Игра III. Блокирующая игра 5 страница

Пра­виль­ный ход – это 23/22, при ко­то­ром блот пе­ре­дви­га­ет­ся в пункт 22. При ка­жу­щем­ся ог­ра­ни­че­нии шан­сов на по­бег вы на са­мом де­ле уве­ли­чи­вае­те их, так как те­перь у вас есть боль­ше чи­сел, по­зво­ляю­щих вы­вес­ти фиш­ки из До­ма про­­ти­вн­ика (т.е. 4 или 6).

Ес­те­ст­вен­но, вы не толь­ко пы­тае­тесь уве­ли­чить соб­ст­вен­ную гиб­кость и мо­биль­­ность, пе­ре­дви­гая пра­виль­но свои фиш­ки, вы так­же пы­тае­тесь ог­ра­ни­чить мо­биль­­ность ва­ше­го про­тив­ни­ка. В гла­ве 13 мы рас­ска­зы­ва­ем, как имен­но вы мо­же­те ог­­р­ан­ичить оп­ре­де­лен­ное ко­ли­че­ст­во хо­ро­ших бро­сков ва­ше­го про­тив­ни­ка.

По­зи­ция 7 по­ка­зы­ва­ет нам, как мож­но ог­ра­ни­чить ко­ли­че­ст­во ак­тив­­ных строи­те­лей ва­ше­го про­тив­ни­ка.

В дан­ной по­зи­ции О хо­тел бы пе­ре­дви­­нуть фиш­ки из пунк­та 17 или 16, что­бы зак­рыть бо­лее важ­ные пунк­ты (21, 20) в сво­ем До­ме. Сыг­рав чис­ло 2 в пункт 22 (ход 24/22), вы эф­фек­тив­но за­мо­ра­жи­вае­те строи­те­лей про­тив­ни­ка в пунк­тах 17 и 16, по­сколь­ку О боль­ше не мо­жет тро­гать фиш­ки в этих пунк­тах, не ос­та­вив воз­мож­но­сти для пря­мо­го шо­та с рас­стоя­ния в пять или шесть пунк­тов. Сле­до­ва­тель­но, сде­лав его ак­тив­ных строи­те­лей не­ак­тив­­н­ыми, вы умень­шае­те шан­сы О на улуч­ше­ние сво­ей по­зи­ции.

Воз­мож­ная опас­ность то­го, что О в от­вет по­бьет ваш блот, не так ве­ли­ка, как ка­жет­ся. О удер­жи­ва­ет толь­ко один пункт в сво­ем До­ме, что по­зво­ля­ет вам не­­ме­дле­нно вве­сти фиш­ку в иг­ру в слу­чае ее по­би­тия. Бо­лее то­го, ваш про­тив­ник не за­хо­чет не­мед­лен­но за­кры­вать пунк­ты 22 и 21, ко­то­рые на­хо­дят­ся глу­бо­ко внут­ри его До­ма.

До­пол­ни­тель­ная уг­ро­за для строи­те­лей

Ес­ли X (3-1) сыг­ра­ет 9/5 в по­зи­ции 8, обезо­па­сив свой блот, у не­го бу­дет два ак­­ти­вных строи­те­ля, ко­то­рые мо­гут дос­тичь его До­ма из пунк­тов 6 и 8 (по­зи­ция 8А).

Но, ес­ли он сыг­ра­ет 8/5, 6/5 (по­зи­ция 8В), у не­го бу­дет три с по­ло­ви­ной ак­­ти­вных строи­те­ля: по од­но­му в пунк­тах 5, 6 и 9 и по­ло­ви­на в пунк­те 8. Фиш­ка-строи­тель на­зы­ва­ет­ся по­лу­ак­тив­ной, ес­ли иг­рок со­мне­ва­ет­ся, сто­ит ли ис­поль­зо­­вать эту фиш­ку. В дан­ной по­зи­ции X для то­го что­бы за­крыть пункт, по­бив блот О, при­шлось вы раз­бить пункт 8, ос­та­вив свой блот. Так как по­ло­ви­ну сво­его бро­ска О был бы вы­ну­ж­ден по­тра­тить на ввод в иг­ру по­би­той фиш­ки, X ос­та­вил бы сво­ему про­тив­ни­ку воз­мож­ность по­бить толь­ко не­пря­мой шот.

Хо­тя пер­вый ва­ри­ант раз­ви­тия иг­ры 9/5 яв­ля­ет­ся пол­но­стью безо­пас­ным, бо­лее опыт­ный иг­рок пой­мет, что дру­гой пред­ло­жен­ный ход (8/5, 6/5) на­мно­го луч­ше. Это дей­ст­ви­тель­но так, не­смот­ря на тот факт что X ос­тав­ля­ет воз­мож­ность двух не­пря­мых шо­тов для О, ко­то­рые по­зво­лят по­бить блот в пунк­те 9.

Как по­ка­зы­ва­ет дан­ный при­мер, вы долж­ны ино­гда ид­ти на до­пол­ни­тель­ный риск, что­бы соз­дать но­вых строи­те­лей. Иг­рок, ко­то­рый иг­ра­ет аб­со­лют­но безо­пас­но и ска­п­ли­ва­ет все свои фиш­ки на уже за­кры­тых пунк­тах (та­кой стиль иг­ры на­зы­­в­ают «соз­да­ни­ем под­свеч­ни­ков»), обыч­но об­ре­ка­ет се­бя на ста­тич­ную иг­ру, что са­мо по се­бе бо­лее опас­но, не­же­ли под­виж­ная иг­ра.

Яр­ким при­ме­ром чрез­мер­но ос­то­рож­но­го и не­кон­ст­рук­тив­но­го хо­да яв­ля­ет­ся ход 13/8 при ком­би­на­ции 3-2 в де­бют­ном бро­ске, как это по­ка­за­но в по­зи­ции 9А.

Пра­виль­ным хо­дом бу­дет пе­ре­дви­же­ние двух строи­те­лей из сред­не­го пунк­та хо­дом 13/11, 13/10, что по­зво­лит этим фиш­кам при не­об­хо­ди­мо­сти дос­тичь клю­че­­вых пунк­тов 4, 5 и бар-пунк­та (по­зи­ция 9В). Риск по­би­тия фи­шек не­пря­мым шотом впол­не оп­рав­ды­ва­ет­ся воз­мож­ной вы­го­дой от за­кры­тия этих пунк­тов. Для то­го что­бы за­крыть нуж­ные пунк­ты, вы не долж­ны пас­сив­но ожи­дать воз­ник­но­ве­ния хо­­р­ошей по­зи­ции или удач­но­го бро­ска. Вме­сто это­го вам сле­ду­ет ак­тив­но мо­би­ли­­з­овать свои ре­сур­сы и соз­да­вать по­зи­ции, при ко­то­рых вы смо­же­те вы­год­но ис­­пол­ьз­овать хо­ро­шие бро­ски.

Пер­вые три при­ме­ра (по­зи­ции 1, 2 и 3) в дан­ном раз­де­ле про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли по­зи­ции, в ко­то­рых ос­то­рож­ный стиль иг­ры по­зво­лял соз­да­вать до­пол­ни­тель­ных строи­те­лей без из­бы­точ­но­го рис­ка. Од­на­ко на прак­ти­ке час­то воз­ни­ка­ет сле­дую­­щий кон­фликт: для то­го что­бы мак­си­маль­но раз­вер­нуть свои фиш­ки и соз­дать стро­­ит­елей, при­хо­дит­ся ос­тав­лять бло­ты, ко­то­рые уве­ли­чи­ва­ют опас­ность по­би­тия ва­ших фи­шек. Сле­до­ва­тель­но, вы все­гда долж­ны срав­ни­вать кон­ст­рук­тив­ный по­­те­нц­иал фиш­ки как до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля и по­те­рю безо­пас­но­сти этой фиш­ки в по­ло­же­нии бло­та. Во мно­гих из сле­дую­щих глав, в ча­ст­но­сти в гла­ве 16, мы ана­­л­из­ир­уем си­туа­ции, в ко­то­рых до­пол­ни­тель­ный риск оп­рав­дан.

По­след­ний при­мер (10) по­ка­зы­ва­ет, что в на­ча­ле иг­ры при­об­ре­те­ние до­пол­ни­тель­­н­ого строи­те­ля бо­лее чем оп­рав­ды­ва­ет риск по­би­тия фиш­ки не­пря­мым шо­том. Ино­гда ос­тав­лять воз­мож­но­сти для пря­мых шо­тов, что­бы уве­ли­чить свою строи­­тел­ьную ба­зу, да­же ре­ко­мен­ду­ет­ся. Это по­зи­ция, ко­то­рая час­то ра­зыг­ры­ва­ет­ся не­вер­но. Пра­виль­ный ход вы­гля­дит так – 24/20*, 13/11. Не­смот­ря на то что вы ос­тав­ляе­те пря­мой шот с рас­стоя­ния трех ша­гов в пунк­те 15 и пунк­те 20, этот ход яв­ля­ет­ся луч­шим. (Чи­та­тель, ко­то­рый оз­на­ко­мит­ся со сле­дую­щей гла­вой, пой­мет, что зна­чи­мость это­го шо­та с рас­стоя­­ния трех пунк­тов не­сколь­ко умень­ша­ет­ся бла­го­да­ря дуб­ли­ро­ва­нию.) Та­кой ход обес­пе­чи­ва­ет вас тре­мя строи­те­ля­ми вме­сто од­но­го вне ва­ше­го До­ма (ес­ли вы обезо­па­си­те фиш­ку в пунк­те 15) и да­ет шанс на бо­лее вы­год­ное рас­по­ло­же­ние фи­шек в на­ча­ле иг­ры. Та­кое ли­дер­ст­во по по­ло­же­нию фи­шек впол­не оп­рав­ды­ва­­ет риск пря­мо­го шо­та.

В ка­ких си­туа­ци­ях вы мо­же­те безо­пас­но соз­да­вать строи­те­лей

Сей­час мы рас­смот­рим не­сколь­ко ти­пич­ных си­туа­ций, при ко­то­рых до­пол­ни­тель­­ные строи­те­ли мо­гут быть соз­да­ны при ми­ни­маль­ном рис­ке или во­об­ще без ка­­к­ого-ли­бо рис­ка для вас. Не­смот­ря на свою осо­бую при­ро­ду эти си­туа­ции воз­ни­­к­ают до­воль­но час­то и долж­ны быть тща­тель­но изу­че­ны.

Ко­гда про­тив­ник без­вре­ден

Во-пер­вых, да­вай­те рас­смот­рим по­зи­цию, в ко­то­рой про­тив­ник не пол­но­стью без­­вр­еден для вас.

В по­зи­ции 11А при соз­да­нии до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля не­об­хо­ди­мо пой­ти на не­обос­но­ван­ный риск. X на­чи­на­ет с по­би­тия бло­та О, 6/5*(2). С по­мо­щью ос­таль­­ных чи­сел бро­ска X хо­тел бы раз­де­лить свои фиш­ки и пе­ре­вес­ти од­ну из них в бар-пункт (8/7), что­бы соз­дать до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля, но риск в этом слу­чае не­оп­рав­дан­но вы­сок. X по­сту­пил бы очень глу­по, ес­ли бы дал сво­ему про­тив­­н­ику де­сять ком­би­на­ций, ко­то­рые по­зво­лят О по­бить его (2-5, 2-6, 3-4, 3-5, 3-6), ко­гда он уже прак­ти­че­ски по­бе­дил в иг­ре. По­сколь­ку X не мо­жет соз­дать до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля безо­пас­но, пра­виль­ный ход дол­жен быть та­ким: 6/5*(2), 11/9.

В по­зи­ци­и 11В у О од­на фиш­ка на ба­ре. Теперь пра­виль­ный ход для X вы­гля­дит сле­дую­­щим об­ра­зом: 6/5*(2), 8/7, 11/10. За­кры­вая пункт 5, вы вы­би­вае­те вто­рую фиш­ку про­тив­ни­ка на бар и соз­дае­те си­туа­цию, ко­гда вы мо­же­те ос­тав­лять бло­ты со­­ве­рше­нно спо­кой­но, по­сколь­ку О дол­жен ис­поль­зо­вать оба чис­ла сво­его сле­дую­­щ­его бро­ска для вво­да в иг­ру по­би­тых фи­шек. У не­го не ос­та­ет­ся сво­бод­ных чи­сел, для то­го что­бы по­бить ва­ши бло­ты. Раз­би­вая свой пункт 8 и пе­ре­дви­гая фиш­ку в бар-пункт, вы уве­ли­чи­вае­те свою ог­не­вую мощь в До­ме.

Ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка две фиш­ки на ба­ре, вы все­гда долж­ны кон­цен­три­­р­овать свои уси­лия на соз­да­нии но­вых строи­те­лей вне сво­его До­ма. Вам сле­ду­ет хо­дить свои­ми фиш­ка­ми кон­ст­рук­тив­но, не уде­ляя слиш­ком боль­шо­го вни­ма­ния обес­пе­че­нию их безо­пас­но­сти. Ес­ли у ва­ше­го про­тив­ни­ка есть две фиш­ки на ба­ре, ему по­на­до­бят­ся все чис­ла, вы­пав­шие при бро­ске (кро­ме слу­ча­ев вы­па­де­ния дуб­лей), для вво­да этих фи­шек в иг­ру. Сле­до­ва­тель­но, у не­го не ос­та­нет­ся чи­сел для по­би­тия ва­ших фи­шек, и ему силь­но по­ве­зет, ес­ли он вдруг смо­жет вве­сти в иг­ру обе фиш­ки за один бро­сок.

Ана­ло­гич­но в по­зи­ции 12 пра­виль­ным яв­ля­ет­ся ход бар/24, 13/12*/11*, 7/6. И сно­ва, по­слав две фиш­ки про­тив­ни­ка на бар, вы сде­ла­ли его без­вред­ным для ва­ших фи­шек. В дан­ном слу­чае вме­сто то­го, что­бы удер­жи­вать пунк­ты в сво­ем Дво­ре, вам сле­ду­ет раз­бить их, что­бы соз­дать до­пол­ни­тель­ных строи­те­лей, ко­то­рые смо­гут по­бить фиш­ки про­тив­ни­ка, ес­ли он смо­жет вве­сти их в ваш Дом. За­меть­­те, что ис­поль­зо­ва­ние по­след­не­го чис­ла 1 для хо­да 7/6 бо­лее ра­зум­но, чем ис­поль­­з­ов­ание это­го же чис­ла для хо­да 11/10, по­сколь­ку это по­зво­ля­ет вам соз­дать до­­по­лн­ител­ьн­ого строи­те­ля для всех трех от­кры­тых пунк­тов (пунк­ты 2, 3, 4) в ва­шем До­ме. Пе­ре­дви­же­ние фиш­ки в пункт 10 соз­да­ет до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля толь­ко для пунк­та 4.

Тот же прин­цип рас­пре­де­ле­ния ва­ших фи­шек для дос­ти­же­ния мак­си­маль­но­го пре­иму­ще­ст­ва при­ме­ня­ет­ся и то­гда, ко­гда на ба­ре на­хо­дят­ся три или бо­лее фи­шек ва­ше­го про­тив­ни­ка.

Еще один при­мер си­туа­ции, в ко­то­рой ваш про­тив­ник без­оби­ден для вас и где вы мо­же­те безо­пас­но раз­вер­нуть свои фиш­ки для мак­си­маль­ной ди­вер­си­фи­ка­ции, пред­став­лен в по­зи­ции 13. Пра­виль­ный ход вы­гля­дит так: 22/18. В дан­ной си­туа­ции О на­хо­дит­ся в ло­вуш­ке по­за­ди пол­ной 6-пунк­то­вой бло­ка­ды. X не мо­жет про­иг­рать пар­тию в том слу­чае, ес­ли его по­бьют и он за­дер­жит­ся на ба­ре или про­тив­ник за­кро­ет для X свою дос­ку, по­сколь­ку две даль­ние фиш­ки О не смо­гут по­ки­нуть Дом X. Толь­ко X сам мо­жет раз­бить свою бло­ка­ду. Для то­го что­бы из­бе­жать воз­мож­но­сти вы­бра­сы­ва­ния чис­ла, ко­то­рое мо­жет вы­ну­дить его раз­бить свою бло­ка­ду (на­при­мер, 3-3 или 6-6), X вы­во­дит свои фиш­ки в бар-пункт про­тив­ни­ка. Раз­вер­ты­ва­ние ва­ших фи­шек не толь­ко га­ран­ти­ру­ет ва­шу по­бе­ду в иг­ре, но и уве­ли­чи­ва­ет шан­сы на по­би­тие фиш­ки про­тив­ни­ка и вы­иг­рыш гэм­мо­на.

