличения всех их частей. При этом наблюдается снижение удельного веса платы за предоставленные права, патенты и другую интеллектуальную собственность на 5,5% и увеличение платы за арендуемые активы и проценты по предоставленным займам на 1,6% и 3,8% соответственно.

Таблица – Анализ операционных расходов.

Виды расходов Предыдущий год Отчетный год Изменение Темп роста, %
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
1. Плата за предоставленные в аренду активы 2. Плата за предоставленные права, патенты и другую интеллектуальную собственность 3. Проценты, уплаченные по займам и банковским счетам 4. Прочие операционные расходы     6,25 18,75 3,5 3,5     9,1 13,6 9,1 68,2   +1 ----- -4 +9   +2,85 -5,15 -28,4 +30,7   200,0 ----- 33,3 250,0
ИТОГО:         +6   137,5

ВЫВОД: операционные расходы предприятия в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличились на 37,0%, что произошло в результате увеличения расходов по оплате за арендуемые активы и прочие операционные расходы соответственно на 100,0% и 150,0% и уменьшения суммы процентов по займам на 67,6%. Плата за предоставленную интеллектуальную собственность не изменилась. В отчетном году изменилась структура операционных расходов: удельный вес платы за предоставленные в аренду активы и прочих операционных расходов увеличился, а платы за предоставленные права, патенты, другую интеллектуальную собственность и процентов, уплаченных по займам и банковским счетам – снизился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: