Если в каком-либо пункте стоят две или более фишек одного цвета, считается, что они владеют данным пунктом. Одиноко стоящая фишка носит название блот (blot). Если игрок ставит свою фишку на блот противника, блот считается побитым, снимается с игрового поля и помещается на бар. Фишка, стоящая на баре, временно выходит из игры. (Заметим, что игрок вовсе не обязан бить любой имеющийся блот соперника.)
Если одна или более фишек игрока находятся на баре, он не имеет права ходить другими фишками до тех пор, пока все его фишки, стоящие на баре, не будут вновь введены в игру. Фишка, стоящая на баре, вводится в игру в Дом соперника. Это может быть сделано только в том случае, если игрок выбрасывает число, соответствующее открытому пункту в Доме соперника.
Если X выбрасывает 1, он может поставить свою фишку в пункт 1 (пункт 24) в Доме О, при условии, что этот пункт не содержит двух или более фишек соперника.
Соответственно, если X выбрасывает 2, он может поставить фишку в пункт 23, 3 – в 22, 4 – в 21, 5 – в 20, 6 – в 19.
|
|
Если О выбрасывает 1, он может поставить свою фишку в пункт 1 в Доме X при условии, что этот пункт не содержит двух или более фишек соперника. (Позиция 8А)
Соответственно, если О выбрасывает 2, он может поставить фишку в пункт 2, 3 – в 3, 4 – в 4, 5 – в 5, 6 – в 6.
Необходимое для ввода число должно выпасть хотя бы на одной из выброшенных костей. Сумма выпавших чисел для ввода не используется. (Позиция 8B)
Например, в позиции 8С игрок X владеет пунктами 1, 2 и 6. О стоит на баре. Если О выбрасывает 2-1, он не может войти в открытый пункт 3, для этого ему необходимо выбросить именно 3.
Пункты, занятые двумя или более фишками соперника, являются закрытыми, и ставить свои фишки туда нельзя. Если оба выброшенных числа соответствуют закрытым пунктам, игрок не может ввести свои фишки после данного броска. Он уступает право броска сопернику и ждет своей очереди на следующий бросок. Также заметим, что, если в процессе игры сложилась ситуация, при которой у игрока нет никаких возможных ходов, соперник продолжает играть в одиночку до тех пор, пока у игрока не появится возможность хода.
В позиции 9 игрок О закрыл пункты 19, 20 и 23. У игрока X одна фишка стоит на баре. Если X выбрасывает 5-3, он должен прежде всего использовать 3, чтобы ввести свою фишку в Дом соперника. Число 5 для этого использовать нельзя, поскольку пункт 20 закрыт. X должен войти в пункт 22, третий по счету в Доме О. После этого он может играть любую легальную (разрешенную правилами) пятерку.
Если X в позиции 9 выбросит 5-2, он будет вынужден пропустить ход. Ни на пятерке, ни на двойке в игру войти невозможно, поскольку пункт 5 (пункт 20) и пункт 2 (пункт 23) в Доме О закрыты. Фишку, стоящую на баре, невозможно сразу поставить в пункт 18, поскольку сумма очков в игре не используется.
|
|
В позиции 10 все пункты Дома О закрыты, а у X на баре стоит фишка. X должен ожидать до тех пор, пока в Доме О не откроется хотя бы один пункт, и только потом пытаться ввести в игру фишку, стоящую на баре, и продолжить игру.
Если вы или ваш соперник закрыли все шесть пунктов Дома, эта ситуация называется закрытой доской. В позиции 10 О будет продолжать играть в одиночку до тех пор, пока не откроется хотя бы один из пунктов в его Доме. Затем настанет очередь броска X.
Снятие с доски
Если вы завели все свои фишки в свой Дом, вы можете начать сбрасывать их с доски. Данный процесс называется снятием с доски. Фишка, которую вы сняли с доски, в дальнейшем в игру не вводится. Если в процессе снятия с доски ваш соперник бьет какую-либо из ваших фишек, снимать свои фишки с доски вы больше не можете до того момента, пока побитая фишка не будет введена в Дом вашего противника и не пройдет в ваш Дом. Игру выигрывает тот, кто первым снимет все свои фишки с доски.
Порядок снятия фишек с доски: в процессе снятия фишек с доски вы в сущности проводите ваши фишки через пункт 1 в своем Доме.
Если X выбрасывает 6-4 в позиции 11, где каждый пункт в его Доме закрыт двумя или более фишками, число 6 должно быть использовано для снятия с доски одной фишки из пункта 6. Число 4 можно использовать для снятия с доски фишки из пункта 4 (как показано на позиции 11А).
Число 4 в комбинации 6-4 может также быть использовано для продвижения фишки из пункта 6 в пункт 2 (позиция 11В) или для продвижения фишки из пункта 5 в пункт 1 (позиция 11С).
Комбинация 2-1 может использоваться для снятия с доски двух фишек: одной из пункта 1 и второй из пункта 2; или для снятия с доски одной фишки из пункта 3 – в первый раз фишка передвигается на один или два пункта, а затем оставшееся число используется для снятия фишки с доски.
|
|
Если игрок выбрасывает большее число, чем номера всех пунктов, на которых стоят его фишки, фишка снимается из ближайшего к выпавшему числу пункта.
В позиции 12 у игрока X две фишки находятся в пункте 5, и две – в пункте 3. Если он выбрасывает 6-4, шестерка играется так: из пункта 5 снимается одна фишка. Оставшуюся четверку он уже не может использовать для снятия фишки из пункта 3, поскольку в пункте 5 у него еще остается фишка, а при снятии должно использоваться полное число, если это возможно. Поэтому число 4 должно использоваться для перемещения фишки из пункта 5 в пункт 1.
Аналогичная ситуация происходит в случае, если фишки снимает игрок О, на выпавшую шестерку он убирает фишку из пункта 19, на пятерку – из пункта 20, на четверку – из пункта 21, на тройку – из пункта 22, на двойку – из пункта 23, на единицу – из пункта 24.