Еще бо­лее оче­вид­ный при­мер без­за­щит­но­сти ва­ше­го про­тив­ни­ка по­ка­зан в по­­з­иции 14, где у вас полностью за­кры­тая дос­ка. В дан­ном слу­чае пра­виль­ным бу­дет ход 13/10, 24/22. Раз­де­ляя свои даль­ние фиш­ки, вы пе­ре­во­ди­те сво­его строи­те­ля на по­зи­цию, с ко­то­рой он мо­жет уг­ро­­жать бло­ту О, и об­лег­чае­те даль­ней­ший вы­вод сво­их фи­шек.

В по­зи­ции 15 О име­ет од­ну фиш­ку на ба­ре, ко­то­рую ему при­дет­ся вво­дить в иг­ру при на­ли­чии пя­ти за­кры­тых пунк­тов в До­ме X. Шан­сы О на ввод в иг­ру этой фиш­ки не­ве­ли­ки. Хо­тя О не пол­но­стью без­вре­ден, X дол­жен на­чать вы­во­дить свои даль­ние фиш­ки бли­же к сво­ему До­му. Сле­до­ва­тель­но, пра­виль­ным бу­дет ход 24/18. Ес­ли О уда­ст­ся вве­сти фиш­ку в иг­ру не­мед­лен­но, X мо­жет столк­нуть­ся с се­р­ье­зн­ыми не­при­ят­но­стя­ми. Но даль­ней­шее удер­жи­ва­ние фи­шек в пунк­те 24 да­ет X весь­ма смут­ные пер­спек­ти­вы. Вы долж­ны вос­поль­зо­вать­ся воз­мож­но­стью для вы­год­но­го пе­ре­дви­же­ния ва­ших фи­шек, по­ка О за­нят по­втор­ным вво­дом в иг­ру сво­ей фиш­ки из ба­ра.

Соз­да­ние строи­те­лей в слу­ча­ях,

ко­гда про­тив­ник име­ет бло­ты в сво­ем До­ме

Еще од­на осо­бая воз­мож­ность для соз­да­ния строи­те­лей воз­ни­ка­ет в тех слу­ча­ях, ес­ли ваш про­тив­ник име­ет блот или бло­ты в сво­ем До­ме.

В по­зи­ции 16А у О нет бло­тов в его До­ме. Здесь X хо­тел бы раз­де­лить свои фиш­ки хо­дом 10/9, что­бы соз­дать до­пол­ни­тель­но­го строи­те­ля для за­кры­тия стра­­т­ег­ич­ески важ­но­го пунк­та 5 или бар-пунк­та. Од­на­ко риск слиш­ком ве­лик. Не­смот­ря на то что X не ос­тав­ля­ет пря­мых шо­тов для бло­тов О в пунк­те 1 и пунк­те 2, на са­мом де­ле в этой по­зи­ции су­ще­ст­ву­ет воз­мож­ность для ше­ст­на­дца­ти не­пря­мых шо­тов. Воз­мож­ность ше­ст­на­дца­ти не­пря­мых шо­тов да­ет О боль­шие шан­сы на по­­б­итие про­тив­ни­ка, не­же­ли оди­нар­ный про­стой пря­мой шот. Кон­ст­рук­тив­ным хо­дом без та­ко­го рис­ка яв­ля­ет­ся ход 24/23. Этот ход по­зво­­л­яет еще од­ной фиш­ке кос­вен­но вли­ять на по­ло­же­ние дел во Дво­ре О, прак­ти­­ч­ески ана­ло­гич­но бло­там О.

Если в этой позиции перевести одну фишку О с 19-го пункта в 20-й, по­сле­дую­щий хо­д X резко меняется. X также хо­чет раз­де­лить фиш­ки в пунк­те 10 – 10/9, что­бы они мог­ли дос­тичь пунк­та 5 и бар-пунк­та, но опас­ность по­би­тия с по­мо­щью ше­ст­на­дца­ти ком­би­на­­ций мо­жет по­слу­жить сдер­жи­ваю­щим фак­то­ром. Мо­жет, но не долж­на! Как и в пре­ды­ду­щем при­ме­ре, ваш про­тив­ник мо­жет по­бить вас с по­мо­щью не­пря­мо­го или ком­би­на­ци­он­но­го шо­та, ко­то­рый вы­ну­дит его ис­поль­зо­вать все чис­ла бро­ска, по­это­му он не смо­жет од­но­вре­мен­но по­бить вас и обезо­па­сить свой блот в пун­кте 20 (ес­ли толь­ко он не вы­бро­сит 4-4). Ес­ли он по­бьет вас, у вас поя­вит­ся воз­мож­ность двой­но­го пря­мо­го шо­та (чис­лом 4 из пунк­та 24 и чис­лом 5 из ба­ра) для по­би­тия бло­та О в его До­ме.

Прин­цип, про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный при срав­не­нии по­зи­ций этих позиций со­сто­ит в том, что вы все­гда мо­же­те бо­лее сво­бод­но ос­тав­лять воз­мож­но­сти для ком­би­на­­ц­ио­нных шо­тов, что­бы соз­да­вать строи­те­лей, ли­бо для дру­гих це­лей: ко­гда ваш про­тив­ник име­ет блот или бло­ты в сво­ем До­ме.

