Правильный ход – это 23/22, при котором блот передвигается в пункт 22. При кажущемся ограничении шансов на побег вы на самом деле увеличиваете их, так как теперь у вас есть больше чисел, позволяющих вывести фишки из Дома противника (т.е. 4 или 6).
Естественно, вы не только пытаетесь увеличить собственную гибкость и мобильность, передвигая правильно свои фишки, вы также пытаетесь ограничить мобильность вашего противника. В главе 13 мы рассказываем, как именно вы можете ограничить определенное количество хороших бросков вашего противника.
Позиция 7 показывает нам, как можно ограничить количество активных строителей вашего противника.
В данной позиции О хотел бы передвинуть фишки из пункта 17 или 16, чтобы закрыть более важные пункты (21, 20) в своем Доме. Сыграв число 2 в пункт 22 (ход 24/22), вы эффективно замораживаете строителей противника в пунктах 17 и 16, поскольку О больше не может трогать фишки в этих пунктах, не оставив возможности для прямого шота с расстояния в пять или шесть пунктов. Следовательно, сделав его активных строителей неактивными, вы уменьшаете шансы О на улучшение своей позиции.
|
|
Возможная опасность того, что О в ответ побьет ваш блот, не так велика, как кажется. О удерживает только один пункт в своем Доме, что позволяет вам немедленно ввести фишку в игру в случае ее побития. Более того, ваш противник не захочет немедленно закрывать пункты 22 и 21, которые находятся глубоко внутри его Дома.
Дополнительная угроза для строителей
Если X (3-1) сыграет 9/5 в позиции 8, обезопасив свой блот, у него будет два активных строителя, которые могут достичь его Дома из пунктов 6 и 8 (позиция 8А).
Но, если он сыграет 8/5, 6/5 (позиция 8В), у него будет три с половиной активных строителя: по одному в пунктах 5, 6 и 9 и половина в пункте 8. Фишка-строитель называется полуактивной, если игрок сомневается, стоит ли использовать эту фишку. В данной позиции X для того чтобы закрыть пункт, побив блот О, пришлось вы разбить пункт 8, оставив свой блот. Так как половину своего броска О был бы вынужден потратить на ввод в игру побитой фишки, X оставил бы своему противнику возможность побить только непрямой шот.
Хотя первый вариант развития игры 9/5 является полностью безопасным, более опытный игрок поймет, что другой предложенный ход (8/5, 6/5) намного лучше. Это действительно так, несмотря на тот факт что X оставляет возможность двух непрямых шотов для О, которые позволят побить блот в пункте 9.
|
|
Как показывает данный пример, вы должны иногда идти на дополнительный риск, чтобы создать новых строителей. Игрок, который играет абсолютно безопасно и скапливает все свои фишки на уже закрытых пунктах (такой стиль игры называют «созданием подсвечников»), обычно обрекает себя на статичную игру, что само по себе более опасно, нежели подвижная игра.
Ярким примером чрезмерно осторожного и неконструктивного хода является ход 13/8 при комбинации 3-2 в дебютном броске, как это показано в позиции 9А.
Правильным ходом будет передвижение двух строителей из среднего пункта ходом 13/11, 13/10, что позволит этим фишкам при необходимости достичь ключевых пунктов 4, 5 и бар-пункта (позиция 9В). Риск побития фишек непрямым шотом вполне оправдывается возможной выгодой от закрытия этих пунктов. Для того чтобы закрыть нужные пункты, вы не должны пассивно ожидать возникновения хорошей позиции или удачного броска. Вместо этого вам следует активно мобилизовать свои ресурсы и создавать позиции, при которых вы сможете выгодно использовать хорошие броски.
