Возможные виды психокоррекционных заданий:
1) графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
2) нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос;
3) нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;
4) нарисовать точки в разных комбинациях;
5) нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести;
6) «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги, ребенок рядом воспроизводит такую же;
7) нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;
8) слепить различные формы из пластилина.
Перед началом выполнения заданий следует обсудить с ребенком предстоящие действия, спланировать его движения.
Метод игнорирования применим в тех. случаях, когда ребенку уделяли чрезмерное внимание и когда имеются ипохондрические признаки. В подобных случаях заранее говорят ребенку, что не признают у него никаких особенностей и что все они — результат его воображения и притворства. Лучше и вернее, не говоря об этом воспитаннику, не обращать внимания на его заявления о том, что он не такой, как другие дети.
Метод «заставания врасплох», или метод «ошеломления», состоит в том, что на ребенка воздействуют путем энергичных требований и запретов, например: «Подними руку. Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко» и т. п. Вследствие этого у ребенка остается меньше времени, чтобы заострять внимание на своем состоянии, и он приучается адекватно реагировать на просьбы и указания.
Метод речевого опосредования деятельности. Данный метод может осуществляться в двух направлениях. Первое направление — от обязательного проговаривания ребенком того, что он должен сделать и как это выполнить, к самостоятельному вычленению и речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности; далее — от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и речевому оформлению средств ее достижения, и уже на этой основе — к собственному целеполаганию и планированию при соответствующем речевом оформлении. Второе направление — постепенное продвижение детей от развернутого речевого опосредования предстоящей деятельности к развернутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свернутому планированию про себя.
Коррекционное воздействие на детей должно строиться с учетом психологических особенностей детей с ЗПР определенной возрастной группы. При работе необходимо учитывать следующие особенности детей с ЗПР:
1) нестойкость и незрелость эмоциональной сферы;
2) истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность;
3) изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления).
На этом основании в работу необходимо включить коррек-ционную программу для детей с ЗПР младшего подросткового возраста.
Программа рассчитана на 7 дней. Цель программы — активизация мыслительной деятельности детей. Продолжительность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных занятий предшествует проведение психодиагностического исследования мыслительных и мнемических особенностей.