До это­го мо­мен­та мы в ос­нов­ном бы­ли оза­бо­че­ны эф­фек­тив­ным ис­поль­зо­ва­­н­ием фи­шек для соз­да­ния строи­те­лей. Те­перь да­вай­те рас­смот­рим в об­щих чер­тах, как вы мо­же­те раз­ме­щать свои фиш­ки, что­бы ис­поль­зо­вать их бо­лее кон­­с­тру­кти­вно.

Гиб­кость

Вме­сто то­го что­бы счи­тать свои фиш­ки пас­сив­ным иму­ще­ст­вом, про­сто про­во­ди­­мое че­рез иг­раль­ную дос­ку, их сто­ит рас­смат­ри­вать как ак­тив­ный ка­пи­тал, ко­то­­рый вы мо­же­те ис­поль­зо­вать весь­ма кон­ст­рук­тив­но.

Для то­го что­бы про­ил­лю­ст­ри­ро­вать этот важ­ный прин­цип, да­вай­те рас­смот­рим сле­дую­щее пред­по­ло­же­ние: ваш про­тив­ник пред­ла­га­ет вам на­чать иг­ру с дву­мя до­пол­ни­тель­ны­ми фиш­ка­ми – од­ной в его сред­нем пунк­те и од­ной в его пунк­те 6. Ес­ли смот­реть на эту си­туа­цию толь­ко с точ­ки зре­ния гон­ки, в этом слу­чае у вас по­яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ст­во, по­сколь­ку у про­тив­ни­ка на де­вят­на­дцать хо­дов боль­ше, чем у вас. Но ес­ли вы ра­зы­грае­те эту по­зи­цию не­сколь­ко раз, то пой­ме­те, что на са­мом де­ле ваш про­тив­ник ста­но­вит­ся ли­де­ром.

Де­ло в том, что две его до­пол­ни­тель­ные фиш­ки мо­гут дать ему воз­мож­ность од­но­вре­мен­но удер­жи­вать стра­те­ги­че­ские пунк­ты в ва­шем До­ме и за­кры­вать пун­кты в сво­ем До­ме, и са­мое важ­ное: он смо­жет по­пы­тать­ся соз­дать бло­ка­ду для ва­ших фи­шек. Пом­ни­те, что при­чи­на, по ко­то­рой соз­дать пол­ную 6-пунк­то­вую бло­­к­аду очень тя­же­ло, за­клю­ча­ет­ся в том, что та­кая бло­ка­да тре­бу­ет две­на­дцать из ва­ших пят­на­дца­ти фи­шек, и при этом у вас ос­та­ет­ся толь­ко три сво­бод­ные фиш­ки. По­ду­май­те, на­сколь­ко лег­че бу­дет скон­ст­руи­ро­вать бло­ка­ду, ес­ли у вас бу­дет две до­пол­ни­тель­ные фиш­ки.

Рас­смот­рим еще од­ну си­туа­цию, при ко­то­рой ваш про­тив­ник на­чи­на­ет иг­ру с пол­ным ко­ли­че­ст­вом фи­шек, а вы – толь­ко с три­на­дца­тью. Хо­тя вы сно­ва бу­де­те впе­ре­ди в гон­ке, одер­жать по­бе­ду в та­кой иг­ре бу­дет слож­нее, по­сколь­ку у вас бу­дет не­дос­та­точ­но ма­те­риа­ла для за­кры­тия клю­че­вых пунк­тов. В опе­ре­жаю­щей иг­ре лишь не­мно­гие пар­тии не­мед­лен­но пре­вра­ща­ют­ся в гон­ку. Боль­шин­ст­во пар­тий тре­бу­ет зна­чи­тель­но­го кон­так­та с фиш­ка­ми про­тив­ни­ка, и по­бе­да в них за­ви­сит от то­го, кто смо­жет луч­ше за­бло­ки­ро­вать и удер­жать оп­по­нен­та. Сле­до­­в­ател­ьно, на­ли­чие все­го три­на­дца­ти фи­шек яв­ля­ет­ся су­ще­ст­вен­ным пре­пят­ст­ви­ем для дос­ти­же­ния по­бе­ды.

Со­хра­няй­те фиш­ки в иг­ре

Как пра­ви­ло, ва­ши стра­те­ги­че­ские це­ли вклю­ча­ют в се­бя удер­жи­ва­ние клю­че­вых пунк­тов в До­ме ва­ше­го про­тив­ни­ка, пунк­тов во Дво­рах, бло­ки­ро­ва­ние фи­шек про­­ти­вн­ика и за­кры­тие мак­си­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ст­ва пунк­тов в сво­ем До­ме. По­сколь­ку вы имее­те ог­ра­ни­чен­ное ко­ли­че­ст­во фи­шек, с по­мо­щью ко­то­рых мо­­ж­ете дос­тичь этих це­лей, важ­но со­хра­нять все фиш­ки в ра­бо­чем по­ло­же­нии, рас­­ста­вляя их та­ким об­ра­зом, что­бы дос­тичь мак­си­маль­но­го пре­иму­ще­ст­ва. Имен­но по этой при­чи­не опыт­ные иг­ро­ки за­кры­ва­ют свой пункт 1 край­не не­охот­но. Ко­гда вы за­кры­вае­те свой пункт 1, фиш­ки в этом пунк­те пер­ма­нент­но вы­хо­дят из иг­ры, они боль­ше не яв­ля­ют­ся строи­те­ля­ми и не мо­гут сфор­ми­ро­вать часть бло­ка­ды. Им боль­ше не­ку­да дви­гать­ся, вы мо­же­те толь­ко снять их с дос­ки. Един­ст­вен­ная их функ­ция – это за­кры­тие пунк­та 1, чем они ус­лож­ня­ют про­тив­ни­ку по­втор­ный ввод в иг­ру по­би­тых фи­шек. По­сле то­го как вы за­кры­ли этот пункт, у вас ос­та­ет­ся три­­н­адцать ак­тив­ных фи­шек, ко­то­ры­ми вы мо­же­те иг­рать.