Первые три примера (позиции 1, 2 и 3) в данном разделе проиллюстрировали позиции, в которых осторожный стиль игры позволял создавать дополнительных строителей без избыточного риска. Однако на практике часто возникает следующий конфликт: для того чтобы максимально развернуть свои фишки и создать строителей, приходится оставлять блоты, которые увеличивают опасность побития ваших фишек. Следовательно, вы всегда должны сравнивать конструктивный потенциал фишки как дополнительного строителя и потерю безопасности этой фишки в положении блота. Во многих из следующих глав, в частности в главе 16, мы анализируем ситуации, в которых дополнительный риск оправдан.
Последний пример (10) показывает, что в начале игры приобретение дополнительного строителя более чем оправдывает риск побития фишки непрямым шотом. Иногда оставлять возможности для прямых шотов, чтобы увеличить свою строительную базу, даже рекомендуется. Это позиция, которая часто разыгрывается неверно. Правильный ход выглядит так – 24/20*, 13/11. Несмотря на то что вы оставляете прямой шот с расстояния трех шагов в пункте 15 и пункте 20, этот ход является лучшим. (Читатель, который ознакомится со следующей главой, поймет, что значимость этого шота с расстояния трех пунктов несколько уменьшается благодаря дублированию.) Такой ход обеспечивает вас тремя строителями вместо одного вне вашего Дома (если вы обезопасите фишку в пункте 15) и дает шанс на более выгодное расположение фишек в начале игры. Такое лидерство по положению фишек вполне оправдывает риск прямого шота.
В каких ситуациях вы можете безопасно создавать строителей
Сейчас мы рассмотрим несколько типичных ситуаций, при которых дополнительные строители могут быть созданы при минимальном риске или вообще без какого-либо риска для вас. Несмотря на свою особую природу эти ситуации возникают довольно часто и должны быть тщательно изучены.
|
|
Когда противник безвреден
Во-первых, давайте рассмотрим позицию, в которой противник не полностью безвреден для вас.
В позиции 11А при создании дополнительного строителя необходимо пойти на необоснованный риск. X начинает с побития блота О, 6/5*(2). С помощью остальных чисел броска X хотел бы разделить свои фишки и перевести одну из них в бар-пункт (8/7), чтобы создать дополнительного строителя, но риск в этом случае неоправданно высок. X поступил бы очень глупо, если бы дал своему противнику десять комбинаций, которые позволят О побить его (2-5, 2-6, 3-4, 3-5, 3-6), когда он уже практически победил в игре. Поскольку X не может создать дополнительного строителя безопасно, правильный ход должен быть таким: 6/5*(2), 11/9.
В позиции 11В у О одна фишка на баре. Теперь правильный ход для X выглядит следующим образом: 6/5*(2), 8/7, 11/10. Закрывая пункт 5, вы выбиваете вторую фишку противника на бар и создаете ситуацию, когда вы можете оставлять блоты совершенно спокойно, поскольку О должен использовать оба числа своего следующего броска для ввода в игру побитых фишек. У него не остается свободных чисел, для того чтобы побить ваши блоты. Разбивая свой пункт 8 и передвигая фишку в бар-пункт, вы увеличиваете свою огневую мощь в Доме.
Если у вашего противника две фишки на баре, вы всегда должны концентрировать свои усилия на создании новых строителей вне своего Дома. Вам следует ходить своими фишками конструктивно, не уделяя слишком большого внимания обеспечению их безопасности. Если у вашего противника есть две фишки на баре, ему понадобятся все числа, выпавшие при броске (кроме случаев выпадения дублей), для ввода этих фишек в игру. Следовательно, у него не останется чисел для побития ваших фишек, и ему сильно повезет, если он вдруг сможет ввести в игру обе фишки за один бросок.
|
|
Аналогично в позиции 12 правильным является ход бар/24, 13/12*/11*, 7/6. И снова, послав две фишки противника на бар, вы сделали его безвредным для ваших фишек. В данном случае вместо того, чтобы удерживать пункты в своем Дворе, вам следует разбить их, чтобы создать дополнительных строителей, которые смогут побить фишки противника, если он сможет ввести их в ваш Дом. Заметьте, что использование последнего числа 1 для хода 7/6 более разумно, чем использование этого же числа для хода 11/10, поскольку это позволяет вам создать дополнительного строителя для всех трех открытых пунктов (пункты 2, 3, 4) в вашем Доме. Передвижение фишки в пункт 10 создает дополнительного строителя только для пункта 4.
Тот же принцип распределения ваших фишек для достижения максимального преимущества применяется и тогда, когда на баре находятся три или более фишек вашего противника.
Еще один пример ситуации, в которой ваш противник безобиден для вас и где вы можете безопасно развернуть свои фишки для максимальной диверсификации, представлен в позиции 13. Правильный ход выглядит так: 22/18. В данной ситуации О находится в ловушке позади полной 6-пунктовой блокады. X не может проиграть партию в том случае, если его побьют и он задержится на баре или противник закроет для X свою доску, поскольку две дальние фишки О не смогут покинуть Дом X. Только X сам может разбить свою блокаду. Для того чтобы избежать возможности выбрасывания числа, которое может вынудить его разбить свою блокаду (например, 3-3 или 6-6), X выводит свои фишки в бар-пункт противника. Развертывание ваших фишек не только гарантирует вашу победу в игре, но и увеличивает шансы на побитие фишки противника и выигрыш гэммона.
Еще более очевидный пример беззащитности вашего противника показан в позиции 14, где у вас полностью закрытая доска. В данном случае правильным будет ход 13/10, 24/22. Разделяя свои дальние фишки, вы переводите своего строителя на позицию, с которой он может угрожать блоту О, и облегчаете дальнейший вывод своих фишек.
В позиции 15 О имеет одну фишку на баре, которую ему придется вводить в игру при наличии пяти закрытых пунктов в Доме X. Шансы О на ввод в игру этой фишки невелики. Хотя О не полностью безвреден, X должен начать выводить свои дальние фишки ближе к своему Дому. Следовательно, правильным будет ход 24/18. Если О удастся ввести фишку в игру немедленно, X может столкнуться с серьезными неприятностями. Но дальнейшее удерживание фишек в пункте 24 дает X весьма смутные перспективы. Вы должны воспользоваться возможностью для выгодного передвижения ваших фишек, пока О занят повторным вводом в игру своей фишки из бара.
Создание строителей в случаях,
когда противник имеет блоты в своем Доме
Еще одна особая возможность для создания строителей возникает в тех случаях, если ваш противник имеет блот или блоты в своем Доме.
В позиции 16А у О нет блотов в его Доме. Здесь X хотел бы разделить свои фишки ходом 10/9, чтобы создать дополнительного строителя для закрытия стратегически важного пункта 5 или бар-пункта. Однако риск слишком велик. Несмотря на то что X не оставляет прямых шотов для блотов О в пункте 1 и пункте 2, на самом деле в этой позиции существует возможность для шестнадцати непрямых шотов. Возможность шестнадцати непрямых шотов дает О большие шансы на побитие противника, нежели одинарный простой прямой шот. Конструктивным ходом без такого риска является ход 24/23. Этот ход позволяет еще одной фишке косвенно влиять на положение дел во Дворе О, практически аналогично блотам О.
Если в этой позиции перевести одну фишку О с 19-го пункта в 20-й, последующий ход X резко меняется. X также хочет разделить фишки в пункте 10 – 10/9, чтобы они могли достичь пункта 5 и бар-пункта, но опасность побития с помощью шестнадцати комбинаций может послужить сдерживающим фактором. Может, но не должна! Как и в предыдущем примере, ваш противник может побить вас с помощью непрямого или комбинационного шота, который вынудит его использовать все числа броска, поэтому он не сможет одновременно побить вас и обезопасить свой блот в пункте 20 (если только он не выбросит 4-4). Если он побьет вас, у вас появится возможность двойного прямого шота (числом 4 из пункта 24 и числом 5 из бара) для побития блота О в его Доме.
Принцип, проиллюстрированный при сравнении позиций этих позиций состоит в том, что вы всегда можете более свободно оставлять возможности для комбинационных шотов, чтобы создавать строителей, либо для других целей: когда ваш противник имеет блот или блоты в своем Доме.
До этого момента мы в основном были озабочены эффективным использованием фишек для создания строителей. Теперь давайте рассмотрим в общих чертах, как вы можете размещать свои фишки, чтобы использовать их более конструктивно.
Гибкость
Вместо того чтобы считать свои фишки пассивным имуществом, просто проводимое через игральную доску, их стоит рассматривать как активный капитал, который вы можете использовать весьма конструктивно.
Для того чтобы проиллюстрировать этот важный принцип, давайте рассмотрим следующее предположение: ваш противник предлагает вам начать игру с двумя дополнительными фишками – одной в его среднем пункте и одной в его пункте 6. Если смотреть на эту ситуацию только с точки зрения гонки, в этом случае у вас появляется преимущество, поскольку у противника на девятнадцать ходов больше, чем у вас. Но если вы разыграете эту позицию несколько раз, то поймете, что на самом деле ваш противник становится лидером.
Дело в том, что две его дополнительные фишки могут дать ему возможность одновременно удерживать стратегические пункты в вашем Доме и закрывать пункты в своем Доме, и самое важное: он сможет попытаться создать блокаду для ваших фишек. Помните, что причина, по которой создать полную 6-пунктовую блокаду очень тяжело, заключается в том, что такая блокада требует двенадцать из ваших пятнадцати фишек, и при этом у вас остается только три свободные фишки. Подумайте, насколько легче будет сконструировать блокаду, если у вас будет две дополнительные фишки.
Рассмотрим еще одну ситуацию, при которой ваш противник начинает игру с полным количеством фишек, а вы – только с тринадцатью. Хотя вы снова будете впереди в гонке, одержать победу в такой игре будет сложнее, поскольку у вас будет недостаточно материала для закрытия ключевых пунктов. В опережающей игре лишь немногие партии немедленно превращаются в гонку. Большинство партий требует значительного контакта с фишками противника, и победа в них зависит от того, кто сможет лучше заблокировать и удержать оппонента. Следовательно, наличие всего тринадцати фишек является существенным препятствием для достижения победы.
Сохраняйте фишки в игре
Как правило, ваши стратегические цели включают в себя удерживание ключевых пунктов в Доме вашего противника, пунктов во Дворах, блокирование фишек противника и закрытие максимально возможного количества пунктов в своем Доме. Поскольку вы имеете ограниченное количество фишек, с помощью которых можете достичь этих целей, важно сохранять все фишки в рабочем положении, расставляя их таким образом, чтобы достичь максимального преимущества. Именно по этой причине опытные игроки закрывают свой пункт 1 крайне неохотно. Когда вы закрываете свой пункт 1, фишки в этом пункте перманентно выходят из игры, они больше не являются строителями и не могут сформировать часть блокады. Им больше некуда двигаться, вы можете только снять их с доски. Единственная их функция – это закрытие пункта 1, чем они усложняют противнику повторный ввод в игру побитых фишек. После того как вы закрыли этот пункт, у вас остается тринадцать активных фишек, которыми вы можете играть.
С точки зрения позиции еще худшим является наличие третьей фишки в пункте 1. Такая фишка не выполняет никакой полезной функции, кроме того, что она находится в самой ближней позиции для снятия с доски. Такая фишка называется «мертвой» фишкой, и, передвигая ее в положение, в котором она не участвует в дальнейшей игре, вы просто убиваете ее.
Всякий раз, переводя фишки во внутренние пункты своего Дома, вы рискуете вывести их из игры навсегда. Именно поэтому закрытие пункта 2 в начале игры, как правило, нежелательно. Точно так же не следует иметь фишек-строителей, которые могут достичь только внутренних пунктов в вашем Доме (иногда таких строителей называют мини-строителями).