С точ­ки зре­ния по­зи­ции еще худ­шим яв­ля­ет­ся на­ли­чие треть­ей фиш­ки в пунк­те 1. Та­кая фиш­ка не вы­пол­ня­ет ни­ка­кой по­лез­ной функ­ции, кро­ме то­го, что она на­хо­дит­ся в са­мой ближ­ней по­зи­ции для сня­тия с дос­ки. Та­кая фиш­ка на­зы­ва­ет­­ся «мерт­вой» фиш­кой, и, пе­ре­дви­гая ее в по­ло­же­ние, в ко­то­ром она не уча­ст­ву­ет в даль­ней­шей иг­ре, вы про­сто уби­вае­те ее.

Вся­кий раз, пе­ре­во­дя фиш­ки во внут­рен­ние пунк­ты сво­его До­ма, вы рис­куе­те вы­вес­ти их из иг­ры на­все­гда. Имен­но по­это­му за­кры­тие пунк­та 2 в на­ча­ле иг­ры, как пра­ви­ло, не­же­ла­тель­но. Точ­но так же не сле­ду­ет иметь фи­шек-строи­те­лей, ко­то­рые мо­гут дос­тичь толь­ко внут­рен­них пунк­тов в ва­шем До­ме (ино­гда та­ких строи­те­лей на­зы­ва­ют ми­ни-строи­те­ля­ми).

К примеру, в позиции 17 три фишки-строителя X в пунктах 3 и 4 могут со вре­менем позволить X закрыть пункты 1 и 2 и создать 5-пунктовую доску. Однако по­зиция X была бы значительно лучше, если бы часть этих мини-строителей нахо­дилась дальше от Дома, в пунктах 6 или 13, где они бы с большей вероятностью могли принимать участие в борьбе с фишками О.

Ра­зыг­ры­вай­те пе­ре­гру­жен­ные пунк­ты

или не ска­п­ли­вай­те фиш­ки в од­ном пунк­те

Как пра­ви­ло, вам сле­ду­ет из­бе­гать раз­ме­ще­ния слиш­ком боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва до­­по­лн­ител­ьных фи­шек в уже за­ня­тых ва­ми пунк­тах. Раз­ме­ще­ние пя­ти или шес­ти фи­шек в од­ном пунк­те мо­жет вы­вес­ти эти фиш­ки из иг­ры.

От­час­ти имен­но по этой при­чи­не, не­ко­то­рые иг­ро­ки идут на риск пря­мо­го шо­та, пе­ре­во­дя фиш­ку из пе­ре­гру­жен­но­го пунк­та 6 и ста­вя сло­ты (обыч­но в пунк­те 5, ино­гда в пунк­те 4) на ран­ней ста­дии иг­ры. В на­чаль­ной по­зи­ции иг­рок на­чи­на­ет пар­тию со слиш­ком боль­шим ко­ли­че­ст­вом фи­шек в пунк­те 6, ко­то­рые он мо­жет пе­ре­дви­нуть толь­ко в свой Дом, этот пункт пе­ре­гру­жен до­пол­ни­тель­ны­ми фиш­­к­ами. По­ста­вив слот из это­го пе­ре­гру­жен­но­го пунк­та, он мо­жет на­де­ять­ся на то, что ему уда­ст­ся ис­поль­зо­вать сво­бод­ные фиш­ки для соз­да­ния но­во­го пунк­та. Да­же ес­ли его фиш­ку по­бьют, иг­рок мо­жет уте­шать се­бя тем, что эта по­би­тая фиш­ка в про­цес­се сво­его про­дви­же­ния по дос­ке ста­нет ак­тив­ным уча­ст­ни­ком иг­ры. На са­мом де­ле в не­ко­то­рых опе­ре­жаю­щих по­зи­ци­ях и удер­жи­ваю­щих пар­ти­ях иг­ро­ки тща­тель­но про­ду­мы­ва­ют про­тя­жен­ность сво­их хо­дов, что­бы по­зво­лить сво­им фиш­кам при­ни­мать ак­тив­ное уча­стие в иг­ре.

Да­же ес­ли два ва­ри­ан­та раз­ви­тия иг­ры име­ют при­бли­зи­тель­но рав­ные дос­то­­и­нс­тва, из­на­чаль­ное рас­по­ло­же­ние фи­шек мо­жет дать вам ключ к бо­лее удач­но­­му хо­ду. Дру­ги­ми сло­ва­ми, ес­ли все дру­гие фак­то­ры рав­но­знач­ны, пы­тай­тесь ра­­з­ыграть свои пе­ре­гру­жен­ные пунк­ты.

Не ого­ляй­те пунк­ты

В по­зи­ции 18 боль­шин­ст­во иг­ро­ков ав­то­ма­ти­че­ски за­кры­ва­ют пункт 5 хо­дом 7/5, 8/5. Но в этом слу­чае пра­виль­ным бу­дет за­кры­тие пунк­та 4 хо­дом 6/4, 7/4. Это не оз­на­ча­ет, что пункт 4 име­ет боль­шее зна­че­ние, чем пункт 5: ес­ли бы все ос­таль­ные час­ти по­зи­ции бы­ли рав­ны­ми, за­кры­тие пунк­та 5 бы­ло бы бо­лее пред­­по­чт­ител­ьно. Од­на­ко рас­по­ло­же­ние фи­шек по­сле это­го хо­да яв­ля­ет­ся впол­не су­­щ­ес­тве­нным фак­то­ром, оп­рав­ды­ваю­щим за­кры­тие пунк­та 4.