К примеру, в позиции 17 три фишки-строителя X в пунктах 3 и 4 могут со временем позволить X закрыть пункты 1 и 2 и создать 5-пунктовую доску. Однако позиция X была бы значительно лучше, если бы часть этих мини-строителей находилась дальше от Дома, в пунктах 6 или 13, где они бы с большей вероятностью могли принимать участие в борьбе с фишками О.
Разыгрывайте перегруженные пункты
или не скапливайте фишки в одном пункте
Как правило, вам следует избегать размещения слишком большого количества дополнительных фишек в уже занятых вами пунктах. Размещение пяти или шести фишек в одном пункте может вывести эти фишки из игры.
Отчасти именно по этой причине, некоторые игроки идут на риск прямого шота, переводя фишку из перегруженного пункта 6 и ставя слоты (обычно в пункте 5, иногда в пункте 4) на ранней стадии игры. В начальной позиции игрок начинает партию со слишком большим количеством фишек в пункте 6, которые он может передвинуть только в свой Дом, этот пункт перегружен дополнительными фишками. Поставив слот из этого перегруженного пункта, он может надеяться на то, что ему удастся использовать свободные фишки для создания нового пункта. Даже если его фишку побьют, игрок может утешать себя тем, что эта побитая фишка в процессе своего продвижения по доске станет активным участником игры. На самом деле в некоторых опережающих позициях и удерживающих партиях игроки тщательно продумывают протяженность своих ходов, чтобы позволить своим фишкам принимать активное участие в игре.
Даже если два варианта развития игры имеют приблизительно равные достоинства, изначальное расположение фишек может дать вам ключ к более удачному ходу. Другими словами, если все другие факторы равнозначны, пытайтесь разыграть свои перегруженные пункты.
Не оголяйте пункты
В позиции 18 большинство игроков автоматически закрывают пункт 5 ходом 7/5, 8/5. Но в этом случае правильным будет закрытие пункта 4 ходом 6/4, 7/4. Это не означает, что пункт 4 имеет большее значение, чем пункт 5: если бы все остальные части позиции были равными, закрытие пункта 5 было бы более предпочтительно. Однако расположение фишек после этого хода является вполне существенным фактором, оправдывающим закрытие пункта 4.
Давайте сравним распределение свободных фишек или строителей после осуществления каждого из возможных ходов:
Если вы закроете пункт 5 ходом 8/5, 7/5, результативное распределение строителей в пунктах 5, 6, 7 и 8 будет выглядеть следующим образом – 0, 3, 0 и 0 соответственно. Это наихудший из возможных вариантов расположения строителей. Вы собрали слишком много фишек в пункте 6, и при этом у вас нет строителей в трех других пунктах. Этот пример иллюстрирует еще одну из важных концепций распределения фишек: вы должны не только избегать скопления слишком большого количества фишек в одном пункте, но вам также следует остерегаться недостаточного их количества в важных пунктах. Пункт, в котором нет дополнительных строителей, называется «оголенным». Поскольку все ваши потенциальные строители находятся в пункте 6, вам, вероятно, придется сделать несколько бросков, прежде чем вы сможете создать дополнительный пункт.
Если вместо пункта 5 вы закроете пункт 4 ходом 7/4, 6/4, распределение строителей в пунктах 4, 6, 7 и 8 будет выглядеть следующим образом – 0, 2, 0 и 1 соответственно. Такое распределение строителей гораздо лучше, чем в предыдущей позиции. Теперь вы имеете двух активных строителей (в пунктах 6 и 8), а ваш пункт 6 уже перегружен в меньшей степени. Следовательно, ваши шансы на закрытие новых пунктов намного выше и вы можете оказывать большее давление на фишки противника в своем Доме.
Точно так же в позиции 19 X имеет возможность для закрытия бар-пункта ходом 10/7, 9/7. Однако в результате появляются строители только в пунктах 6 и 8, которые не смогут немедленно занять какие-либо хорошие пункты. Хотя обладание бар-пунктом имеет огромное значение для игры, более динамичным и в конечном итоге более удачным является ход 13/10, 24/22.