Да­вай­те срав­ним рас­пре­де­ле­ние сво­бод­ных фи­шек или строи­те­лей по­сле осу­­щ­ес­т­вл­ения ка­ж­до­го из воз­мож­ных хо­дов:

Ес­ли вы за­крое­те пункт 5 хо­дом 8/5, 7/5, ре­зуль­та­тив­ное рас­пре­де­ле­ние стро­­ит­елей в пунк­тах 5, 6, 7 и 8 бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом – 0, 3, 0 и 0 со­от­вет­ст­вен­но. Это наи­худ­ший из воз­мож­ных ва­ри­ан­тов рас­по­ло­же­ния строи­те­­лей. Вы со­бра­ли слиш­ком мно­го фи­шек в пунк­те 6, и при этом у вас нет строи­те­­лей в трех дру­гих пунк­тах. Этот при­мер ил­лю­ст­ри­ру­ет еще од­ну из важ­ных кон­­це­пций рас­пре­де­ле­ния фи­шек: вы долж­ны не толь­ко из­бе­гать ско­п­ле­ния слиш­ком боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек в од­ном пунк­те, но вам так­же сле­ду­ет ос­те­ре­гать­ся не­дос­та­точ­но­го их ко­ли­че­ст­ва в важ­ных пунк­тах. Пункт, в ко­то­ром нет до­пол­ни­­тел­ьных строи­те­лей, на­зы­ва­ет­ся «ого­лен­ным». По­сколь­ку все ва­ши по­тен­ци­аль­­ные строи­те­ли на­хо­дят­ся в пунк­те 6, вам, ве­ро­ят­но, при­дет­ся сде­лать не­сколь­ко бро­сков, пре­ж­де чем вы смо­же­те соз­дать до­пол­ни­тель­ный пункт.

Ес­ли вме­сто пунк­та 5 вы за­крое­те пункт 4 хо­дом 7/4, 6/4, рас­пре­де­ле­ние стро­­ит­елей в пунк­тах 4, 6, 7 и 8 бу­дет вы­гля­деть сле­дую­щим об­ра­зом – 0, 2, 0 и 1 со­от­вет­ст­вен­но. Та­кое рас­пре­де­ле­ние строи­те­лей го­раз­до луч­ше, чем в пре­ды­ду­­щей по­зи­ции. Те­перь вы имее­те двух ак­тив­ных строи­те­лей (в пунк­тах 6 и 8), а ваш пункт 6 уже пе­ре­гру­жен в мень­шей сте­пе­ни. Сле­до­ва­тель­но, ва­ши шан­сы на за­­кр­ытие но­вых пунк­тов на­мно­го вы­ше и вы мо­же­те ока­зы­вать боль­шее дав­ле­ние на фиш­ки про­тив­ни­ка в сво­ем До­ме.

Точ­но так же в по­зи­ции 19 X име­ет воз­мож­ность для за­кры­тия бар-пунк­та хо­дом 10/7, 9/7. Од­на­ко в ре­зуль­та­те по­яв­ля­ют­ся строи­те­ли толь­ко в пунк­тах 6 и 8, ко­то­рые не смо­гут не­мед­лен­но за­нять ка­кие-ли­бо хо­ро­шие пунк­ты. Хо­тя об­ла­да­­ние бар-пунк­том име­ет ог­ром­ное зна­че­ние для иг­ры, бо­лее ди­на­мич­ным и в ко­­не­чном ито­ге бо­лее удач­ным яв­ля­ет­ся ход 13/10, 24/22.

Пункт 10 сам по се­бе не име­ет та­кой цен­но­сти, как бар-пункт. Но, сде­лав пред­­л­оже­нный на­ми ход, вы обес­пе­чи­вае­те се­бя строи­те­ля­ми в пунк­тах 6, 8, 9 и 10. Эти фиш­ки ока­зы­ва­ют боль­шее дав­ле­ние на О, сдер­жи­вая его про­дви­же­ние по ва­ше­му До­му или пре­дот­вра­щая пол­ный вы­вод его фи­шек из ва­ше­го До­ма. Бо­лее то­го, у вас есть от­лич­ный шанс за­крыть клю­че­вой пункт (4, 5 или бар-пункт) в сле­дую­щем бро­ске.

Вто­рая часть хо­да 24/22 по­зво­ля­ет пе­ре­вес­ти фиш­ку в пункт 22. Раз­де­ле­ние фи­шек и пе­ре­вод од­ной из них в пункт 22 умень­ша­ет гиб­кость по­зи­ции О дву­мя спо­со­ба­ми. Во-пер­вых, та­кой ход из­ме­ня­ет ста­тус вто­рой фиш­ки О в пунк­те 17: бо­лее или ме­нее ак­тив­ный строи­тель ста­но­вит­ся от­но­си­тель­но пас­сив­ным, по­сколь­­ку у вас есть фиш­ка, ко­то­рая при­кры­ва­ет пункт 22. Во-вто­рых, вы де­лае­те бо­лее опас­ным пе­ре­вод строи­те­лей О в его Двор для соз­да­ния но­вых пунк­тов, по­сколь­­ку ва­ша фиш­ка мо­жет лег­ко дос­тичь Дво­ра О.