Пункт 10 сам по себе не имеет такой ценности, как бар-пункт. Но, сделав предложенный нами ход, вы обеспечиваете себя строителями в пунктах 6, 8, 9 и 10. Эти фишки оказывают большее давление на О, сдерживая его продвижение по вашему Дому или предотвращая полный вывод его фишек из вашего Дома. Более того, у вас есть отличный шанс закрыть ключевой пункт (4, 5 или бар-пункт) в следующем броске.
Вторая часть хода 24/22 позволяет перевести фишку в пункт 22. Разделение фишек и перевод одной из них в пункт 22 уменьшает гибкость позиции О двумя способами. Во-первых, такой ход изменяет статус второй фишки О в пункте 17: более или менее активный строитель становится относительно пассивным, поскольку у вас есть фишка, которая прикрывает пункт 22. Во-вторых, вы делаете более опасным перевод строителей О в его Двор для создания новых пунктов, поскольку ваша фишка может легко достичь Двора О.
При рассмотрении позиции 18 мы уже поняли, что крайне важно не только избегать скопления слишком большого количества фишек в одном пункте, но и оголения пунктов. Вы должны постоянно пытаться создавать подвижную, гибкую позицию, в которой у вас будут свободные для активных действий фишки. Неспособность сохранить свободные фишки часто приводит к увеличению количества неудобных для игры чисел.
Отсутствие свободных фишек может быть вызвано их убийством (т.е. переводом фишек во внутренние пункты Дома) или попытками удержать слишком большое количество пунктов без адекватного запаса свободных фишек. Адекватность запаса свободных фишек часто зависит от более сложных причин, которые мы рассмотрим несколько позже. Однако один из таких примеров мы проиллюстрируем сейчас, несмотря на его усложненность.
В позиции 20 X, вероятнее всего, хотел бы удержать свой пункт 10, что позволяет максимально эффективно удерживать дальние фишки О, которые находятся на расстоянии в пять шагов от данного пункта. Но в данной ситуации правильным будет ход 10/8, 10/4. Такой вариант развития игры дает X свободную фишку в пункте 8 и позволяет ему сделать более удачный ход при последующем выпадении больших чисел.
Может показаться, что, если бы X сыграл 8/6, 8/2, его позиция была бы более сильной. Но в действительности же она более уязвима, поскольку X теряет строителей и не сможет впоследствии сохранить создавшееся положение.
В следующей главе мы ответим на вопрос, каким образом необходимо размещать фишки, чтобы получить максимальные возможности для достижения ваших стратегических целей и ограничения действий вашего противника.
ГЛАВА 13
ДУБЛИРОВАНИЕ
И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
В данной главе мы расскажем, как вы можете увеличить количество комбинаций, благотворных для вас (диверсификация) либо уменьшить количество комбинаций, благоприятных для вашего противника (дублирование).
Эта глава довольно обширна и подчас изобилует техническими деталями. Если эти концепции вам незнакомы, мы рекомендуем вам изучить только первые две позиции и перейти непосредственно к фундаментальным аспектам стратегии и игры. Последующие главы можно читать и без ознакомления с принципами дублирования и диверсификации. Вы можете вернуться к этой главе несколько позже, чтобы более детально ознакомиться с данными принципами.
Мы начнем с рассмотрения принципа, применяемого при обороне своих позиций: принципа дублирования.
Дублирование
Дублирование чисел, которые необходимы вашему противнику для побития
В позиции 1 вы вынуждены оставить два блота в различных пунктах доски. Если вы передвинете одну фишку как можно дальше 18/11 (позиция 1А), обе ваши фишки будут под угрозой удара противника: одна под угрозой шота с расстояния в четыре пункта, и вторая – под угрозой шота с расстояния в пять пунктов.