При рас­смот­ре­нии по­зи­ции 18 мы уже по­ня­ли, что край­не важ­но не толь­ко из­­б­егать ско­п­ле­ния слиш­ком боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва фи­шек в од­ном пунк­те, но и ого­­л­ения пунк­тов. Вы долж­ны по­сто­ян­но пы­тать­ся соз­да­вать под­виж­ную, гиб­кую по­­з­ицию, в ко­то­рой у вас бу­дут сво­бод­ные для ак­тив­ных дей­ст­вий фиш­ки. Не­спо­­со­бность со­хра­нить сво­бод­ные фиш­ки час­то при­во­дит к уве­ли­че­нию ко­ли­че­ст­ва не­удоб­ных для иг­ры чи­сел.

От­сут­ст­вие сво­бод­ных фи­шек мо­жет быть вы­зва­но их убий­ст­вом (т.е. пе­ре­во­­дом фи­шек во внут­рен­ние пунк­ты До­ма) или по­пыт­ка­ми удер­жать слиш­ком боль­шое ко­ли­че­ст­во пунк­тов без аде­к­ват­но­го за­па­са сво­бод­ных фи­шек. Аде­к­ват­ность за­па­са сво­бод­ных фи­шек час­то за­ви­сит от бо­лее слож­ных при­чин, ко­то­рые мы рас­­смо­трим не­сколь­ко поз­же. Од­на­ко один из та­ких при­ме­ров мы про­ил­лю­ст­ри­ру­ем сей­час, не­смот­ря на его ус­лож­нен­ность.

В по­зи­ции 20 X, ве­ро­ят­нее все­го, хо­тел бы удер­жать свой пункт 10, что по­­зв­ол­яет мак­си­маль­но эф­фек­тив­но удер­жи­вать даль­ние фиш­ки О, ко­то­рые на­хо­­дя­тся на рас­стоя­нии в пять ша­гов от дан­но­го пунк­та. Но в дан­ной си­туа­ции пра­­вил­ьным бу­дет ход 10/8, 10/4. Та­кой ва­ри­ант раз­ви­тия иг­ры да­ет X сво­бод­ную фиш­ку в пунк­те 8 и по­зво­ля­ет ему сде­лать бо­лее удач­ный ход при по­сле­дую­щем вы­па­де­нии боль­ших чи­сел.

Мо­жет по­ка­зать­ся, что, ес­ли бы X сыг­рал 8/6, 8/2, его по­зи­ция бы­ла бы бо­лее силь­ной. Но в дей­ст­ви­тель­но­сти же она бо­лее уяз­ви­ма, по­сколь­ку X те­ря­ет строи­те­лей и не смо­жет впо­след­ст­вии со­хра­нить соз­дав­шее­ся по­ло­же­ние.

В сле­дую­щей гла­ве мы от­ве­тим на во­прос, ка­ким об­ра­зом не­об­хо­ди­мо раз­ме­­щать фиш­ки, что­бы по­лу­чить мак­си­маль­ные воз­мож­но­сти для дос­ти­же­ния ва­ших стра­те­ги­че­ских це­лей и ог­ра­ни­че­ния дей­ст­вий ва­ше­го про­тив­ни­ка.


ГЛА­ВА 13

ДУБ­ЛИ­РО­ВА­НИЕ

И ДИ­ВЕР­СИ­ФИ­КА­ЦИЯ

В дан­ной гла­ве мы рас­ска­жем, как вы мо­же­те уве­ли­чить ко­ли­че­ст­во ком­би­на­ций, бла­го­твор­ных для вас (ди­вер­си­фи­ка­ция) ли­бо умень­шить ко­ли­че­ст­во ком­би­на­­ций, бла­го­при­ят­ных для ва­ше­го про­тив­ни­ка (дуб­ли­ро­ва­ние).

Эта гла­ва до­воль­но об­шир­на и под­час изо­би­лу­ет тех­ни­че­ски­ми де­та­ля­ми. Ес­ли эти кон­цеп­ции вам не­зна­ко­мы, мы ре­ко­мен­ду­ем вам изу­чить толь­ко пер­вые две по­зи­ции и пе­рей­ти не­по­сред­ст­вен­но к фун­да­мен­таль­ным ас­пек­там стра­те­гии и иг­ры. По­сле­дую­щие гла­вы мож­но чи­тать и без оз­на­ком­ле­ния с прин­ци­па­ми дуб­­л­ир­ов­ания и ди­вер­си­фи­ка­ции. Вы мо­же­те вер­нуть­ся к этой гла­ве не­сколь­ко поз­же, что­бы бо­лее де­таль­но оз­на­ко­мить­ся с дан­ны­ми прин­ци­па­ми.

Мы нач­нем с рас­смот­ре­ния прин­ци­па, при­ме­няе­мо­го при обо­ро­не сво­их по­зи­­ций: прин­ци­па дуб­ли­ро­ва­ния.

Дуб­ли­ро­ва­ние

Дуб­ли­ро­ва­ние чи­сел, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы ва­ше­му про­тив­ни­ку для по­би­тия

       
   
 

В по­зи­ции 1 вы вы­ну­ж­де­ны ос­та­вить два бло­та в раз­лич­ных пунк­тах дос­ки. Ес­ли вы пе­ре­дви­не­те од­ну фиш­ку как мож­но даль­ше 18/11 (по­зи­ция 1А), обе ва­ши фиш­ки бу­дут под уг­ро­зой уда­ра про­тив­ни­ка: од­на под уг­ро­зой шо­та с рас­стоя­ния в че­ты­ре пунк­та, и вто­рая – под уг­ро­зой шо­та с рас­стоя­ния в пять пунк­тов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: